ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-78/2022 от 25.01.2022 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-78/2022

55RS0034-01-2021-002034-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Тара Омской области 25 января 2022 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тара 25 января 2022 года административное исковое заявление Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующую информацию,

У С Т А Н О В И Л :

Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в деятельности Администрации Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения законодательства. На официальном сайте администрации (vstavsk.tarsk.omskportal.ru) не размещена информация о задачах и нункциях структурных подразделений, не размещены перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления. В разделе «порядок и график приема граждан» не размещена информация о порядке и графике приема граждан. На официальном сайте Администрации не размещены актуальные редакции административных регламентов. Указанное нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на получение информации о предоставляемых органом местного самоуправления услугах. На официальном сайте Администрации (vstavsk.tarsk.omskportal.ru) не размещена информация, касающаяся установленных форм обращений, заявлений и иных документов. На официальном сайте Администрации размещена информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. Информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области не имеется. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой 08.11.2021 в адрес Администрации Вставского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Просит суд признать бездействие Администрации Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к размещению и наполнению в установленном порядке разделов на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» по адресу http://tarsk.omskportal.ru/, незаконным. Возложить на Администрацию Вставскогосельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязанность в течение 1 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующую обязательную информацию:

разместить в разделе «Поселение» в подразделе «Задачи и функции структурных подразделений» информацию о задачах и функциях структурных подразделений;

разместить в разделе «Поселение» в подразделе «Перечень информационных систем, реестров и баз данных» информацию о перечнях информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления;

разместить в разделе «Поселение» в подразделе «Порядок и график приема граждан» информацию о порядке и графике приема граждан;

разместить в разделе «Нормотворческая деятельность» в подразделе «Административные регламенты» актуальные редакции административных регламентов;

разместить в разделе «Нормотворческая деятельность» в подразделе «Установленные формы обращений, заявлений и иных документов» информацию, касающуюся установленных форм обращений, заявлений и иных документов для Администрации Вставского сельского поселения;

разместить в разделе «Нормотворческая деятельность» в подразделе «Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области.

Представитель административного истца помощник Тарского межрайонного прокурора Веревкин И.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, не явился, возражений против удовлетворения иска не представил.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 5 Федерального закона 02 марта 2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы, а также единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Приведенная правовая норма отражена и в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (пункт 4 статьи 5).

Противодействие коррупции - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (статья 1).

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Омской области от 24.09.2015 № 1786-03 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения отнесено к вопросам местного значения Сельского поселения.

Одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции в соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты.

Статьей 3 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.Согласно ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч. 2.1. ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Из п.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ следует, что пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Согласно п.п. «б» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций

Подпунктом «а» п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность.

Подпунктом «г» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

Согласно пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет" в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами

Согласно пп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ предусмотрено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет" в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В нарушение вышеизложенных норм Администрацией Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области на официальном сайте Администрации (vstavsk.tarsk.omskportal.ru) не размещена информация о задачах и функциях структурных подразделений, не размещены перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления. В разделе «порядок и график приема граждан» не размещена информация о порядке и графике приема граждан. Не размещены актуальные редакции административных регламентов Вставского сельского поселения Тарского муниципального района. Кроме того, на официальном сайте Администрации не размещена информация, касающаяся установленных форм обращений, заявлений и иных документов. На официальном сайте Администрации размещена информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. Информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области не имеется.

08.11.2021 в адрес администрации Вставского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений (л.д.8-10). Ответом администрацией Вставского сельского поселения сообщено, что представление рассмотрено, указанные нарушения частично устранены (л.д.11).

Наличие указанных нарушений также подтверждается представленными в материалы дела скриншотами с сайта http:// vstavsk.tarsk.omskportal.ru/ и ответчиком не оспаривалось.

При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая необходимость проведения ряда организационных вопросов, суд считает, что заявленный прокурором срок – в течение 1 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу, является достаточным для устранения допущенного нарушения действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Тарского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер к размещению и наполнению в установленном порядке разделов на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» по адресу http://tarsk.omskportal.ru/, незаконным. Возложить на Администрацию Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязанность в течение 1 месяца с момента вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» соответствующую обязательную информацию:

разместить в разделе «Поселение» в подразделе «Задачи и функции структурных подразделений» информацию о задачах и функциях структурных подразделений;

разместить в разделе «Поселение» в подразделе «Перечень информационных систем, реестров и баз данных» информацию о перечнях информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления;

разместить в разделе «Поселение» в подразделе «Порядок и график приема граждан» информацию о порядке и графике приема граждан;

разместить в разделе «Нормотворческая деятельность» в подразделе «Административные регламенты» актуальные редакции административных регламентов;

разместить в разделе «Нормотворческая деятельность» в подразделе «Установленные формы обращений, заявлений и иных документов» информацию, касающуюся установленных форм обращений, заявлений и иных документов для Администрации Вставского сельского поселения;

разместить в разделе «Нормотворческая деятельность» в подразделе «Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг» информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Вставского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 25.01.2022 года.

Судья: подпись

Решение не вступило в законную силу

Копия верна

Судья Казакова Н.Н.

Согласовано