Дело № 2а-7861/16 Великий Новгород
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Калининой М.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Департамента здравоохранения Новгородской области к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новгородской области о признании незаконным предписания,
у с т а н о в и л:
Департамент здравоохранения Новгородской области (далее – Департамент) обратился в суд с административным иском об оспаривании предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новгородской области (далее – ТО Росздравнадзора) № 35 от 28.10.2016 г.
В обоснование указано, что выданное предписание не отвечает требованиям исполнимости в части установленного срока исполнения, в нем не имеется указания на конкретные выявленные нарушения и нормы законодательства, которые нарушены Департаментом. Кроме того, из текста предписания нельзя определить, каким образом его исполнение будет способствовать устранению допущенных по мнению ТО Росздравнадзора нарушений. Выданное предписание, как обязывающее осуществить действия, не основанные на нормах права, нарушает права Департамента, как лицензирующего органа по осуществлению переданных ему РФ полномочий.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по изложенным в иске доводам.
Представители административного ответчика иск не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который определяет, в том числе, полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (ст. 1).
Согласно п. 8 ст. 14 указанного Федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, согласно п. 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу п. 1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.12.2012 N 1040н, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Согласно пункту 8.5 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения территориальный орган в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности" установлено, что государственный контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3). В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указывается ряд сведений, в том числе дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки (п. 3 ч. 4).
Порядок проведения проверки установлен ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Согласно ч. 1 данной статьи проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Подпунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора от 26.09.2016 г. № 113-Пр/16, в период с 18.10.2016 г. по 28.10.2016 г. в отношении Департамента проведена плановая проверка по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления Департаментом переданных ему полномочий по лицензированию определенных видов деятельности. По итогам проверки составлен акт проверки от 28.10.2016 г. № 113 с указанием выявленных нарушений.
Предписанием ТО Росздравнадзора № 35 от 28.10.2016 г. Департаменту предписано: 1) внести изменения в форму заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по образцам, утвержденных форм документов Росздравнадзора; 2) осуществлять оформление лицензий на осуществление фармацевтической деятельности с указанием не только адресов мест осуществления фармацевтической деятельности, но и видов аптечных организаций; 3) вносить в Единый реестр лицензий данные по видам аптечных организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории НО; 4) своевременно вносить в Единый реестр лицензий сведения о прекращении действия лицензий; 5) провести служебную проверку по фактам, указанным в п. 2 Акта (нерассмотрение материалов плановой проверки ТО Росздравнадзора и непринятие мер по привлечению к ответственности за нарушение лицензионных требований); 6) усилить контроль за регистрацией приема заявлений о предоставлении лицензий и качеством оформления актов проверок; 7) рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения к ответственности. Срок исполнения предписания – до 15.12.2016 г.
Суд полагает, что предписание вынесено ТО Росздравнадзора в рамках своих полномочий и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Формы заявлений о предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление фармацевтической деятельности утверждены Приказом Росздравнадзора от 15.02.2012 N 547-Пр/12, изданным в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения". Т.е. п.1 оспариваемого Предписания соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов.
При этом, типовая форма лицензии, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826, является общей для всех видов деятельности, подлежащей лицензированию и не учитывает специфики в данному случае фармацевтической деятельности, которая, в свою очередь, регулируется также Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 г. № 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».
Согласно п. 3 Приказа Минздрава России от 21.12.2012 N 1341н "Об утверждении Порядка ведения единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности", региональный сегмент, входит как составная часть, в состав единого реестра.
В силу п. 5 данного Приказа, сведения о лицензиях в региональный сегмент единого реестра вносят органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданное полномочие по лицензированию отдельных видов деятельности.
Соответственно, пункты 2, 3 и 4 оспариваемого Предписания также являются обоснованными и действующему законодательству не противоречат.
Поскольку, исходя из содержания акта проверки от 28.10.2016 г. № 113, установлены факты не принятия Департаментом своевременных мер по нарушениям, выявленным в ходе выездной проверки в августе 2016 г. в отношении ОАУЗ «НОКВД», факты ненадлежащего оформления ряда документов, суд полагает, что у ТО Росздравнадзора имелись достаточные основания для указания в предписании о необходимости проведения проверки по установленным фактам, усиления контроля за оформлением документов и решением вопроса о привлечении виновных в допущенных нарушениях лиц к ответственности.
Установленный в Предписании срок – до 15.12.2016 г. является разумным и исполнимым.
Исходя из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии совокупности двух оснований: их не соответствии нормативным правовым актам и нарушении при этом прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела наличия в действиях ТО Росздравнадзора несоответствия требованиям законодательства судом не установлено, административный иск Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Департамента здравоохранения Новгородской области – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения
Председательствующий И.В. Щеглов
Мотивированное решение составлено 10 января 2017 г.