Дело №2а-788/2019
Решение
именем Российской Федерации
г. Няндома 21 октября 2019 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Волынской Н.В.,
при секретаре Поповой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и НАО к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогам,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и НАО (далее – инспекция, МРИ ФНС России №5 по Архангельской области и НАО) обратилась в Няндомский районный суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогам, в обоснование указав, что 25.07.2019 инспекцией было направлено заявление о выдаче судебного приказа мировому судье судебного участка №2 Няндомского судебного района о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в сумме 17688 рублей 19 копеек. 05.08.2019 мировым судьей судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области по данному делу вынесен судебный приказ №2а-2946/2019, который был отменен 28.08.2019. Согласно данным Управления Росреестра ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>. В соответствии с главой 32 НК РФ должнику начислен земельный налог за 2013 года в сумме 2178 рублей – срок уплаты 05 ноября 2014 года – не уплачен, недоимка списана; за 2015 год – 2178 рублей, срок уплаты 01 декабря 2016 года – не уплачен; за 2016 год – 2178 рублей, срок уплаты 01 декабря 2017 года – не уплачен; за 2017 год – 2178 рублей, срок уплаты 01 декабря 2018 года – не уплачен. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате земельного налога должнику в соответсвии со ст. 75 НК РФ начислены пени по налогу за 2015, 2016 г.г. за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 в размере 447 рублей 82 копейки. Отделом Государственной Инспекции безопасности дорожного движения УВД по Архангельской области и Государственной Инспекцией по маломерным судам Архангельской области в рамках п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ в адрес Инспекции представлены сведения о том, что ответчик имеет в собственности транспортные средства, в связи с чем ему начислен траспортный налог: за 2015 год – 54208 рублей, срок уплаты 01.12.2016 – не уплачен; за 2014, 2016 г.г. – 108416 рублей, срок улаты 01.12.2017 – не уплачен, за 2017 год – 54208 рублей, также не уплачен. В связи с просрочкой исполнения обязаности по уплате транспортного налога должнику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 в размере 16921 рубль 02 копейки. Согласно данным Управления Росреестра ответчику на праве собственности принадлежит объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1045 рублей, срок уплаты 01.12.2016 – не уплачен, пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 составили 118 рублей 63 копейки. Просит взыскать с ФИО1 в доход государства задолженность по пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 в размере 17487 рублей 47 копеек, в том числе: по земельному налогу в размере 447 рублей 82 копейки, по транспортному налогу в сумме 16921 рубль 02 копейки, по налогу на имущество физических лиц в размере 118 рублей 63 копейки.
Представитель административного истца Инспекции в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно отметке в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст. 150, ч.2 ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.3 ст.48 НК РФ).
В соответствии со ст.356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Согласно п.1 ст. 358, п.1 ст. 359 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответстии с п.1 ст.362, п.п. 1,3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Законом Архангельской области «О транспортном налоге» от 01.10.2002 №112-16-ОЗ установлены ставки транспортного налога, в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На основании п.п.3,4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортных средств: ВАЗ 21103, г.р.з. №; КАМАЗ 5410, г.р.з. №; ГАЗ2752, г.р.з. №; ГАЗ 33021, г.р.з. №; ГАЗ 33021, г.р.з. №; ГАЗ 2775000001001, г.р.з. №; 2775000001001, г.р.з. №; Хендай Сантафе, г.р.з. №; 2747-0000010, г.р.з. №; 274710000010, г.р.з. №; ГАЗ33021, г.р.з. №.
Обязанность по уплате транспортного налога ФИО1 не исполнена: за 2015 год – 54208 рублей, срок уплаты 01.12.2016 – не уплачен, за 2014, 2016 г.г. – 108416 рублей, срок уплаты 01.12.2017 – не уплачен, за 2017 год – 54208 рублей, не уплачен. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате транспортного налога должнику в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 в размере 16921 рубль 02 копейки.
На основании п.1 ст. 388, п. 1 ст. 389 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Согласно с п.1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком земельного налога в связи с наличием в собственности земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязанность по уплате земельного налога ФИО1 не исполнена: за 2013 год в сумме 2178 рублей – срок уплаты 05 ноября 2014 года – не уплачен (недоимка списана); за 2015 год – 2178 рублей, срок уплаты 01 декабря 2016 года – не уплачен; за 2016 год – 2178 рублей, срок уплаты 01 декабря 2017 года – не уплачен; за 2017 год – 2178 рублей, срок уплаты 01 декабря 2018 года – не уплачен. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате земельного налога должнику в соответсвии со ст. 75 НК РФ начислены пени по налогу за 2015, 2016 г.г. за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 в размере 447 рублей 82 копейки.
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст.401, ст.402, ст.403, ст.405 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, квартира. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч.1 ст.408, ст.409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ).
Обязанность по уплате данного налога в связи с наличием в собственности объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, ФИО1 не исполнена: за 2015 год в размере 1045 рублей, срок уплаты 01.12.2016 – не уплачен, пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2019 составили 118 рублей 63 копейки.
Как следует из ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12.02.2019 в размере 17839 рублей.
Из содержания требования следует, что при наличии разногласий начисления соответствующих пеней налогоплательщику предложено провести сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока уплаты, указанного в требовании. Разъяснено, что если настоящее требование будет оставлено без рассмотрения в срок до 28.03.2019, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст.48 НК РФ) меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов).
Указанное требование, направленное в адрес налогоплательщика по месту жительства, в установленный срок административным ответчиком не исполнены. Указанная задолженность административным ответчиком в полном объеме погашена не была.
31 июля 2019 года в пределах установленного законом срока инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по требованию №.
05 августа 2019 года мировым судьей судебного участка №2 Няндомского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, по земельному налогу, по налогу на имущество в размере 17688 рублей 19 копеек.
Однако определением мирового судьи от 28 августа 2019 года судебный приказ был отменен по причине поступивших возражений от ответчика.
В связи с отменой судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 КАС РФ.
Административный иск предъявлен уполномоченным налоговым органом в предусмотренный ст. 48 НК РФ срок.
Таким образом, ФИО1, являющимся плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц в установленные законом сроки не исполнена обязанность по уплате данных налогов, в связи с чем ему начислены пени за период с 02.12.2016 по 11.02.2019: по земельному налогу в размере 447 рублей 82 копейки, по транспортному налогу в сумме 16921 рубль 02 копейки, по налогу на имущество физических лиц в размере 118 рублей 63 копейки.
Суд находит расчет пени, представленный административным истцом, правильным.
Административным ответчиком в нарушение ст.62 КАС РФ возражений относительно заявленных требований, доказательств погашения налога и пени в установленный срок, контррасчета, а также иных допустимых доказательств необоснованности требований налогового органа не представлено.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 699 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и НАО к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогам удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по пени по земельному налогу в размере 447 рублей 82 копеек, по пени по транспортному налогу в размере 16921 рубля 02 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 118 рублей 63 копеек, всего взыскать 17487 (Семнадцать тысяч четыреста восемьдесят семь) рублей 47 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 699 (Шестьсот девяносто девять) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.В. Волынская
Мотивированное решение составлено 31 октября 2019 года.