ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-789/2021 от 24.03.2021 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-789/2021

УИД 34RS0007-01-2021-000943-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:

председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,

при секретаре Абраменко О.Н.,

24 марта 2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО3 о взыскании задолженности по пене по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании Зориной Е.В. остатка задолженности по требованию №39696 от 11 июля 2019 года об уплате задолженности по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 2 729 рублей 69 копеек. В обосновании исковых требований указав, что Зорина Е.В. состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области, является плательщиком страховых взносов. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования №39696 от 11 июля 2019 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) в размере 17 392 рублей 76 копеек и соответствующей сумм пени в размере 1 664 рублей 77 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному) в размере 9 555 рублей 12 копеек и соответствующей суммы пени в размере 914 рублей 55 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному) в размере 7 495 рублей 20 копеек и соответствующей суммы пени в размере 717 рублей 40 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 15 992 рублей 93 копеек и соответствующей суммы пени в размере 2 729 рублей 69 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 8 560 рублей 46 копеек, которое было частично исполнено административным ответчиком. 26 мая 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Зориной Е.В. задолженности по налогам, который 24 августа 2020 года был отменен по поступившим возражениям должника относительно его исполнения. Поскольку Зорина Е.В. до настоящего времени пени по страховым взносам не погасила, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду неизвестны. Предоставил заявление о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании с Зориной Е.В. налоговой задолженности, поскольку налоговым органом был пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. В обосновании заявления о восстановлении срока ссылался на то, что в соответствии с распоряжением ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV» было приостановлено направление заявлений в судебные органы на взыскание задолженности до особых указаний; согласно Указам Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 02 апреля 2020 года №239 об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность налогового органа была частично ограничена, категории сотрудников, наиболее подверженных угрозе заражения COVID-19, находились на самоизоляции, в связи чем, работа налогового органа была затруднена. Данные обстоятельства послужили причиной пропуска срока на обращение в суд и являются уважительными (л.д.34).

Административный ответчик – Зорина Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, судебное извещение и копия определения суда о принятии искового заявления к производству и проведении подготовки по делу, направленные в адрес административного ответчика, вернулись в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», возражений по существу административного иска не предоставила, об отложении судебного заседания не просил, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Учитывая изложенное, у суда имеются достаточные основания считать административного ответчика извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, так как по правилам статей 150 (часть 2),307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела судом.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ).

С 01 января 2017 года вышеуказанный Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Расчетным периодом в соответствии с пункта 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.

Пункт 15 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики, указанные в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в налоговый орган расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной размере налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В силу части 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании стати 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В судебном заседании установлено, что Зорина Е.В. состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ. С 25 июля 2007 года Зорина Е.В. была зарегистрирована налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила деятельность 20 августа 2015 года, подав соответствующее заявление в налоговый орган, состояла на учете в качестве плательщика взносов в УПФР в АДРЕС ИЗЪЯТ с 31 июля 2007 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.35-37).

Зорина Е.В. в нарушение части 8 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ не уплатила в течение 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с тем, что в установленные законом сроки Зориной Е.В. не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, административному ответчику были начислены пени и направлено требование №39696 от 11 июля 2019 года об уплате задолженности по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) в размере 1 664 рублей 77 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному) в размере 914 рублей 55 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному) в размере 717 рублей 40 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 2 729 рублей 69 копеек; по пене по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 8 560 рублей 46 копеек.

Поскольку выставленное налоговым органом требование на общую сумму 14 586 рублей 87 копейки было исполнено административным ответчиком не в полном объеме, это явилось основанием для обращения налогового органа в мае 2020 года с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с Зориной Е.В. недоимки по страховым взносам.

26 мая 2020 года мировым судьей судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании с Зориной Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2013 года в размере 1 664 рублей 77 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за периоды до 01 января 2013 года, в размере 914 рублей 55 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере 717 рулей 40 копеек; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС от 01 января 2017 года, в размере 2 729 рублей 69 копеек, а также государственной пошлины в размере 200 рублей.

24 августа 2020 года определением мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ данный судебный приказ был отменен по поступившим возражениям должника относительного его исполнения (л.д.11-12).

Вместе с тем, после отмены судебного приказа Зорина Е.В. задолженность по пене по страховым взносам полностью не уплатила. За административным ответчиком числится задолженность по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 2 729 рублей 69 копеек

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено и судом не добыто.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

На основании части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Срок исполнения направленного Зориной Е.В. требования с размером задолженности, превышающей 3 000 рублей, установлен до 28 октября 2019 года

Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налоговой задолженности начал течь с момента истечения срока исполнения данного требования.

Исходя из требований положений части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, с заявлением о взыскании недоимки по пене по страховым взносам налоговый орган мог обратиться в суд не ранее 29 октября 2019 года и не позднее 28 апреля 2020 года.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зориной Е.В. недоимки по пене по страховым взносам налоговый орган обратился 22 мая 2020 года, что подтверждается сообщением мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ от 19 марта 2021 года и отметками в штампе входящей корреспонденции судебного участка (л.д.45,46), то есть за пределами срока, установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец не отрицал пропуск срока для обращения к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зориной Е.В. недоимки по страховым взносам. В качестве уважительной причины пропуска процессуального срока, налоговый орган сослался на распоряжение ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV», в соответствии с которым было приостановлено направление заявлений в судебные органы на взыскание задолженности до особых указаний, и на Указы Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 02 апреля 2020 года №239 об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с которыми деятельность налогового органа была частично ограничена, категории наиболее подверженных угрозе заражения COVID-19 сотрудников, находились на самоизоляции, в связи чем работа налогового органа была затруднена.

Между тем, распоряжение ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV» не содержит указаний о приостановлении направления в судебные органы заявлений о взыскании задолженности по налогам и сборам. Согласно данному документу, все работники центрального аппарата ФНС России должны при первых признаках недомогания срочно обратиться к врачу и сдать анализы на наличие коронавируса 2019-nСoV, соблюдать профилактические меры, минимизировать участие в культурно-массовых мероприятиях; начальники структурных подразделений центрального аппарата ФНС России: должны ознакомить всех работников вверенного структурного подразделения с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ под роспись; обеспечить ежедневное измерение температуры присутствующих работников с записью в журнале учета и с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой; оперативно информировать Управление кадров, Административно-контрольное управление обо всех случаях заболевания работников вверенного структурного подразделения; оказывать при необходимости работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому; минимизировать проведение совещаний и иных мероприятий с участием сторонних лиц в здании ФНС России. То есть, данным документом определены действия сотрудников центрального аппарата ФНС России и начальников структурных подразделений центрального аппарата ФНС России по минимизации риска распространения коронавируса 2019-nСoV в центральном аппарате Федеральной налоговой службы. Указаний на приостановлении деятельности по взысканию налоговой задолженности в распоряжении ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV» не имеется.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (далее Указы) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. В соответствии с данными Указами высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо было обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории субъектов Российской Федерации отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Налоговый орган не входит в перечень организаций, на которые данные Указы не распространяются. Между тем, этими Указами было постановлено определить федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов; государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов. То есть, никаких ограничений деятельности налоговых органов в связи с нахождением сотрудников на самоизоляции названными Указами не предусмотрено. Исходя из положений Указов, административным истцом должна была быть определена численность сотрудников, которые в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года обеспечивали бы функционирование Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ.

С учетом изложенного, на основании вышеприведенных норм законодательства, доводы административного истца об уважительности пропуска срока для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зориной Е.В. налоговой задолженности несостоятельны и не могут быть приняты судом.

Указанные административным истцом обстоятельства не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами и не могут быть расценены в качестве уважительной причины для пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам. Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиками налогов, страховых взносов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и предоставлять доказательства уважительности такого пропуска. Своевременность подачи заявления мировому судье о вынесении судебного приказа зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом – в нашем случае, с 29 октября 2019 года до 28 апреля 2020 года.

При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций; даже до принятия в Российской Федерацией и АДРЕС ИЗЪЯТ мер, связанных с распространением короновирусной инфекции, в налогового органа имелось достаточно времени для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по пене по страховым взносам.

Также суд учитывает, что административным истцом не предоставлено приказов, распоряжений либо иных документов, принятых Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, подтверждающих ограничение деятельности налогового органа, приостановление направлений заявлений о взыскании налоговой задолженности в суд до особых указаний, нахождение сотрудников на самоизоляции.

Таким образом, доказательств уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд административным истцом не представлено.

Согласно абзацу 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Применительно к положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок предъявления административного искового заявления в суд по указанным требованиям не истёк.

Судебный приказ был отменен 24 августа 2020 года, копию определения об отмене судебного приказа административный истец получил 28 августа 2020 года (л.д.47), настоящее административное исковое заявление направлено налоговым органом в суд 19 февраля 2021 года, что подтверждается отметками в штампе почтового отделения на конверте (л.д.29), то есть в установленный законом срок - до истечения шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Однако несмотря на данное обстоятельство и наличие остатка задолженности по пене по страховым взносам, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований инспекции, поскольку налоговым органом пропущен срок для обращения к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по пене по страховым взносам.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм закона суд считает необходимым отказать Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в удовлетворении административных исковых требований к Зориной Е.В. о взыскании остатка задолженности по требованию №39696 от 11 июля 2019 года об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 2 729 рублей 69 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ отказать в удовлетворении административного искового заявления к Зориной Елизавете Викторовне о взыскании остатка задолженности по требованию №39696 от 11 июля 2019 года об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 2 729 рублей 69 копеек - отказать, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд в течение одного месяца через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.

Судья С.С. Щелконогова