ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-788/18 от 31.08.2018 Краснокамского городского суда (Пермский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кротова И.И.,

при секретаре Ярыгиной Е.В.,

с участием административного истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда Пермского края административное исковое заявление ФИО1 к Призывной комиссии г. Краснокамска, Военному комиссариату г. Краснокамск о признании незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, просил обязать призывную комиссию вынести заключение о замене для него военной службы на альтернативную гражданскую службу.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел военного комиссариата с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии ему отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в связи с нарушением сроков подачи заявления. Истец полагает, что призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ему п. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Считает, что наличие убеждений, противоречащих несению военной службы, само по себе является основанием для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу. Комиссия имела право, несмотря на пропущенный срок, вынести положительное заключение, основываясь на существенном, на его убеждениях. Если он подал заявление позднее оговоренных сроков, это не может означать, что он не имеет право на альтернативную гражданскую службу.

В судебном заседании поддерживал иск по доводам заявления, суду пояснил, что каждый год выделяются места на прохождение альтернативной службы, военкомат не хочет искать места для прохождения альтернативной службы, от мероприятий по призыву он не уклоняется. Его родители и он являются вегетарианцами, в армии это учитывать не будут.

Представитель ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Пермского края», призывной комиссии, военного комиссариата г. Краснокамска в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указали, что решение призывной комиссии является обоснованным. Ранее предоставил отзыв, согласно которому истец имел отсрочку от призыва на время учебы в Краснокамском политехническом техникуме до ДД.ММ.ГГГГ, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории годности <данные изъяты> Отказ призывной комиссии в удовлетворении заявления соответствует п. 4 ст.12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе. Военные комиссариаты не располагают вакансиями для прохождения гражданами альтернативной гражданской службы.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

В соответствии со статьей 2 названного выше Федерального закона, гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Этой же нормой права предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Пунктом 4 статьи 12 этого же Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

К таким основаниям закон относит: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

Согласно материалам личного дела призывника, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Отделе ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" по г. Краснокамску.

ДД.ММ.ГГГГ в названный отдел Военного комиссариата поступило заявление ФИО1, с приложением автобиографии и характеристики, в котором последний просил заменить ему военную службу по призыву на альтернативную гражданскую, в связи с наличием у него убеждений, которые противоречат исполнению обязанностей военной службы.

Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснокамского муниципального района от 11.04.2018 N 1-А, в удовлетворении заявления истца отказано, в связи с нарушением срока подачи заявления.

ФИО1 при первоначальной постановке граждан на воинский учет был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. ДД.ММ.ГГГГ года (протокол № 7) призывной комиссией г. Краснокамска предоставлена отсрочка по учебе в Краснокамском политехническом техникуме под. «а» п. 2 ст. 24 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в призывную комиссию г. Краснокамска о замене военной службе на альтернативную гражданскую службу, ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия отказала ФИО1 в удовлетворении данного заявления. О причинах пропуска срока ФИО1 не указывает. До этого момента также неоднократно обращался в призывную комиссию г. Краснокамска с аналогичными заявлениями.

Суд приходит к выводу о бездоказательности утверждений истца о наличии у него таких убеждений, которые указывали бы на невозможность исполнения им обязанностей военной службы, приведенные им доводы, поведение истца, в том числе и обращение истца с заявлениями о замене военной службе на альтернативную гражданскую службу, начиная с 2015 года, заведомо с нарушениями срока подачи данных заявлений, содержание представленной совместно с заявлением автобиографии не свидетельствуют о сложившихся у истца убеждениях, которые противоречили бы обязанностям несения военной службы.

Из автобиографий, содержание которых остается неизменным, следует, что убеждения истца, препятствующие прохождению военной службы, сформировались на основании книги ФИО2, восточных религий и учения философа Ошо. Доводы истца при этом не подтверждены с использованием средств доказывания, предусмотренных главой 6 КАС Российской Федерации, материалы личного дела призывника, его поведение, анализ заявления и автобиографий и объяснений в суде не позволяют сделать вывод о давности формирования пацифистских убеждениях истца и их фундаментальности.

В документах, составляющих материалы дела призывника, не имеется сведений, указывающих на непринятие истцом основополагающих принципов общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, вследствие каких либо внутренних убеждений.

В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии одновременного нарушения законодательства и прав административного истца.

Уважительных причин, препятствовавших истцу подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в установленный срок, не усматривается.

Из документов, характеризующих истца также не следует, что истец в действительности имеет убеждения, которые сложились на протяжении длительного времени его жизни и которые противоречат несению военной службы.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Федеральный закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (пункт 1 статьи 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (пункт 1 статьи 3).

При этом, согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 11 Федерального закона, граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

В данном случае суд не усматривает возможности утверждать о наличии у заявителя убеждений, противоречащих несению военной службы.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 447-О указано, что статья 11 Федерального закона по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Это означает, что гражданину, вне зависимости от предусмотренного срока подачи заявления, должна быть обеспечена и предоставлена возможность довести до сведения призывной комиссии свои доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы. В данном случае, такая возможность истцу была предоставлена, поскольку его заявление было рассмотрено на заседании призывной комиссии, однако наличие убеждений, а также уважительные причины, повлекшие несвоевременность обращения с заявлением, не были установлены. В свою очередь, нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может являться для призывной комиссии основанием для отказа в удовлетворении заявления, и применение призывной комиссией такого основания в данном случае нельзя рассматривать как незаконное.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что призывная комиссия не была обязана принимать положительное решение, а как специально созданный и уполномоченный коллегиальный орган была вправе принять решение об отказе, поскольку такое право прямо предусмотрено вышеизложенными положениями Федерального закона. Нарушений прав истца в данном случае не допущено.

По этим основаниям в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 179 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Призывной комиссии г. Краснокамска, Военному комиссариату г. Краснокамск о признании незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края.

Судья И.И.Кротов