ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-790/2021 от 25.08.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-790/2021

11RS0020-01-2021-001645-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2021 года с. Айкино

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Моисеевой М.А.,

при секретаре Игнатченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Усть-Вымского района к администрации ГП «Жешарт» об обязании утвердить перечень мест массового отдыха на водных объектах, привести места массового отдыха на водных объектах в соответствии с требованиями,

установил:

прокурор Усть-Вымского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации ГП «Жешарт» об обязании утвердить перечень пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах на территории городского поселения «Жешарт», привести пляжи и другие места массового отдыха людей на водных объектах, расположенных на территории городского поселения «Жешарт» и установленных соответствующим перечнем таких мест, в соответствии с разделами 2 и 3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 315; рассмотреть вопрос об утверждении планов мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования на 2021 год.

В последующем истец уточнил требования и просил обязать ответчика утвердить перечень мест массового отдыха людей на водных объектах на территории городского поселения «Жешарт» и привести в срок до <Дата> места массового отдыха людей на водных объектах, расположенных на территории городского поселения «Жешарт» и установленных соответствующим перечнем таких мест, в соответствии с разделом 2 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 315, а именно:

- установить вдоль береговой линии реки Вычегда информационные знаки об ограничении водопользования с интервалом 40-50 метров;

- произвести очистку территории реки Вычегда от бытового мусора, обеспечить наличие не менее 1 мусорного контейнера;

- обеспечить берег реки Вычегда профилактическими стендами, содержащими специальную информацию, в том числе предупредительного характера, а также контактную информацию экстренных служб.

Определением суда от <Дата> дело передано для рассмотрения по существу в порядке административного судопроизводства.

Определением суда от <Дата> прекращено производство по делу в части требований об обязании ответчика рассмотреть вопрос об утверждении планов мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования на 2021 год, в связи с отказом административного истца от иска в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Вымского района Трофимов С.К. уточненные требования поддержал.

Руководитель администрации ГП «Жешарт» Л.С. заявил о признании уточненных требований истца в полном объеме, представив суду соответствующее заявление.

Заслушав административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующим выводам.

Прокуратурой Усть-Вымского района на основании поручения прокуратуры Республики Коми проведена проверка по факту гибели на водном объекте несовершеннолетнего ребенка, по результатам которой установлено, что органами местного самоуправления городского поселения «Жешарт» не исполняются требования законодательства по решению вопросов, связанных с созданием условий для массового отдыха жителей поселения на водном объекте общего пользования.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14-16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 15, 20, 24, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского поселения отнесено создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных части 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пункта 23 части 1 указанной статьи).

В части 1 статьи 27 Водного кодекса РФ указаны полномочия органа местного самоуправления, которые обусловлены его правами собственника водных объектов.

Кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Водного кодекса РФ, нормы части 2 и 3 названной статьи устанавливают административные полномочия органов местного самоуправления городского поселения в отношении водных объектов, расположенных на территории городского поселения, которые корреспондируются с положениями пункта 15 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Таким образом, законодательство относит решение вопросов создания условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, к компетенции городских поселений.

Постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 315 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми, в разделе 2 которого приведены требования к местам массового отдыха.

При рассмотрении дела установлено, что исторически сложившееся место массового отдыха и купания в городском поселении «Жешарт» вдоль водного объекта общего пользования (река Вычегда), не оборудовано в соответствии с требованиями Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми, что в свою очередь, по мнению суда, приводит к угрозе жизни и здоровью граждан, в том числе, несовершеннолетних, проживающих на территории поселения.

Установка одного щита с информацией о запрете купания, не свидетельствует о принятии административным ответчиком достаточных мер, направленных на реализацию возложенных на него обязанностей, связанных с созданием условий для массового отдыха жителей поселения и организацией обустройства мест массового отдыха населения.

Кроме того, ранее <Дата> прокуратурой <Адрес> в отношении администрации ГП «Жешарт» вносилось представление по факту устранения нарушений требований законодательства по обеспечению безопасности граждан на водных объектах.

Таким образом, нарушения в области охраны жизни людей на водных объектах до настоящего в полном объеме не устранены.

С учетом изложенного, непринятие административным ответчиком необходимых мер к созданию безопасных условий для массового отдыха жителей городского поселения «Жешарт» на водных объектах общего пользования, в том числе не определение и не обустройство им мест массового отдыха населения на водных объектах, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасный доступ к водным объектам, на охрану их здоровья.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (статья 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Оснований для непринятия судом признания административным ответчиком уточненных требований, которое сделано письменно и приобщено к материалам дела, не имеется, в связи с чем уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

возложить на администрацию ГП «Жешарт» обязанность утвердить перечень мест массового отдыха людей на водных объектах на территории городского поселения «Жешарт» и привести в срок до <Дата> места массового отдыха людей на водных объектах, расположенных на территории городского поселения «Жешарт» и установленных соответствующим перечнем таких мест, в соответствии с разделом 2 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 315, а именно:

- установить вдоль береговой линии реки Вычегда информационные знаки об ограничении водопользования с интервалом 40-50 метров;

- произвести очистку территории реки Вычегда от бытового мусора, обеспечить наличие не менее 1 мусорного контейнера;

- обеспечить берег реки Вычегда профилактическими стендами, содержащими специальную информацию, в том числе предупредительного характера, а также контактную информацию экстренных служб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Моисеева