ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-788/20 от 14.07.2020 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело №2а-788/2020

26RS0008-01-2020-002085-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куцева А.О.,

при секретаре судебного заседания Кудряшове А.И.,

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в Буденновский городской суд с административным иском, в котором просит взыскать с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере: взносы за 2019 год в размере 3 460.51 руб., пеня в размере 28.78 руб. и недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: взносы за 2019 год в размере 14 755.91 руб., пеня в размере 122.72 руб., а также налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): штраф в размере 9 руб., на общую сумму 18 376.92 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1

В случае прекращения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя уплата им страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней, с даты снятия с учета в налоговом органе (п. 5 ст. 432 НК РФ). Таким образом, срок уплаты страховых взносов истек ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом в отношении ответчика выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Сумма задолженности по страховым взносам на ОПС за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет – 14 755,91 руб. (29354/12)*6+(29354/12)*1/31=14755,91).

Сумма задолженности по страховым взносам на ОМС за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет-3460,51 руб. (6884/12)*6+(6884/12)* 1/31=3460,51).

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ответчиком страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислена пеня, подлежащая уплате бюджет и составляет: пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС – 122,72 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС – 28,78 руб.

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 12 НК РФ за неполную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2017 год в виде штрафа в сумме 9 рублей

Общая сумма задолженности, подлежащая уплате в бюджет, составляет: страховые взносы – 18 216,42 руб., пени -151,50 руб., штраф 9 рублей.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ а-435-04-412/2019 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного ответчика отменен. Из чего следует, что срок для обращения в суд, в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, истекает ДД.ММ.ГГГГ.

От ответчика ФИО1 поступило возражение на административное исковое заявление, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик находился в Едином государственном реестре УСН (упрощенной системы налогообложения - доходы уменьшенные на величину расходов) индивидуальных предпринимателей в рамках своей экономической деятельности ОКВЭД 58.11- (издание книг) и дополнительным видом экономической деятельности - (реализация книг).

Вид экономической деятельности ответчика не относится к категориям лиц указанные в ст. 419 п.1, пп.2 НК РФ, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в Едином государственном реестре УСН (упрощенной системы налогообложения - доходы уменьшенные на величину расходов) индивидуальных предпринимателей, не имеющий в установленном законодательством РФ порядке соответствующего разрешения на права заниматься частной практикой. Таким образом, в соответствии ст.419 НК РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 не попадает под категорию плательщиков страховых взносов указанных в данной статье.

В соответствии п.1, пп.11, ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ.

В свою очередь представитель истца Федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю предоставил отзыв на возражения ФИО1, из которого следует, что инспекция не согласна с доводами административного ответчика, считает их необоснованными ввиду следующего.

Единый государственный реестр УСН индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется ФНС России.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В настоящее время главой 34 «Страховые взносы» НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Вопреки утверждениям административного ответчика в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ в качестве плательщиков страховых взносов перечислены лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, самостоятельно обеспечивающие себя работой, отнесенные к категории застрахованных лиц и одновременно к категории страхователей.

Налоговое законодательство относит индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой к отдельным категориям.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. ИНК РФ)

Следовательно, административный ответчик не относится к субъектам профессиональной деятельности, занимающимся частной практикой, состоит на учете в налоговом органе как индивидуальный предприниматель, должен уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился. Предоставил ходатайство о рассмотрении административного искового заявления в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражении на административное исковое заявление и просил отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Суд, выслушав ответчика по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 являлся плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.( л.д.14-15)

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов. (л.д. 8-9)

Указанное требование в добровольном порядке плательщиком страховых взносов ФИО1 не исполнено.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Требование о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ а-435-04-412/2019 от 24. 12.2019 в отношении административного ответчика отменен. (л.д. 16)

Из чего следует, что срок для обращения в суд, в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

В силу ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых, взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 указанной статьи.

Исходя из положений ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Согласно представленному административным истцом расчету сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет составила 14755,19 руб.; сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет составила – 3460,51 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование – 28,78 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 122,72 руб. (л.д. 12-13)

Данный расчет судом проверен, является верным, административным ответчиком не оспаривался, а контррасчет не был предоставлен.

Поскольку требование налогового органа ФИО1 до настоящего времени не исполнено, административный иск о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на недоимку по страховым взносам подлежит удовлетворению.

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 12 НК РФ за неполную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2017 год в виде штрафа в сумме 9 рублей, Данное решение ответчиком не оспорено. (л.д. 19-21)

В связи с чем, ФИО1 обязан оплатить штраф в размере 9 рублей.

Доводы ответчика о том, что он находился в Едином государственном реестре по упрощенной системы налогообложения и в рамках своей экономической деятельности, не обязан был оплачивать спорные суммы недоимок, не основан на законе и не принимается судом во внимание, поскольку ответчик, в период за который взимаются недоимки налоговым органом, состоял как индивидуальный предприниматель из выписке ЕГРИП.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении вопроса о распределении судебных издержек по делу суд учитывает, что согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

С учетом изложенного суд взыскивает с ФИО1 в доход Буденновского муниципального района Ставропольского края пошлину в размере 735 рублей 07 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере: взносы за 2019 год в размере 3460 (три тысячи четыреста шестьдесят) рублей 51 копейка, пеню в размере 28 (двадцать восемь) рублей 78 копеек.

Взыскать с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере: взносы за 2019 год в размере 14755 (четырнадцать тысяч семьсот пятьдесят пять) рублей 91 копейка, пеню в размере 122 (сто двадцать два) рубля 72 копейки.

Взыскать с ФИО1 недоимки по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации): штраф в размере 9 (девять) рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход Буденновского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 735 (семьсот тридцать пять) рублей 07 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 15 июля 2020 года.

Судья подпись А.О. Куцев

Подлинник решения подшит в административном деле № 2а-788/2020, находящемся в Буденновском городском суде Ставропольского края.

Секретарь с/з