ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-788/2021КОПИ от 31.05.2021 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-788/2021 копия

УИД 9RS0028-01-2021-001019-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Лысьва 31 мая 2021 года

Лысьвенский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Батуевой Г.Г.,

при секретаре Савиных А.Г,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

13.05.2021 Межрайонная ИФНС № 6 по Пермского краю обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 163,18 руб, пени по земельному налогу 3510,57 руб., всего 3673,75 руб.

В обоснование иска указано, что административный ответчик в 2018г. являлся собственником недвижимого имущества: квартиры <адрес>, иных строений <адрес>, <адрес>, <адрес>. За 2018г был исчислен налог на имущество в сумме 12 573,00 руб. В связи с неверным первоначальным применением налоговой ставки 0,3%, налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество за 2018г по ставке 0,5% за каждый год, поскольку объекты недвижимости отнесены к категории «прочие объекты налогообложения», и доначисление налога на имущество, направлено уведомление с перерасчетом налога и указанием срока уплаты. В период с 12.08.2019 по 20.01.2020 погашена задолженность по налогу на имущество за 2018г. в сумме 6413,53 руб, остаток задолженности составил 6413,53 руб. За несвоевременную уплату налога начислена пени в сумме 163,18 руб. Кроме того, в 2016г ФИО1 являлась собственником земельных участков <адрес>. За 2016г был исчислен земельный налог в сумме 62 303,00 руб., направлено уведомление с указанием срока уплаты, однако задолженность по земельному налогу оплачена позднее указанного срока. За несвоевременную уплату земельного налога начислена пени 3510,57 руб. за период с 25.06.2019 по 18.09.2019. В соответствии со ст.69, ст. 70 НК РФ, ответчику было выставлено требование № 23226 от 26.06.2020 об уплате пени в общей сумме 3676,47 руб. со сроком уплаты до 17.11.2020. Требования ответчиком также не были исполнены. Просит иск удовлетворить, взыскать с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 163,18 руб, пени по земельному налогу 3510,57 руб., всего 3673,75 руб.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 6 по Пермского краю ФИО2 не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражения, в которых указала о пропуске срока установленного законом для взыскания пени при обращении налогового органа в суд. Административным истцом ходатайство о восстановлении срока не заявлено. К тому же в расчёте пени налоговым органом указано требование № 39465 от 25.06.2019 г., по которому начислено пени в сумме 1925,97 руб. Данное требование административному ответчику не направлялось, к настоящему административному иску не приложено. В связи с чем у административного ответчика есть основания полагать, что сумма пени 3510,57 руб., т.е. сумма выше пороговой суммы, была начислена и по иным требованиям, а не только по тем, которые заявлены административным истцом в настоящем иске. Просит отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1), действовавшем на момент сложившихся правоотношений, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, доля в праве общей собственности на указанное имущество (ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1).

Уплата имущественного налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п.9 ст.5 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1).

В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствие с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Ставка налога установлена в соответствии с решением Думы Лысьвенского городского округа от 26.10.2012г. № 167 «Об установлении земельного налога на территории Лысьвенского городского округа».

Согласно ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно п.2 и п.4 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Процедура и сроки взыскания пени аналогичны процедуре и срокам взыскания налога, страховых сборов.

Согласно п. 1 ст.45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

При этом, из разъяснений пункта 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года N 20-П, 15 июля 1999 года N 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В судебном заседании установлено, что в 2016г ФИО1 являлась собственником земельных участков: <адрес>

За 2016г был исчислен земельный налог в сумме 62 303,00 руб., направлено уведомление № 50810267 с расчетом налога и указанием срока уплаты 01.12.2017 (л.д.16-18).

В период с 13.07.2018 по 19.09.2019 ФИО1 была погашена задолженность по земельному налогу за 2016г в сумме 62 303,00 руб, то есть позднее указанного срока.

За несвоевременную уплату земельного налога начислена пени 3510,57 руб.

Сумма превысила 3000 руб. на 20.09.2019, поэтому налоговый орган имел возможность в установленный законом срок предъявить ответчику сумму к выплате и обратиться в суд своевременно в случае неуплаты в добровольном порядке в сроки, на основании указанных выше в решении нормативных актов, но это налоговым органом сделано не было.

Также, в 2018г. ФИО1 являлась собственником недвижимого имущества: квартиры <адрес>, иных строений <адрес>, а также земельных участков <адрес> (л.д.33-35).

За 2018г был исчислен налог на имущество в сумме 13 652,57 руб., направлено уведомление № 8078436 от 27.06.2019 со сроком уплаты 02.12.2019 (л.д.22-24).

В связи с неверным первоначальным применением налоговой ставки 0,3%, налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество за 2018г по ставке 0,5% за каждый год, поскольку объекты недвижимости отнесены к категории «прочие объекты налогообложения», и доначисление налога на имущество, направлено уведомление № 87713629 от 12.10.2019 с перерасчетом налога и указанием срока уплаты 02.12.2019 (л.д.25-27).

В период с 12.08.2019 по 20.01.2020 погашена задолженность по налогу на имущество за 2018г. в сумме 6413,53 руб, остаток задолженности по налогу на имущество составил 6413,53 руб.

За несвоевременную уплату налога налоговым органом на основании ст.75 НК РФ начислена пеня в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки в сумме 163,18 руб (л.д. 11-13, 36)

На основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено требование об уплате пени № 23226 от 26.06.2020 с указанием срока уплаты 17.11.2020 в сумме в сумме 3676,47 руб. (пени по налогу на имущество 165,90 руб, пени по земельному налогу 3510,57 руб.) (л.д.9).

Требование должно быть исполнено в течение 8 дней с момента получения, в установленный срок предъявленные суммы налога и пени в бюджет не поступили.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, требование № 23226 от 26.06.2020 о взыскании пени, на которое налоговый орган основывает свой иск, направлено административному ответчику 08.10.2020 (л.д.10), то есть за переделами установленного трехмесячного срока для направления требования об уплате пени.

07.12.2020 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 Лысьвенского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанных сумм, то есть за пределами установленного срока для направления требования.

По заявлению ответчика 22.12.2020 судебный приказ был отменен (л.д.14).

13.05.2021 налоговый орган предъявил иск к ФИО1 в Лысьвенский городской суд (л.д.3-5).

Из разъяснений Конституционного Суда РФ в определении от 22 апреля 2014 года N 822-0 следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате налога и пени само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание пени в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

К мировому судье о взыскании с ФИО1 пени административный истец обратился 07.12.2020, то есть за пределами установленного срока для направления требования и установленного шестимесячного срока для предъявления требований в суд.

В определении от 26.10.2017 N 2465-О Конституционный Суд РФ указал, что пункт 3 ст. 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока и уважительности причин пропуска срока административным истцом не заявлено и не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Поскольку налоговым органом нарушен срок для обращения в суд за взысканием пени, то исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю в удовлетворении административного искового заявления к ФИО1 о взыскании пени по налогу на имущество с физических лиц в сумме 163,18 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц в сумме 3510,57 рублей, всего 3673,75 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья. Подпись.

Копия верна. Г.Г.Батуева