ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-787/2018 от 14.05.2018 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-787/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст-ца. Выселки 14 мая 2018 года

Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кальчевского А.Н.,

при секретаре судебного заседания Черкасовой С.В.,

с участием представителя административного истца –

помощника прокурора Выселковского района Узденовой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Выселковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район о признании бездействия незаконным, понуждении устранить нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выселковского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Выселковского района была проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что на территории Бейсугского сельского поселения Выселковского района находится 14 гидротехнических сооружений - дамб, представляющих собой земляные насыпи с встроенными трубами, через которые осуществляется проход воды. Из них 7 дамб никому не принадлежат, правоустанавливающие документы на них отсутствуют. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона №117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Однако, данные об указанных выше 7 ГТС администрацией муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район в 5-дневный срок со дня выявления в орган исполнительной власти Краснодарского края (Министерство природных ресурсов Краснодарского края), для решения вопроса об обеспечении безопасности этих гидротехнических сооружений, не направлялась. В связи с тем, что в настоящее время право собственности на 7 ГТС, расположенных на территории поселения, ни за кем не зарегистрировано, а также учитывая тот факт, что сведения о бесхозяйных ГТС в названный выше орган исполнительной власти субъекта РФ администрацией поселения не направлялась, отсутствует возможность определения ответственного органа за обеспечение безопасности ГТС, что может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба окружающей природной среде, к нарушению условий жизнедеятельности людей. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выразившееся в неисполнении требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; обязать администрацию муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район устранить выявленные прокуратурой Выселковского района нарушения закона, а именно: направить информацию о выявленных на территории сельского поселения 7 гидротехнических сооружениях, которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, в Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

Представитель административного истца – Узденова Т.Р. - настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме. Считает, что доводы возражений ответчика не основаны на законе и трактуются им неверно.

Представитель административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной, – Драгунова О.А. - в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что на территории Бейсугского сельского поселения Выселковского района имеется 7 перегораживающих сооружений, которые несут на себе функции временных дорог для технологических проездов сельскохозяйственной техники. В настоящее время предприятиям «Родина» АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И.Ткачева, ООО «Кристалл-Агро», ООО «Выселковский рыбхоз», АО «Черноморские магистральные нефтепроводы», как эксплуатирующим эти сооружения организациям было предложено оформить техническую документацию на сооружения, необходимые им для ведения хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Устава Бейсугского сельского поселения Выселковского района к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Ежегодно в местном бюджете Бейсугского поселения выделяются денежные средства по данному вопросу, на 2018 год предусмотрено 41,1 тысяч рублей. Помимо этого, работы связанные с надлежащим содержанием перегораживающих сооружений осуществляются еще и хозспособом, с участием хозяйствующих субъектов. Проводятся работы по обеспечению безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков, уделив при этом особое внимание:

организации постоянных осмотров и подготовке перегораживающих сооружений к прохождению паводка;

организации взаимодействия с собственниками и арендаторами перегораживающих сооружений, расположенных выше и ниже по водотоку;

обеспечению готовности сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных паводковыми явлениями, а также авариями на системах жизнеобеспечения;

проведению работ по очистке водоемов и русел рек в пределах административных территорий от карчей, завалов и заторов из мусора или других препятствий;

в целях заблаговременного предупреждения о возможном развитии катастрофического паводка на реках доводится до сведения водопользователей Бейсугского поселения, что они обязаны: организовать мониторинг уровня воды на подведомственных участках; оборудовать посты временными мерными рейками с отметками, соответствующими уровням воды; в случае критического повышения уровня воды, быть готовыми организовать копку обходных каналов для слива воды.

10 января 2018 года администрацией Бейсугского поселения было получено письмо от 9 января 2018 года № 109-10/18-06 «О принятии мер по выполнению поручения», к которому были приложены письма:

- министерства природных ресурсов Краснодарского края (прилагается), в последнем пункте которого говорилось: «Для предоставления актуализированной информации по перегораживающим сооружениям главе администрации (губернатору) Краснодарского края В.И. Кондратьеву предоставить в министерство природных ресурсов Краснодарского края в электронном виде в формате Microsoft Excel и в бумажном виде обобщенную информацию по муниципальному образованию в соответствии с приложением в срок до 20 января 2018 года по адресу эл. почты: omarova@mprkk.ru»;

управления контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений от 06.12.2017 №39-4271/17-01-09 «О направлении информации» (прилагается), в последнем пункте которого говорится: «О принятом решении прошу проинформировать соисполнителей по выполнению поручения». В листе учета поручений (лист рассылки) соисполнителем значится администрация муниципального образования Выселковский район и свод исполняет Министерство природных ресурсов Краснодарского края (прилагается).

15 января 2018 года администрацией Бейсугского поселения были направлены «Сведения по перегораживающим сооружениям, расположенным на территории Бейсугского сельского поселения Выселковского района» под №31 заместителю главы МО Выселковский район В.В. Кононенко, которые в дальнейшем были обобщены в целом по Выселковскому району.

Так как Закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не оговаривает предоставление информации органами местного самоуправления сельских поселений непосредственно в Министерство природных ресурсов Краснодарского края, в Управление контроля, профилактики коррупционных и иных правонарушений все сведения по перегораживающим сооружениям передаются, направляются в отдел ГО и ЧС администрации муниципального образования Выселковский район для обобщения по всему району. Ранее нареканий по этому вопросу администрации Бейсугского поселения не было.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как определено в ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Сооружения, являющиеся гидротехническими, предназначены, прежде всего, для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, в связи с чем, их поддержание в технически исправном состоянии, осуществление регулярного контроля за их эксплуатацией и соблюдением норм безопасности является гарантией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Авария гидротехнического сооружения, которая может повлечь ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей является чрезвычайной ситуацией.

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Закона №117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Как определено ст.5 Закона №117-ФЗ безопасность ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, обеспечивают органы исполнительной власти субъекта РФ.

В свою очередь, в соответствии с п.5 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237 (далее Положения), орган местного самоуправления при выявлении на территории муниципального образования гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, направляют в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта данные о таком гидротехническом сооружении в 5-дневный срок со дня выявления, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Данные нарушения подтверждены рапортом помощника прокурора района Узденовой Т.Р. (л.д.5-6,9), информацией администрации муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район от 03 апреля 2018 года (л.д.7), информацией Министерства природных ресурсов Краснодарского края (л.д.8).

Мнение представителя ответчика об отсутствии обязанности муниципального образования Бейсугское сельское поселение направлять в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта данные гидротехническом сооружении, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, в 5-дневный срок со дня выявления такового, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения, является ошибочным и противоречит приведенной выше норме Положения.

При таких обстоятельствах, имеет место бездействие со стороны административного ответчика, ввиду чего исковые требования прокурора Выселковского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.177, 179-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Выселковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выразившееся в непринятии мер для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Обязать администрацию муниципального образования Бейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район устранить выявленные прокуратурой Выселковского района нарушения законодательства путем направления информации о выявленных на территории сельского поселения семи гидротехнических сооружениях, которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, в Министрество природных ресурсов Краснодарского края.

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Выселковского районного суда А.Н. Кальчевский