Решение
Именем Российской Федерации
23 марта 2016 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бжезовской И.В.,
при секретаре Подкладенко А.А.,
с участием представителя административного истца помощника Прокурора города Саратова, действующего на основании доверенности от 30 сентября 2015 года ФИО1, представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Саратов», действующего на основании доверенности от 15 сентября 2015 года ФИО2, представителей заинтересованных лиц Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, действующего на основании доверенности от 14 июля 2015 года, Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области ФИО4, действующего на основании доверенности от 11 января 2015 года, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта муниципального образования «Город Саратов» ФИО5, действующего на основании доверенности от 24 февраля 2016 года, Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» ФИО6, действующей на основании доверенности от 08 сентября 2015 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Саратова к Администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта муниципального образования «Город Саратов», Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области, Инспекция государственного строительства надзора Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов».
Прокурор города Саратова обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478, недействующим полностью; указывая на несоответствие данного постановления законодательству Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта муниципального образования «Город Саратов», Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области, Инспекция государственного строительства надзора Саратовской области.
Также в ходе рассмотрения административного дела административный истец в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил требования указав, что вышеприведенный оспариваемый административный регламент просит признать недействующими со дня принятия постановления, то есть с 08 июня 2010 года (л.д. 184).
В обоснование заявленных требований Прокурор города Саратова указывает, что в соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу. Административный истец в обоснование требований, указывает на положения статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации о полномочиях органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности. В соответствии с п. 1.1 Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - Регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении услуги, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении услуги. Вместе с тем, прокурор считает, что Градостроительным кодексом Российской Федерации и иным действующим федеральным законодательством Российской Федерации не установлены полномочия органов местного самоуправления по выдаче разрешений на установку ограждений в целях обустройства строительных площадок. Обязанность по ограждению строительных площадок возложена на застройщиков иными нормативными актами, в том числе, строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве часть 1. Общие требования", Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ СанПиН 2.2.3.1384-03". В связи с изложенным, административный истец указывает, что постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 № 1478 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», обязывая застройщика обращаться в администрацию города за разрешением, создает дополнительные административные барьеры и оказывает давление на субъекты предпринимательской деятельности. Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июня 2010 года № 1478 (с изменениями) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», по мнению административного истца, является незаконным, в связи с чем, подлежит отмене. Руководствуясь вышеприведенной позицией 28.10.2015 г. прокуратурой города принесен протест на постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478. 10.11.2015 г. в прокуратуру города из администрации муниципального образования «город Саратов» поступил ответ на данный протест от 06.11.2015 г. за исх. № 01-02-23/9767, из текста которого следует, что администрация «город Саратов» считает данный нормативный правовой акт законным и не находит оснований для его отмены полностью или в части.
По мнению административного истца, существование данного нормативного правового акта обязывает неопределенный круг застройщиков на территории города Саратова обращаться в администрацию города за разрешением на ограждение стройплощадки, чем создает дополнительные административные барьеры, возлагает на них обязанности, не предусмотренные действующим законодательством и, тем самым, оказывает давление на субъекты предпринимательской деятельности, что противоречит общей политике государства, направленной на особую защиту прав и интересов предпринимателей в период непростой экономической ситуации в стране.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административное исковое заявление по приведенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, сославшись на письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 26-28).
В судебном заседании представители заинтересованных лиц Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта муниципального образования «Город Саратов» Администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» возражали против удовлетворения требований Прокурора, указав доводы аналогичные позиции административного ответчика, представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» представил письменные возражения на административный иск (л.д. 169-172).
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области в судебном заседании считал требования Прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению, показав, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и согласно подпункту «ц» пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 проект организации строительства должен содержать, в том числе характеристики и данные о строительных площадках, а соответственно и требования к их ограждению. В связи с чем, отдельное получение разрешения на установку ограждений строительной площадки не требуется, необходимость ограждения строительной площадки уже предусмотрена законом.
Заинтересованные лица извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, в связи с чем, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей не явившихся заинтересованных лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 4 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из административного искового заявления, Прокуратурой города Саратова оспаривается административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478, указывая на несоответствие данных подпунктов законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).
Согласно пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34).
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.
Статьей 47 указанного закона регламентировано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Устава муниципального образования "Город Саратов" (далее Устав), принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 (том N 3 листы дела N 132-176), город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Статьей 4 Устава установлено, что местное самоуправление в городе - форма осуществления населением города своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Саратовской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением города непосредственно и (или) через органы местного самоуправления города вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 24 статьи 6 Устава, к вопросам местного значения города отнесены, в том числе, утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города.
Пунктом 25 статьи 6 Устава, к вопросам местного значения города также отнесены утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно положениям, закрепленным в статье 33 Устава, администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
Администрацией города руководит глава администрации муниципального образования "Город Саратов", именуемый по тексту настоящего Устава "глава администрации города", на принципах единоначалия.
Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, постановлениями и распоряжениями администрации города.
Официальным опубликованием решений городской Думы, постановлений главы муниципального образования и постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте городской Думы (администрации города) www.saratovduma.ru (www.saratovmer.ru).
Статьей 44.1. Устава, введенной решением Саратовской городской Думы от 24.06.2010 г. N 52-617, то есть в период принятия постановлений о внесении изменений в оспариваемый нормативный правовой акт, установлено, что глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы местной администрации.
Постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Официальным опубликованием постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская панорама" или первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации города (www.saratovmer.ru) (часть 6 статьи).
Системный анализ указанных норм права свидетельствует о том, что установление органами местного самоуправления порядка предоставления физическим и юридическим лица муниципальных услуг, установление правил и оснований для получения муниципальных услуг не должно противоречить Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству. Это связано с тем, что установление указанного порядка органами местного самоуправления в отношении неопределенного круга лиц может непосредственно затрагивать их права как в публичных, так и в частных правоотношениях.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.06.2010 г. № 1478 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 29-147).
Указанный административный регламент «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов» опубликован в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 58(575), 16.06.2010 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.06.2012 г. N 1422 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июня 2010 г. N 1478 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования "Город Саратов", внесены изменения в указанный административный регламент, которые опубликованы в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 72(875), 30.06.2012 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13.03.2013 г. N 374 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июня 2010 г. N 1478 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования "Город Саратов" которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 14.03.2013 г., а также в специальном выпуске газеты "Саратовская панорама" N 2, от 22.01.2014 г.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.12.2013 г. N 3517 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июня 2010 г. N 1478 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования "Город Саратов" также внесены изменения в приведенный административный регламент, которые опубликованы на Сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" http://saratovmer.ru/, 30.12.2013 г.
Приведенные постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» направлены для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Истец оспаривает приведенный административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478 (в ред. постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.06.2012 N 1422, от 13.03.2013 N 374, от 30.12.2013 N 3517), указывая на несоответствие данного регламента законодательству Российской Федерации.
Согласно определению, содержащемуся в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, государственная услуга является деятельностью органа власти соответствующего уровня по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей.
В соответствии с частью 2 статьи 1 названного Федерального закона его действие распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регламентировано, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 закона).
По смыслу положений части 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, предусматривающих в качестве одного из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1.1. приведенного Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - Регламент), он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении услуги, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении услуги.
Пунктом 2.3. Регламента установлено, что заявителем на предоставление муниципальной услуги является лицо, заинтересованное в установке ограждения в целях обустройства стройплощадки (далее - Заявитель). От имени Заявителя могут выступать его уполномоченные представители.
Пунктом 2.4. административного Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок.
В пункте 2.5. Регламента установлен срок предоставления указанной муниципальной услуги.
Нормативные акты, в соответствии с которыми осуществляется предоставление данной муниципальной услуги, приведены в пункте 2.6. Регламента.
Согласно пункту 2.7. Регламента, для получения муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:
- письмо на оформление разрешения на установку ограждения в целях обустройства строительной площадки, согласованное с администрацией района;
- стройгенплан;
- график производства работ;
- гарантийное письмо организации-заказчика по благоустройству территории после завершения строительных работ;
- приказ организации-подрядчика о назначении ответственного лица за содержание строительной площадки.
В пункте 2.8 Регламента приводятся требования к документам, представляемым заявителем на предоставление муниципальной услуги.
Основание для отказа в приеме документов - документы, а также основания для отказа в предоставлении услуги (отказа в выдаче разрешения на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок), предусмотрены 2.9, 2.10. Регламента.
Далее в 3 разделе оспариваемого Регламента установлены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Формы контроля за исполнением административного Регламента, установлены в 4 разделе. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц регламентирован в 5 разделе.
Анализируя оспариваемый административный Регламент, исходя из буквального содержания его положений, суд приходит к выводу, что рассматриваемый Регламент не соответствует требованиям части 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ и нарушает основной принцип предоставления муниципальной услуги, поскольку предоставление указанной муниципальной услуги – выдача разрешения на установку ограждений в целях обустройства строительных площадок, нельзя признать необходимым и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Так, оспариваемым административным истцом административным Регламентом предоставления муниципальной услуги установлена муниципальная услуга – выдача разрешений на установку ограждений в целях обустройства строительных площадок.
Действительно, как указано выше, в соответствии с Федеральным закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Аналогичные положения о вопросах администрации муниципального образования содержатся в Уставе муниципального образования "Город Саратов".
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку ограждений в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования, регулируются Федеральным закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства.
В силу пункта 2, пункта 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (п. 2);
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п. 3).
Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса), или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Производство строительных работ без соответствующего разрешения управомоченного публичного органа влечет применение мер юридической ответственности, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, орган местного самоуправления при выдаче разрешения на строительство проверяет соответствие проектной документацией, требованиями технических регламентов, обеспечение безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, и т.д.
При этом, лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, и т.д.
Основываясь на приведенных требованиях закона, суд приходит к выводу, что установка ограждений строительной площадки, ее технические параметры, в зависимости от категории стоящегося объекта, входит в проект организации строительства и его соответствие требованиям проектной документации объекта и техническим регламентам подлежит проверке в рамках выдачи разрешения на строительство объекта. В связи с чем, предоставление отдельной муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку ограждений строительной площадки не является отдельной муниципальной услугой, а включено в муниципальною услугу – выдача разрешения на строительство.
Также, согласно письменной позиции Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Саратовской области, подлежащей оценке наряду с другими представленными доказательствами, следует, что в соответствии с подпунктом «е» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства застройщику в уполномоченный орган необходимо предоставить проект организации строительства, содержащийся в проектной документации объекта капитального строительства. Согласно подпункту «ц» пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 проект организации строительства (должен содержать в графической части строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей. Ограждения строительных площадок не относятся к объектам капитального строительства, и являются временными сооружениями.
Учитывая вышеизложенное, основания в получении отдельного разрешения на установку ограждений в целях обустройства строительных площадок отсутствуют.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении настоящего административного дела судом, на основании приведенного анализа, установлено несоответствие Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Также предоставление указанной муниципальной услуги – выдача разрешения на установку ограждений в целях обустройства строительных площадок, с учетом требованиям части 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ, нельзя признать необходимым и обязательными для предоставления муниципальных услуг. В связи с изложенным, рассматриваемый Регламент подлежит признанию недействующим.
Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о том, что оспариваемым Регламентом установлена процедура получения разрешения осуществления полномочий по благоустройству, дорожному, коммунальному хозяйства, применительно к определенной территории автомобильных дорог, тротуаров и зеленых зон, а не в отношении земельных участков, предоставленных для строительства конкретному лицу по следующим основаниям.
Исходя из буквального содержания и системного толкования оспариваемого нормативного правового акта, следует, что в Регламентом установлена необходимость получения разрешения на установку ограждения строительной площадки на территории муниципального образования «Город Саратов».
То есть, из указанного Регламента не следует, в каких случаях и при каком виде строительства требуется разрешение на установку ограждений строительной площадки, а в каких не требуется.
Исходя из редакции изложения Регламента, возникает неопределенность нормативно правового акта, относительно объекта, в отношении которого установлена муниципальная услуга по выдаче разрешения на установку ограждений строительной площадки. В оспариваемом нормативном правовом акте не указано, что муниципальная услуга в отношении конкретных объектов строительства, что в свою очередь, влечет неопределенность для заявителей на предоставление муниципальной услуги, в каких случаях требуется получение разрешения на установку ограждений строительной площадки, а в каких случаях она включена в проектную документацию при выдаче разрешения на строительство объекта.
Суд приходит к выводу, что такое изложение стандарта предоставления муниципальной услуги свидетельствует о неоднозначном толковании нормативно правового акта, относительно перечня случаев, когда для заявителя возникает обязанность на предоставление муниципальной услуги по получению указанного разрешения.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Кроме того, пунктом 4.4.1.2. Решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 (ред. от 23.04.2015) "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (далее Правила благоустройства) установлено, что строительные площадки должны быть огорожены по всему периметру плотным забором в соответствии с требованиями, установленными комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству.
Также пунктом 4.4.1.3. Правил благоустройства регламентировано, что запрещается установка ограждения строительной площадки до получения разрешения на строительство.
Таким образом, указанным решением установлено, что установлено, что установка ограждения строительной площадки до получения разрешения на строительство запрещена.
При этом, при выдаче разрешения на строительство объекта, как установлено вышеприведенными нормами действующего законодательства, процедура ограждения строительной площадки включена в проектную документацию, подлежащую оценке.
Постановлением администрации г. Саратова от 06.07.2012 г. № 1462 «О порядке проведения работ на подземных коммуникациях и обустройства строительных площадок» и Решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" предусмотрен порядок оформления разрешения на производство вскрышных работ, а также указанными актами установлены требования к ограждению данных участков.
Таким образом, поскольку судом установлено несоответствие Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования "Город Саратов», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 июня 2010 г. № 1478, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также наличие неопределенности в толковании нормативно правового акта, и учитывая то, что суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, недопустимость нарушения компетенции органа, принявшего данный нормативный правовой акт, суд признает нормативный правовой акт Администрации муниципального образования «Город Саратов» недействующим.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд требование прокурора о признании его таковым со дня принятия находит необоснованным полностью.
Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478 применялось длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права граждан и юридических лиц, о чем в материалы дела представлены соответствующие сведения. Данные обстоятельства согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При таком положении, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим полностью с момента вступления в силу решения, а следовательно о частичном удовлетворении требований прокурора.
В соответствии разъяснениями, данными в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд считает, что решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит публикации сообщение о решении суда (после вступления его в законную силу) о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478 в ред. постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.06.2012 N 1422, от 13.03.2013 N 374, от 30.12.2013 N 3517) Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов», в печатном периодическом издании Администрации муниципального образования «Город Саратов».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2010 г. № 1478 (в ред. постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.06.2012 N 1422, от 13.03.2013 N 374, от 30.12.2013 N 3517) Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку ограждения в целях обустройства строительных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов» недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Прокурора города Саратова отказать.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Саратов" сообщить об исполнении решения по административному делу № 2а-943/16 административному иску Прокурора города Саратова к Администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта муниципального образования «Город Саратов», Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области, Инспекция государственного строительства надзора Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим, Прокурору города Саратова, в Волжский районный суд г. Саратова, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.В. Бжезовская