Решение
Именем Российской Федерации
17 марта 2016 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бжезовской И.В.,
при секретаре Подкладенко А.А.,
с участием представителя административного истца помощника Прокурора города Саратова, действующего на основании доверенности от 30 сентября 2015 года ФИО1, представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов», действующей на основании доверенности от 15 сентября 2015 года ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Саратова к Администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции».
Прокурор города Саратова обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251, не действующим в части подпункта 3 пункта 2.6; подпункта 6 пункта 2.6, подпунктов 8, 11 пункта 2.6; указывая на несоответствие данных подпунктов законодательству Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Также в ходе рассмотрения административного дела административный истец в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил требования указав, что вышеприведенные оспариваемые пункты административного регламента просит признать недействующими со дня принятия постановления, то есть с 15 апреля 2010 года (л.д. 71).
В обоснование заявленных требований Прокурор города Саратова указывает, что Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» регулируются отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Административный истец считает, что в нарушение требований п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в Регламенте неправомерно установлено требование о предоставлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества). Согласно п.12 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. По мнению административного истца, эскизный проект установки рекламной конструкции с фотографическим снимком, схемой предполагаемого места установки рекламной конструкции с привязкой к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» (выполненный в цвете) не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а касается непосредственно места размещения конструкции, в связи с чем, требование о предоставлении данных документов не может предъявляться Администрацией муниципального образования «Город Саратов» при оказании данной муниципальной услуги. Административный истец полагает, что подпунктами 8, 11 пункта 2.6 Регламента установлено требование об обязательном предоставлении согласования установки рекламной конструкции с уполномоченными органами и сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединить рекламную конструкцию, из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместе с тем, по мнению административного истца, законом установлена обязанность органов местного самоуправления при оказании данной услуги самостоятельно запрашивать данную информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в связи с чем, возложение обязанности по предоставлению данной информации на заявителей в соответствии с п. 2.6 Регламента противоречит требованиям действующего законодательства. На основании приведенных обстоятельств, Прокурор города Саратова считает, что постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15 апреля 2010 года № 1251 (с изменениями) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» является в части незаконным, в связи с чем, подлежит изменению и приведению в соответствие с действующим законодательством. 28.10.2015 г. прокуратурой города принесен протест на постановление администрации муниципального «Город Саратов» от 15.04.2010 № 1251. 10.11.2015 г. в прокуратуру города из администрации МО «город Саратов» поступил ответ на данный протест от 06.11.2015 за исх. № 01-02-23/9768, из текста которого следует, что администрация МО «город Саратов» считает данный нормативный правовой акт законным и не находит оснований для его изменения.
По мнению административного истца, существование данного нормативного правового акта в данной редакции обязывает неопределенный круг субъектов предпринимательской деятельности на территории города Саратова предоставлять для получения разрешения на установку рекламных конструкций в администрацию города ряд документов, не предусмотренных действующим законодательством, что создает дополнительные административные барьеры и оказывает давление на субъекты предпринимательской деятельности, что противоречит общей политике государства, направленной на защиту прав и интересов предпринимателей в период непростой экономической ситуации в стране.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административное исковое заявление по приведенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца, сославшись на письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 38-41).
Заинтересованное лицо Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» извещено о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представив письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 57-62), о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известил, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя названного заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 4 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из административного искового заявления, Прокуратурой города Саратова оспаривается административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» в части подпункта 3 пункта 2.6; подпункта 6 пункта 2.6, подпунктов 8, 11 пункта 2.6; указывая на несоответствие данных подпунктов законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).
В соответствии с пунктом 25, 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
- утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34).
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Статьей 47 указанного закона регламентировано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования "Город Саратов" (далее Устав), принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 (том N 3 листы дела N 132-176), город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Статьей 4 Устава установлено, что местное самоуправление в городе - форма осуществления населением города своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Саратовской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города непосредственно и (или) через органы местного самоуправления города вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 24 статьи 6 Устава, к вопросам местного значения города отнесены, в том числе утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города.
Пунктом 36 статьи 6 Устава, к вопросам местного значения города также отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Согласно положениям, закрепленным в статье 33 Устава, администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Администрацией города руководит глава администрации муниципального образования "Город Саратов", именуемый по тексту настоящего Устава "глава администрации города", на принципах единоначалия.
Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации города.
Официальным опубликованием решений городской Думы, постановлений главы муниципального образования и постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте городской Думы (администрации города) www.saratovduma.ru (www.saratovmer.ru).
Статьей 44.1. Устава, введенной решением Саратовской городской Думы от 24.06.2010 N 52-617, то есть в период принятия постановлений о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, установлено, что глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы местной администрации.
Постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Официальным опубликованием постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации города (www.saratovmer.ru) (часть 6 статьи).
Системный анализ указанных норм права свидетельствует о том, что установление органами местного самоуправления порядка предоставления физическим и юридическим лица муниципальных услуг, установление правил и оснований для получения муниципальных услуг не должно противоречить Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству. Это связано с тем, что установление указанного порядка органами местного самоуправления в отношении неопределенного круга лиц может непосредственно затрагивать их права как в публичных, так и в частных правоотношениях.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.04.2010 г. № 1251 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» (л.д. 8-25).
Указанный административный регламент «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» опубликован в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 32(549), от 15.04.2010 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.02.2012 г. N 213 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 апреля 2010 г. N 1251 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку рекламной конструкции", внесены изменения в указанный административный регламент, которые опубликованы в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 17(820) от 02.03.2012 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 20.01.2014 г. N 125 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 апреля 2010 г. N 1251 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку рекламной конструкции" внесены изменения в указанный административный регламент, которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 21.01.2014 г., а также в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 2, от 22.01.2014 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27.02.2015 г. N 699 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15 апреля 2010 г. N 1251 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" также внесены изменения в приведенный административный регламент, которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 01.03.2015 г. и в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 13, от 03.03.2015 г.
Приведенные постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» направлены для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Истец оспаривает приведенный административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 (в редакции постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.02.2012 г. № 213, от 20.01.2014 г. № 125, от 27.02.2015 г. № 699) в части подпункта 3 пункта 2.6; подпункта 6 пункта 2.6, подпунктов 8, 11 пункта 2.6; указывая на несоответствие данных подпунктов законодательству Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регламентировано, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 закона).
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценив приведенные выше доказательства, суд приходит к выводу, что постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» в части подпункта 3 пункта 2.6; подпункта 6 пункта 2.6, принято исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города – Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в пределах предоставленных законом полномочий (статьи 14, 16 и 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 24 Устава муниципального образования "Город Саратов"), с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта (статьи 7 и 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 23 Устава муниципального образования "Город Саратов"), с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 33 Устава муниципального образования "Город Саратов"), с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие и вступления его в силу (статья 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 44, 44.1 Устава муниципального образования "Город Саратов").
Согласно пункту 1.1. приведенного Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" (далее - регламент), он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности данной муниципальной услуги, создания комфортных условий для получения муниципальной услуги и определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении муниципальной услуги.
Пунктом 1.2. регламента установлено, что заявителем на предоставление муниципальной услуги (далее - заявитель) является владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо), собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
От имени заявителя могут выступать уполномоченные представители.
Пунктом 2.6. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» установлено, что для предоставления муниципальной услуги заявитель должен представить заявление, оформленное в соответствии с формой, утвержденной постановлением главы администрации города Саратова от 25 января 2008 г. N 25 "О вопросах наружной рекламы в городе Саратове" на имя заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству и архитектуре (далее - заместитель главы администрации).
Согласно редакции указанного пункта Регламента, указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) данные о заявителе - физическом лице (копия паспорта - страницы 2, 3, 5);
2) данные о государственной регистрации в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
3) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества);
4) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
5) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного владельца недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества);
6) эскизный проект установки рекламной конструкции с фотографическим снимком, схемой предполагаемого места установки рекламной конструкции с привязкой к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" (выполненный в цвете);
7) проектная документация на рекламную конструкцию, выполненная в соответствии с требованиями законодательства, с указанием габаритов, площади информационного поля, фундамента, наличия (отсутствия) световых и осветительных устройств, срока службы рекламной конструкции;
8) согласование установки рекламной конструкции с уполномоченными органами, указанными в пункте 2.2 регламента;
9) доверенность, оформленная в установленном порядке, на право представления интересов заявителя (в случае обращения с заявлением уполномоченного представителя);
10) документ, предусмотренный частью 3 ст. 7 Федерального закона от 27 октября 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
11) сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединить рекламную конструкцию, из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, оспариваемым административным истцом подпунктом 3 пункта 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» установлена необходимость для предоставления муниципальной услуги - предоставление заявителем договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества).
Нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, по смыслу федерального законодателя, приведенного в статье 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", определяется порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Согласно части 5 статье 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Таким образом, оспариваемым подпунктом 3 пункта 2.6 административного регламента в целях предоставления данной муниципальной услуги, установлена необходимость предоставления заявителем договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества).
Суд приходит к выводу, что возложение указанной обязанности на лицо, обратившееся за муниципальной услугой – выдача разрешения на установку рекламной конструкции, в полном объеме соответствует требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Также, согласно положениям ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в соответствии с п. 3 ч. 2 указанной статьи относится принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим, суд находит необоснованными доводы административного истца о том, что возложение на заявителя на предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» обязанности предоставить договор на установку рекламной конструкции противоречит требованиям федерального закона, поскольку обязательность предоставления такого договора заявителем при испрашивании разрешения органа местного самоуправления на установку рекламной конструкции прямо предусмотрена федеральным законодательством.
Также, суд не может согласиться с доводами административного истца, о том, что оспариваемый подпункт 6 пункта 2.6 о необходимости предоставления эскизного проекта установки рекламной конструкции с фотографическим снимком, схемой предполагаемого места установки рекламной конструкции с привязкой к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" (выполненный в цвете) противоречит требованиям, установленным федеральным законом, по следующим основаниям.
Согласно части 12 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Исходя из буквального толкования, требований приведенной нормы федерального законодательства, следует, орган местного самоуправления при выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должен исследовать сведения, относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
Оспариваемым подпунктом 6 пункта 2.6 Регламента установлена необходимость предоставления эскизного проекта установки рекламной конструкции с фотографическим снимком, схемой предполагаемого места установки рекламной конструкции с привязкой к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов".
Указанные сведения непосредственно относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, обязательность проверки которых при выдаче разрешения на установку рекламной конструкции прямо установлена частью 4 статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", устанавливающей, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Кроме того, при выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, согласно части 5.8 приведенной статьи подлежит проверке соответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций.
Соблюдение данных требований при выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, установленных указанным федеральным законодательством, невозможно без предоставления заявителем на предоставление указанной муниципальной услуги сведений о территориальном размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что подпунктом 6 пункта 2.6 Регламента в соответствии с требованиями федерального закона установлена необходимость предоставления эскизного проекта установки рекламной конструкции с фотографическим снимком, схемой предполагаемого места установки рекламной конструкции с привязкой к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов".
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 (в редакции постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.02.2012 г. № 213, от 20.01.2014 г. № 125, от 27.02.2015 г. № 699) в части подпункта 3 пункта 2.6; подпункта 6 пункта 2.6, принят исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города – Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания данного нормативного правового акта в указанной части недействующим.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что подпункты 8, 11 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Подпунктом 8 пункта 2.6 Регламента для предоставления муниципальной услуги установлена необходимость предоставления согласования установки рекламной конструкции с уполномоченными органами, указанными в пункте 2.2 регламента.
В пункте 2.2. Регламента в качестве таких органов указаны:
- Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов";
- Министерство культуры Саратовской области (в случае предполагаемой установки рекламной конструкции на объектах культурного наследия);
- Организации, эксплуатирующие сети инженерно-технического обеспечения (в случае предполагаемой установки рекламной конструкции на земельном участке);
- Администрация соответствующего района муниципального образования "Город Саратов" (в порядке информирования).
Вместе с тем, в соответствии с положениями части 13 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
По смыслу приведенной нормы права, федеральный законодатель установил, что именно орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
При этом, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции (часть 12 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Аналогичный запрет на требование с заявителя на получение муниципальной услуги указанных согласований установлен статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Таким образом, возложение в подпункте 8 пункта 2.6 Регламента на заявителя на предоставление муниципальной услуги необходимости предоставления согласования установки рекламной конструкции с уполномоченными органами напрямую противоречит положениям части 13 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
К выводу о противоречии федеральному законодательству суд приходит и при оценке подпункта 11 пункта 2.6 Регламента, которым установлено, что заявитель на предоставление муниципальной услуги предоставляет сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединить рекламную конструкцию, из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 12 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" четко установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
В силу приведенных требований установленных федеральным законом, включение подпункта 11 пункта 2.6 Регламента требования с заявителя сведений о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединить рекламную конструкцию, непосредственно входит в противоречие с положениями части 12 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", которой проверка сведений о собственнике или ином законном владельце имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, отнесена к обязанности орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Следовательно, именно орган местного самоуправления, а не заявитель на муниципальную услугу, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении настоящего административного дела судом, на основании приведенного анализа, установлено несоответствие подпунктов 8, 11 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в связи с чем, данные подпункты Регламента подлежат признанию недействующими.
Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о том, что оспариваемыми подпунктами 8, 11 пункта 2.6 Регламента установлено право заявителя, а не обязанность предоставления вышеприведенных сведений и согласований по следующим основаниям. Исходя из буквального содержания и системного толкования оспариваемого нормативного правового акта, следует, что в подпунктах 8, 11 пункта 2.6 Регламента установлена необходимость предоставления вышеуказанных сведений и согласований. А в пунктах 2.6.2., 2.6.3. Регламента, следующих после оспариваемых подпунктов 8, 11 пункта 2.6, указывается, что документы, указанные в частях 8, 11 пункта 2.6. регламента, запрашиваются управлением по межведомственному запросу, если они не представлены заявителем самостоятельно.
Действительно в соответствии с частью 13 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" у заявителя имеется право самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Однако, исходя из редакции изложения оспариваемых подпунктов 8, 11 пункта 2.6 Регламента, возникает неопределенность нормативно - правового акта, относительно права либо обязанности заявителя на предоставление муниципальной услуги по предоставлению сведений о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединить рекламную конструкцию, предоставления согласования установки рекламной конструкции с уполномоченными органами. В оспариваемых положениях нормативного правового акта указано, что перечень документов для предоставления муниципальной услуги является исчерпывающим, и дословно устанавливается необходимость предоставления документов и согласований, в том числе сведений о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединить рекламную конструкцию, предоставления согласования установки рекламной конструкции с уполномоченными органами.
Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2 части 2 статьи 12 и пункт 6 статьи 14 приведенного Федерального закона).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления при составлении административного регламента предоставления муниципальной услуги обязан в исчерпывающем перечне документов, необходимых для получения названной услуги, предусмотреть, какие конкретно документы и информацию и в каком виде должен представить заявитель самостоятельно, а какие документы подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Суд приходит к выводу, что последующее указание в пунктах 2.6.2., 2.6.3. Регламента, о том, что если приведенные документы и согласования не представлены заявителем, то у органа местного самоуправления возникает обязанность самостоятельно их истребовать, свидетельствует о неоднозначном толковании нормативно правового акта, относительно права, либо обязанности заявителя на предоставление муниципальной услуги по предоставлению указанных документов.
Таким образом, вопреки приведенным положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, изложение оспариваемых подпунктов 8, 11 пункта 2.6. Регламента в вышеприведенной редакции в общем перечне документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, свидетельствует об отсутствии конкретики о том, какие указанные документы должен представить заявитель самостоятельно, а какие документы подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Таким образом, поскольку судом установлено несоответствие подпунктов 8, 11 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также наличие неопределенности в толковании нормативно правового акта, и учитывая то, что суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, недопустимость нарушения компетенции органа, принявшего данный нормативный правовой акт, суд признает в указанной части нормативный правовой акт Администрации муниципального образования «Город Саратов» недействующим.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд требование прокурора о признании его таковым со дня принятия находит необоснованным.
Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 применялось длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права граждан и юридических лиц, о чем в материалы дела представлены соответствующие сведения (л.д. 76). Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в вышеприведенной части с момента вступления в силу решения, а, следовательно, о частичном удовлетворении требований прокурора.
В соответствии разъяснениями, данными в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд считает, что решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит публикации сообщение о решении суда (после вступления его в законную силу) о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 (в редакции постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.02.2012 г. № 213, от 20.01.2014 г. № 125, от 27.02.2015 г. № 699) Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» в части подпунктов 8, 11 пункта 2.6, в печатном периодическом издании Администрации муниципального образования «Город Саратов».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 (в редакции постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.02.2012 г. № 213, от 20.01.2014 г. № 125, от 27.02.2015 г. № 699) Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» в части подпунктов 8, 11 пункта 2.6 недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления Прокурора города Саратова к Администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании Постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.04.2010 г. № 1251 (в редакции постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.02.2012 г. № 213, от 20.01.2014 г. № 125, от 27.02.2015 г. № 699) Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», в части подпунктов 3, 6 пункта 2.6, о признании с момента принятия, отказать.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" сообщить об исполнении решения по административному делу № 2а-944/16 административному иску прокурора города Саратова к Администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо Комитет по архитектуре, градостроительной политике Администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании нормативного правового акта недействующим в части, Прокурору города Саратова, в Волжский районный суд г. Саратова, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В. Бжезовская