ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7901/19 от 13.11.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия.

Дело № 2а-7901/2019

16RS0046-01-2019-011239-64

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 ноября 2019 года город Казань

Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сычева И.А.,

при участии прокурора Хаялетдинова А.Ш..,

при секретаре Сюкриной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чинаховой Елены Александровны к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании Постановления от 5 декабря 2017 года № 5008 «Об утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдения» недействующим,

УСТАНОВИЛ:

в обосновании иска указано, что Чинахова Е.А. является собственником земельного участка общей площадью 272 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: зона Ж5, кадастровым № ...

В целях согласования документации для строительства объекта недвижимости Чинахова Е.А. узнала, что принадлежащий ей земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, а именно, рядом с участком располагается стационарный пункт наблюдения за окружающей средой (гидрометеорологическая станция), в отношении которой оспариваемым постановлением установлена охранная зона.

Обратившись в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» (далее – ФГБУ «УГМС РТ»), административный истец получила ответ № 02/1486 от 9 июня 2018 года об отказе в согласовании со ссылкой на то, что Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее – ИКМО города Казани) от 5 декабря 2017 года № 5008 «Об утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдения» в отношении данного объекта были утверждены охранных зон.

Административный истец полагает, что данное постановление нарушает законные права и интересы, в частности право распоряжения земельным участком, находящимся в собственности, по своему усмотрению, право застройки Земельного участка и иные права. Указывает, что оспариваемое Постановление не содержит сведения о границах устанавливаемых зонах. Также отсутствует какое-либо приложение к оспариваемому постановлению либо ссылка на иной документ, из содержания которого возможно установить границы соответствующей охранной зоны, что исключает возможность точного определения границ соответствующей зоны.

Более того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 972 от 27 августа 1999 года «Об утверждении положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением», четкие указания на размеры охранной зоны отсутствуют, имеется лишь ссылка на то, что конкретные размеры и границы охранных зон определяются в зависимости от рельефа и других условий, как правило, 200 метров во все стороны.

Также указывает на то, что отсутствует основание к установлению особой зоны, поскольку отсутствует стационарный пункт наблюдения. При натуральном осмотре местности с сопоставлением сведений о земельном участке, выделенном под стационарный пункт наблюдения было выявлено, что стационарный пункт наблюдения находится не на выделенном участке, а в стороне от него.

Кроме того, стационарный пункт наблюдения находится в местности, уже имеющей застройку, которая нарушает условия охранной зоны.

Также указывает на то, что земельный участок в связи с которым установлена особая зона, поставлен на кадастровый учет 24 декабря 2012 года, то есть после образования земельного участка принадлежащего административному истцу и при образовании данного земельного участка, и установлении особой зоны подлежал учету интерес собственника соседнего земельного участка - административного истца.

По этим мотивам административный истец просит признать Постановление ИКМО города Казани от 5 декабря 2017 года № 5008 «Об утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдения» не действующим.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался.

Представители заинтересованного лица, ФГБУ «УГМС РТ», в судебное заседание явились, с требованиями не согласились.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Из представленных доказательств усматривается, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ...

С целью строительства объекта недвижимого имущества Чинахова Е.А. обратилась за получением градостроительного плана, откуда узнала о том, что принадлежащий ей земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории, а именно, рядом с участком располагается стационарный пункт наблюдения за окружающей средой (гидрометеорологическая станция), в отношении которой оспариваемым постановлением установлена охранная зона.

В соответствии с пунктом 1 Постановлением ИКМО города Казани от 5 декабря 2017 года № 5008 «Об утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдения» (опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани №48(430) от 14 декабря 2017 года) утверждены границы охранных зон следующих стационарных пунктов наблюдения: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Дубравная, 45в; Республика Татарстан, г.Казань, Кировский район, ул.Горьковское Шоссе; Республика Татарстан, г.Казань, Вахитовский район, ул.Татарстан; Республика Татарстан, г.Казань, Вахитовский район, ул.Право-Булачная; Республика Татарстан, г.Казань, ул.Декабристов; Республика Татарстан, г.Казань, ул.С.Халтурина; Республика Татарстан, г.Казань, на пересечении улиц Д.Файзи и Х.Бигичева; Республика Татарстан, г.Казань, ул.Побежимова; Республика Татарстан, г.Казань, Ново-Савиновский район, ул.Академика Лаврентьева; Республика Татарстан, г.Казань, в районе моста «Миллениум»; Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, озеро Средний Кабан.

Пункты 2 и 3 Данного постановления содержат информацию о порядке его публикации и об организации контроля за его исполнением.

Как следует из преамбулы данного постановления, оно принято во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 июля 2017 года, постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2017 года по делу №А65-102181 (номер дела указан ошибочно, правильный номер дела А65-10281/2017), на основании статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 июля 2017 года по делу А65-10281/2017 постановлено

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ" путем утверждения границ охранных зон следующих стационарных пунктов наблюдений: 1) РТ, г.Казань, ул. Дубравная, 45в; 2) РТ, г.Казань, Кировский р-н, ул. Горьковское шоссе; 3) РТ, г.Казань, Вахитовский р-н, ул. Татарстан; 4) РТ, г.Казань, Вахитовский р-н, ул. Право-булачная; 5) РТ, г.Казань, ул. Декабристов; 6) РТ, г.Казань, ул. Степана Халтурина; 7) РТ, г.Казань, на пересечении улиц Д.Файзи и Х.Бигичева; 8) РТ, г.Казань, ул. Побежимова; 9) РТ, г.Казань, Ново-Савиновский район, ул. Академика Лаврентьева; 10) РТ, г.Казань, в районе моста «Милленум»; 11) РТ, г.Казань, Приволжский район, озеро Средний Кабан.

Данное решение вступило в законную силу, было оставлено без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2017 года и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 года.

Указанными судебными актами было установлено, что полномочия по установлению охранных зон стационарных гидрометеорологических пунктов наблюдения принадлежат ИКМО города Казани, в связи с чем вопрос о наличии таких полномочий в рамках рассмотрения настоящего административного искового заявления повторно не рассматривался.

Пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничения прав могут устанавливаться на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3).

Принятый в порядке реализации указанных конституционных требований Федеральный закон от 19 июля 1998 года №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» исходит из того, что деятельность гидрометеорологической службы обеспечивает органы государственной власти, Вооруженные Силы Российской Федерации, а также население информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, включая экстренную информацию (статьи 1 и 5), посредством мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе за счет соответствующих наблюдений на стационарных пунктах наблюдений, вокруг которых - в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - создаются охранные зоны, положение о которых утверждается Правительством Российской Федерации (статья 1 и часть 3 статьи 13).

Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды – комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенным для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

Часть 3 статьи 13 указанного федерального закона, предусматривает, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

Согласно пунктам 3, 4 и 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года №972, охранные зоны создаются в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.

Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий.

Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений, размещенных на территории портов Российской Федерации, определяются по согласованию с администрацией портов с тем, чтобы не создавать помехи производственной деятельности, и с учетом перспектив развития портовых комплексов и объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.

В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление противоречит Положению о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года №972, административный истец указывает на то, что конкретные границы стационарных пунктов наблюдения не установлены, а обязанность по их установлению возлагается на исполнительный орган.

С таким доводом согласиться нельзя.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 января 1983 года № 19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» установлены вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.

Таким образом, охранная зона определена Постановлением Совета Министров СССР от 6 января 1983 года № 19 и для ее применения необходим лишь сам факт установления гидрометеорологической станции.

Кроме того, Приказом Госкомгидромета от 29 июня 1983 года № 132 утвержден Порядок выполнения работ в охранных зонах гидрометеорологических станций.

Данный приказ регулирует порядок выполнения работ в охранных зонах метеорологических станций, в том числе строительных работ.

В частности, пунктом 6.1 Приказа Госкомгидромета от 29 июня 1983 года № 132 установлено ограничение на возведение зданий и сооружений от внешней границы метеорологической площадки не менее 10-кратной высоты одиночных зданий, сооружений и не менее 20-кратной высоты зданий, сооружений, образующих непрерывную или практически непрерывную полосу значительной протяженности вдоль метеорологической площадки.

Указанная норма регулирует вопрос разрешения строительства не в зависимости от охранной зоны, а в зависимости от удаленности объекта строительства.

Доводы административного истца об отсутствии метеорологической станции в границах выделенного земельного участка опровергаются представленными в качестве доказательств данными публичной кадастровой карты, а также фотоснимками гидрометеорологической станции.

Ссылка административного истца на те обстоятельства, что стационарный пункт наблюдения был построен в местности, уже имеющей застройку, а также на то, что земельный участок в связи с которым установлена особая зона, поставлен на кадастровый учет после образования земельного участка принадлежащего административному истцу, не имеют правового значения для определения границ стационарного пункта наблюдения, поскольку эти доводы сводятся к несогласию административного истца с обстоятельствами выделения земельного участка и строительству стационарного пункта метеорологических наблюдений, не являющиеся предметом судебного настоящего разбирательства.

Противоречий оспариваемого постановления иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Чинаховой Елены Александровны к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании Постановления от 5 декабря 2017 года № 5008 «Об утверждении границ охранных зон стационарных пунктов наблюдения» недействующим оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Сычев И.А.