ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-784/2022 от 22.06.2022 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-784/2022

УИД 33RS0011-01-2022-000889-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 22 июня 2022 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Никифорова К.С.,

при секретаре Алекаевой А.А.,

с участием прокурора Егорова В.В.,

представителей административных ответчиков администрации города Коврова, МКУ «Управление культуры и молодёжной политики» Перфиловой А.А., Мустафаевой Т.М., действующих на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

директора МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» Смирнова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковровского городского прокурора к администрации г. Коврова, Управлению культуры администрации г. Коврова, Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области об обязании привести объект культурного наследия - «Дом Шуберта XIX в.», расположенный по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 7,

установил:

Ковровский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Коврова, МКУ «Управление культуры и молодёжной политики», Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области об обязании привести объект культурного наследия - «Дом Шуберта XIX в.», расположенный по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 7.

В обоснование заявленных требований (с учётом представленных уточнений и дополнительных доказательств) указал, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия на территории г. Коврова Владимирской области. Проверка показала, что муниципальному образованию на праве собственности принадлежит объект культурного наследия - «Дом Шуберта XIX в.», расположенный по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 7, переданный в оперативное управление МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1». В соответствии с приложением к Правилам землепользования и застройки города Коврова Владимирской области «Дом Шуберта XIX в.» отнесён к выявленным объектам культурного наследия (приказ инспекции по охране объектов культурного наследия от 01.07.2008 № 01-92 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Владимирской области»). По результатам обследования данного объекта Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (в настоящее время - Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области) составлен акт технического состояния от 09.04.2008 № 171. Из содержания данного акта следует, что для обеспечения сохранности объекта и создания благоприятных условий для функционального использования собственник или иной законный владелец обязан, в том числе периодически проводить поддерживающий косметический ремонт. Кроме того, МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» выдано охранное обязательство от 03.06.2008 № 124 (с учётом требований Федерального закона № 73-ФЗ, действовавших на момент выдачи данного обязательства). По информации, представленной органами местного самоуправления города Коврова, в отношении рассматриваемого объекта культурного наследия определён план ремонтно-реставрационных работ, которые включают в себя ремонт кровли, вычинку кирпичной кладки со стороны дворового фасада. Вместе с тем, по состоянию на 09.12.2021 указанные работы выполнены не были, что послужило обращением прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении объекта культурного наследия не проведена, в связи с чем прокурор, уточняя заявленные требования, просит возложить соответствующую обязанность на Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области.

В судебном заседании прокурор Егоров В.В. заявленные требования, с учётом представленных уточнений, поддержал в полном объёме.

Представители административных ответчиков администрации города Коврова, МКУ «Управление культуры и молодёжной политики» Перфилова А.А., Мустафаева Т.М., директор МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» Смирнов А.В. в судебном заседании не возражали против требований прокурора в части производства ремонтных работ кровли объекта культурного наследия, проведения государственной историко-культурной экспертизы. Возражали в части удовлетворения иных требований, поскольку необходимое финансирование до учреждения органами местного самоуправления доведено, в связи с чем реализованы конкурсные процедуры по определению подрядной организации; реставрационные работы в отношении объекта культурного наследия не могут быть проведены, поскольку последний является выявленным объектом культурного наследия.

Представитель Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области Стрельцова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях пояснила суду, что соответствующая экспертиза в отношении объекта «Дом Шуберта XIX в.» не проводилась, в том числе по причине ограниченного финансирования. Инициативные предложения о проведении данной экспертизы от органов местного самоуправления г. Коврова, МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» в Инспекцию не поступали, при этом названные субъекты правоотношений также могут обеспечить проведение экспертизы. В случае удовлетворения заявленных требований просила предоставить разумный срок для их исполнения.

Заинтересованные лица Финансовое управление администрации г. Коврова, и.о. начальника Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области Волозина М.А., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В свою очередь, ст. 43 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

В силу ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии с данным Федеральным законом.

Как следует из ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ, после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения о включении выявленного объекта в Единый реестр объектов культурного наследия либо об отказе в его включении в указанный реестр.

Из материалов дела следует, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия на территории г. Коврова Владимирской области.

Проверка показала, что муниципальному образованию на праве собственности принадлежит объект культурного наследия - «Дом Шуберта XIX в.», расположенный по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 7, переданный в оперативное управление МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1».

В соответствии с приложением к Правилам землепользования и застройки города Коврова Владимирской области «Дом Шуберта XIX в.» отнесён к выявленным объектам культурного наследия (приказ инспекции по охране объектов культурного наследия от 01.07.2008 № 01-92 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Владимирской области»).

По результатам обследования данного объекта Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области (в настоящее время - Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области) составлен акт технического состояния от 09.04.2008 № 171. Из содержания данного акта следует, что для обеспечения сохранности объекта и создания благоприятных условий для функционального использования собственник или иной законный владелец обязан, в том числе периодически проводить поддерживающий косметический ремонт.

Кроме того, МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» выдано охранное обязательство от 03.06.2008 № 124 (с учётом требований Федерального закона № 73-ФЗ, действовавших на момент выдачи данного обязательства).

По информации, представленной органами местного самоуправления города Коврова, в отношении рассматриваемого объекта культурного наследия определён план ремонтно-реставрационных работ, которые включают в себя ремонт кровли, вычинку кирпичной кладки со стороны дворового фасада.

Вместе с тем, по состоянию на 09.12.2021 указанные работы выполнены не были, что послужило обращением прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Из объяснений главного специалиста-эксперта Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области Стрельцовой В.В., данных в судебном заседании, следует, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении объекта «Дом Шуберта XIX в.» не проводилась, в том числе по причине ограниченного финансирования. Инициативные предложения о проведении данной экспертизы от органов местного самоуправления г. Коврова, МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» в Инспекцию не поступали, при этом названные субъекты правоотношений также могут обеспечить проведение экспертизы. Объект культурного наследия находится в удовлетворительном техническом состоянии, что подтверждается актом комиссионного осмотра от 30.05.2022, составленным с участием специалиста Инспекции. Для достижения целей и задач законодательства об охране объектов культурного наследия требуется проведение текущих работ по ремонту кровли, как не требующих изменений его особенностей, составляющих предмет охраны. В свою очередь, работы по вычинке кирпичной кладки со стороны фасада относятся к реставрационным, их производство до проведения историко-культурной экспертизы и решения вопроса о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия законом не допускается.

Статьёй 45 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном указанной статьей.

Из содержания ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела государственная историко-культурная экспертиза в отношении объекта культурного наследия «Дом Шуберта XIX в.» не проведена, здание является выявленным объектом культурного наследия, задание на производство реставрационных работ не выдавалось, суд приходит к выводу о том, что требование о вычинке кирпичной кладки со стороны фасада, относящейся к реставрационным работам, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, заявлено преждевременно.

Одновременно с этим подлежит удовлетворению требование прокурора о проведении государственной историко-культурной экспертизы, поскольку обязанность по обеспечению её проведения возложена непосредственно на региональный орган охраны объектов культурного наследия, то есть Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области (ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ).

Также суд отмечает, что в материалы дела представлены сведения о доведении до МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» денежных средств в сумме 3 718 000 рублей, копии проектно-сметной документации на ремонт крыши объекта культурного наследия, а также копия протокола подведения итогов определения подрядчика от 14.06.2022, согласно которому к ремонту крыши объекта культурного наследия привлечена уполномоченная подрядная организация, с которой постановлено заключить муниципальный контракт на сумму 2 592 717,19 рублей, то есть в пределах доведённого до учреждения финансирования.

Таким образом, требование о выделении финансирования органами местного самоуправления для достижения указанных целей фактически исполнено, однако, принимая во внимание, что ремонтные работы до настоящего времени не выполнены, суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора об их производстве в указанной части.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего на основании ст. 39 КАС РФ в интересах неопределённого круга лица, подлежат частичному удовлетворению.

Одновременно с этим суд, руководствуясь принципами разумности, справедливости, в целях надлежащего исполнения судебного решения, полагает возможным предоставить административному ответчику Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области иной срок выполнения заявленных к ней требований, а именно: 10 месяцев с даты вступления в силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать МБУДО «Ковровская детская музыкальная школа № 1» привести объект культурного наследия - «Дом Шуберта XIX в.», расположенный по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 7, в соответствие с требованиями федерального закона об охране объектов культурного наследия путём производства ремонта кровли в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Владимирской области обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы и иных мероприятий, направленных на определение статуса объекта культурного наследия - выявленного объекта «Дом Шуберта XIX в.», расположенного по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, д. 7, д. 14, как подлежащего либо не подлежащего включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в течение 10 месяцев с даты вступления в силу решения суда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.С. Никифоров

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года.