ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-789/20 от 05.11.2020 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а- 789/20 г. УИД - 05RS0013-01-2020-004918-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2020 года г. Дербент

Дербентский районный суд РД в составе:

председательствующего федерального судьи Курбанова К.А.,

при секретаре Сулеймановой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора г. Дербента к административным ответчикам Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному Учреждению «Детский сад Сказка» (далее МБДОУ «Детский сад Сказка») <адрес>, администрации муниципального района «Дербентский район» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дербента обратился в суд с административным иском к административным ответчикам с требованиями:

1.Признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад Сказка»), выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности;

2. Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБДОУ «Детский сад Сказка») в <адрес>;

3. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка») в <адрес> по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

1. Обеспечить подачу дублированного светового и звукового сигналов система пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЭ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7;

СНиП 21-01-97 п.5.21);

2. Привести эксплуатацию системы и средств противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) в исправное состояние, а также организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 1ТПР РФ № 390);

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произвести в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; ( ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

Заключить договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ГТП РФ № 390 п. 63);

Запретить эксплуатацию в здании ДС электропроводов с видимыми нарушениями изоляции. (ППР в РФ п. 42-а);

Установить из спальных помещений средней и старшей группы, где численность детей превышает более 10 человек второй эвакуационный выход (Снип. 21-01-97 п.6.12., СП 1.131302009 п.4.2.);

Установить второй эвакуационный выход из здания ДС (СНиП 21-01-97 п. 6.12 СП 1.131302009 п.7.1.11);

Организовать в здании ДС не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности автоматических систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, (п, 61 ППР РФ № 390);

Провести наружное противопожарное водоснабжение на территории ДС.(ч. 1, ст. 62 ФЗ №123).

10. Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» в срок до 05 Февраля 2021 профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» <адрес>.

Свои требования административный истец обосновал тем, что

В ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад «Сказка» <адрес> выявлены следующие нарушения:

I. Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (Ф3-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01- 97 п.5.21);

Системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ГТПР РФ № 390);

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации; ( ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п, 1.1 РД 78.145-93);

Не представлен договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63);

В здании ДС допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции. (ППР в РФ п. 42-а);

Из спальных помещений средней и старшей группы, где численность „ детей превышает более 10 человек, отсутствует второй эвакуационный выход

(Снип. 21-01-97 п.6.12., СП 1.131302009 п.4.2.);

Отсутствует второй эвакуационный выход из здания ДС (СНиП 21-01-97 п. 6.12 СП 1.131302009 п.7.1.11);

В здании ДС не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности автоматических систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, (п. 61 ППР РФ № 390);

Отсутствует наружное противопожарное водоснабжение на территории ДС.(ч. 1, ст. 62 ФЗ №123).

25.06.2020 в адрес директора МБДОУ было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, 25.06.2020 соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в администрацию муниципального района «Дербентский район».

Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически ими также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований пожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией муниципального района «Дербентский район» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают

жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.

Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.

Представитель административного истца - пом. Прокурора г. Дербента Шихахмедов Ш.А. на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, требования административного истца просит удовлетворить в полном объеме.

Представители административных ответчиков администрации МР «Дербентский район» по доверенности Манапова К.Э., Заведующая МБДОУ «Детский сад Сказка» Н.М. Закавова, представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по доверенности Казанфаров Г.Б., надлежаще извещенные судом о дате и времени слушания дела, на судебное заседание не явились, в своих письменных заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствии.

Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой города с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях Дербентского района.

В ходе проверки исполнения требовании законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Детский сад Сказка» <адрес> выявлены следующие нарушения:I. Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (Ф3-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01- 97 п.5.21);

Системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ГТПР РФ № 390);

Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации; ( ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п, 1.1 РД 78.145-93);

Не представлен договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63);

В здании ДС допускается эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции. (ППР в РФ п. 42-а);

Из спальных помещений средней и старшей группы, где численность „ детей превышает более 10 человек, отсутствует второй эвакуационный выход

(Снип. 21-01-97 п.6.12., СП 1.131302009 п.4.2.);

Отсутствует второй эвакуационный выход из здания ДС (СНиП 21-01-97 п. 6.12 СП 1.131302009 п.7.1.11);

В здании ДС не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности автоматических систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, (п. 61 ППР РФ № 390);

Отсутствует наружное противопожарное водоснабжение на территории ДС.(ч. 1, ст. 62 ФЗ №123).

25.06.2020 в адрес директора МБДОУ было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, 25.06.2020 соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в администрацию муниципального района «Дербентский район».

Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически ими также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований пожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности»

руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией муниципального района «Дербентский район» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного Закона.

Пункт 2 ст.63 предусматривает обязанность органов местного

самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают

жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.

Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст.39 К АС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Дербента удовлетворить.

1.Признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад Сказка»), выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности;

2. Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБДОУ «Детский сад Сказка») в <адрес>;

3. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка») в <адрес> по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

4.Обеспечить подачу дублированного светового и звукового сигналов система пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЭ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97 п.5.21);

5. Привести эксплуатацию системы и средств противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) в исправное состояние, а также организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 1ТПР РФ № 390);

6.Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произвести в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией; ( ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

7.Заключить договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ГТП РФ № 390 п. 63);

8.Запретить эксплуатацию в здании ДС электропроводов с видимыми нарушениями изоляции. (ППР в РФ п. 42-а);

9.Установить из спальных помещений средней и старшей группы, где численность детей превышает более 10 человек второй эвакуационный выход (Снип. 21-01-97 п.6.12., СП 1.131302009 п.4.2.);

10.Установить второй эвакуационный выход из здания ДС (СНиП 21-01-97 п. 6.12 СП 1.131302009 п.7.1.11);

11.Организовать в здании ДС не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности автоматических систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, (п, 61 ППР РФ № 390);

12.Провести наружное противопожарное водоснабжение на территории ДС.(ч. 1, ст. 62 ФЗ №123).

Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» в срок до 05 Февраля 2021 профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в месячный срок со дня оглашения мотивированного решения суда.

Судья К.А.Курбанов

Мотивированное решение составлено в совещательной комнате 10 ноября 2020 г.