ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7857/2023 от 19.12.2023 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство 2а-7857/2023

УИД 28RS0004-01-2023-008777-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Мухина Е.О.,

при секретаре Былиновой А.Е.,

с участием помощника прокурора города Благовещенска Желновой Д.С., представителя административного ответчика – администрации г. Благовещенска Амурской области – Волоха Р.А., представителя заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» - Колягиной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска к администрации г. Благовещенска Амурской области о возложении обязанности произвести капительный ремонт участка тепловой сети,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Благовещенска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование указав, что, ввиду участившихся случаев технологических сбоев на коммунальных сетях города Благовещенска прокуратурой города Благовещенска проведен анализ законности действий (бездействий) уполномоченных органов (должностных лиц) по данным фактам. В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное образование - город Благовещенск, являясь собственником систем водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и водоотведения, обладая полномочиями по организации в городском округе электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязан содержать сети в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружении объектов ЖКХ. При этом передача имущества в аренду эксплуатирующим организациям не освобождает администрацию г. Благовещенска в лице его полномочных органов от всех обязанностей собственника этого имущества. Между комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска (арендодатель) и АО «Амурские коммунальные системы» (арендатор) 16.07.2005 заключены договоры аренды движимого и недвижимого имущества № 001-АКС/Т, № 002-АКС/Т, № 003- АКС/Т, в соответствии с которыми в аренду ООО «Амурские коммунальные системы» переданы тепловые сети, ЦТП, котельные установки и оборудование, и другие объекты системы теплоснабжения города. Целью заключенных договоров аренды движимого и недвижимого имущества является организация предоставления населению города Благовещенска коммунальных услуг путем поддержания арендатором арендованного имущества в исправном состоянии, проведения арендатором за свой счет текущего ремонта имущества, принятия арендатором всех необходимых мер для обеспечения функционирования и сохранности имущества (п. 3.2.7 договоров). При этом обязанность по проведению капитального ремонта муниципального имущества возложена на арендодателя – администрацию г. Благовещенска. Из представленной администрацией г. Благовещенска информации следует, что протяженность сетей теплоснабжения составляет 243,51 км из них в муниципальной собственности 186,01 км., общий износ сетей составляет 64 %, при этом, в 2021 году отремонтировано тепловых сетей общей протяженностью 8,5 км., в 2022 году 2,67 км., а на 2023 год запланирован ремонт тепловых сетей общей протяженностью 5,2 км. При этом прокуратурой города установлено, что муниципальная тепловая сеть в 57 квартале города Благовещенск от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2 и от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2 проложена в 1978 году в подземном исполнении, диаметром от 108 до 133 мм, протяженностью 33,5 м и с износом 95 % (сталь). Указанная тепловая сеть передана на обслуживание ООО «АКС» по договору аренды от 16.07.2005 № 001-АКС/Т. Мероприятия по ремонту и/или замене сети теплоснабжения в 57 квартале города от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2 и от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2 не включены в инвестиционные и производственные программы ООО «АКС», указанный участок включен в перечень аварийных и ветхих сетей. Только в 2023 году на участке тепловой сети в 57 квартале города Благовещенск от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2 и от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2 произошло 2 технологических сбоя. Дальнейшая эксплуатация указанных участков тепловых сетей города Благовещенска без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение повторных аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан. Поскольку администрация города Благовещенска является собственником указанных сетей, требующих капитального ремонта, то на данный орган местного самоуправления должна возлагаться обязанность организации проведения такого ремонта.

На основании изложенного прокурор просил суд возложить на администрацию г. Благовещенска Амурской области обязанность в срок до 1 августа 2024 г. выполнить капитальный ремонт аварийной и ветхой тепловой сети в 57 квартале города Благовещенск от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2 и от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2 г. Благовещенска Амурской области, протяженностью 33,5 метра.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска на удовлетворении административного искового заявления настаивала.

В судебном заседании представитель администрации г. Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы письменных возражений на иск.

В письменных возражениях на административный иск представить администрации г. Благовещенска указала, что спорный участок тепловой сети числится в реестре муниципального образования города Благовещенск и передана на обслуживание в ООО «Амурские коммунальные системы» на основании договора аренды от 16.07.2005 г. № 001-АКС/Т. Исходя из условий договора аренды и норм права, на арендаторе муниципального имущества лежит обязанность по проведению капитального ремонта. Административным истом не подтвержден процент износа сети теплоснабжения. В настоящее время сети находятся на обслуживании ООО «АКС», сети в рабочем (исправном) состоянии. Полагает, что доказательств, свидетельствующих о том, что на спорном участке сети теплоснабжения имеются какие-либо дефекты, требующие проведения капитального ремонта, не представлено. Полагала недопустимым вмешательство в гарантированную Конституцией РФ самостоятельность местного самоуправления путем возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности выполнить те или иные мероприятия. Кроме того, считала запрашиваемый административным истцом срок исполнения обязанностей недостаточным.

Представитель заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Амурские коммунальные системы» - Колягина Т.Е., какой-либо позиции по заявленным требованиям не выразила.

Представитель заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела Управление извещалось надлежащим образом. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного или неопределенного круга лиц, либо возникла реальная угроза их нарушения.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пунктов 3, 4, 4.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Аналогичные нормы права закреплены в подпунктах 3-4.1 пункта 1 статьи 4 Устава города Благовещенск, принятого Решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005 N 62/89.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, направленных на надлежащее надежное теплоснабжение населения в границах муниципального, городского округа, по содержанию сетей теплоснабжения в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, в том числе организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей, собственником которых является муниципальное образование.

Как следует из материалов дела, установлено судом и не отрицается административным ответчиком, тепловая трасса, расположенная в квартале № 57 города Благовещенск, протяженностью 56 м, проходящая от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2 и от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2, общей протяженностью 33,5 м, диаметром 108 мм (от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2) и 133 мм (от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2), 1978 года постройки является муниципальной собственностью и передана на обслуживание в ООО «Амурские коммунальные системы» на основании договора аренды от 16.07.2005 г. № 001-АКС/Т.

При этом, согласно п. 1.3 договора № 001-АКС/Т от 16.07.2005 года, имущество в рамках данного договора передается ООО «АКС» (арендатору) для его текущей эксплуатации по целевому назначению, а именно использованию в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением потребителей услугами теплоснабжения в границах г. Благовещенска. Кроме того, дополнительным соглашением от 10.07.2015 года договор дополнен п. 3.3, согласно которому арендодатель (комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска) вправе за счет собственных средств осуществлять расходы на проведение работ по капитальному ремонту, реконструкции и модернизации переданного по договору имущества, сверх перечня работ, подлежащих исполнению арендатором.

Исходя из информации, представленной Управлением по делам ГОЧС г. Благовещенска заместителю прокурора г. Благовещенска от 18.05.2023 года, прорывы на спорном участке тепловой сети в районе ул. Театральная, д. 30/2 имели место: 16.02.2023 года, 28.04.2023 года. В ответе на обращение заместителя прокурора г. Благовещенска от 14.07.2023 года (л.д. 14-15) заместителем мэра г. Благовещенск сообщено о прорыве на спорном участке теплосети, имевшем место 16.02.2023 года. Также в данном ответе сообщалось, что мероприятия по ремонту и/или замене сети теплоснабжения в 57 квартале города не включены в инвестиционные и производственные программы ООО «АКС». Кроме того, указанным ответом сообщено, что износ тепловой сети в 57 квартале составляет 95% (сталь). Данное обстоятельство также подтверждается копией технического паспорта на тепловую трассу по состоянию на 29.02.2008 года (л.д.10). Таким образом, вопреки позиции представителя административного ответчика, процент износа, указанный в административном исковом заявлении, подтверждается представленными материалами дела.

Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста мастер аварийно-эксплуатационной службы ООО «АКС» Доцу М.Н. сообщил о том, что дважды работал на спорном участке теплосети ввиду произошедших там в 2023 году прорывов, состояние труб теплосети в настоящее время аварийное.

Как усматривается из перечня участков аварийных и ветхих тепловых, водопроводных сетей и сетей водоотведения, представленного прокурору г. Благовещенска администрацией г. Благовещенска (л.д.20), спорный участок тепловой сети действительно включен в данный перечень.

Материалами дела не подтверждается, что администрация г. Благовещенска, как собственник тепловых сетей, предприняла все необходимые меры по содержанию данной сети в исправном состоянии, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей – жителей города Благовещенска, предотвращению аварийных ситуаций на указанном участке тепловой сети, в том числе посредством произведения капитального ремонта. При этом дальнейшая эксплуатация указанного участка тепловой сети без осуществления ее капитального ремонта создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате возникновения аварийных ситуаций. Административный ответчик, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязан создавать условия для безопасной эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности имущества в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Однако, как показала проведенная прокурором проверка, вышеназванные требования законодательства в полном объеме соблюдены не были.

Довод административного ответчика о том, что возложение на администрацию города Благовещенска обязанности по выполнению возложенных на нее действующим законодательством полномочий является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления является безосновательным, не основан на нормах, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", противоречит Конституции РФ, которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ). Перечень мер, которые следует предпринять администрации города, предполагает совершение правомерных и эффективных действий, направленных на устранение нарушений прав и законных интересов граждан, проживающих на территории города Благовещенска.

Ссылка административного ответчика на договор аренды, заключенный между комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и ООО «АКС» не является состоятельной в качестве довода, опровергающего факт ненадлежащего исполнения администрацией г. Благовещенска обязанностей по надлежащему содержанию теплосетей г. Благовещенска, поскольку заключение данного договора никак не освобождает собственника теплосетей, которым является муниципальное образование г. Благовещенск, от исполнения законодательно возложенных на него обязанностей.

При этом срок, в течение которого административный истец просит обязать административного ответчика осуществить соответствующие действия, суд полагает подлежащим корректированию. Как верно указала в письменных возражениях представитель административного ответчика, работы по капитальному ремонту являются объемными по своему составу, требуют значительных временных, материальных и организационных затрат, при этом проведение капитального ремонта тепловых сетей в период отопительного сезона не представляется возможным. С учетом времени, предусмотренного нормами действующего законодательства на обжалование решения суда, большого объема работ, безусловно предполагаемых при осуществлении капитального ремонта участка тепловой сети, исполнение требований по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту участка тепловой сети в квартале № 57 г. Благовещенска Амурской области от жилого дома по ул. Театральная д. 30 до жилого дома по ул. Театральная д. 30/2 и от ТК-754 до жилого дома по ул. Театральная, д. 30/2 – протяженностью 33,5 м в срок до 1 августа 2024 года не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования настоящего административного искового заявления в части, возложив на администрацию г. Благовещенска Амурской области обязанность обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту спорного участка тепловой сети в срок до 1 октября 2024 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора города Благовещенска к администрации г. Благовещенска Амурской области о возложении обязанности выполнить капитальный ремонт участка аварийной и ветхой тепловой сети удовлетворить в части.

Возложить на администрацию г. Благовещенска Амурской области обязанность в срок до 1 октября 2024 г. обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту участков тепловой сети общей протяжённостью 33,5 метра в квартале № 57 г. Благовещенска Амурской области:

- от многоквартирного дома адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 30 – до многоквартирного дома адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 30/2;

- от ТК-754 до многоквартирного дома адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 30/2.

В удовлетворении остальной части требований административного иска прокурора города Благовещенска к администрации г. Благовещенска Амурской области отказать.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возложить на администрацию г. Благовещенска Амурской области обязанность ежемесячно с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу в письменной форме сообщать в Благовещенский городской суд Амурской области, а также прокурору г. Благовещенска о мерах, принятых для исполнения решения по настоящему административному делу, до момента фактического исполнения настоящего судебного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.О. Мухин

Решение в окончательной форме изготовлено 10 января 2024 года