ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-790/2023 от 18.07.2023 Чишминского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-790/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чишмы 18 июля 2023 года

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зиангировой Э.Д.,

при секретаре Юсуповой Ф.А.,

с участием административного истца Волкова К.А.,

представитель административного ответчика ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» Мансурова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова К.А. к ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными решений от 07.03.2023 года об отказе в заключении договоров аренды земельных участков, обязании заключить договора аренды земельных участков,

установил:

Волков К.А. обратился в суд с административным иском к ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными решений от 07.03.2023 года об отказе в заключении договоров аренды земельных участков, обязании заключить договоры аренды земельных участков, мотивируя свои требования тем, что 01.01.2023 года на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (вх. № 13-Г от 09.01.2023 года) и в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх. № 6-Г от 09.01.2023 года) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 158 791 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, указал цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. №РГ-М04-05-1/122-Г Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направило ответ Волкову К.А. о том, что в ходе рассмотрения обращения было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в государственной собственности Республики Башкортостан. В связи с чем, заявление Волкова К.А. было направлено в ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» для рассмотрения и направления ответа заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/1022 от 07.02.2023 года) в соответствии с которыми сообщило, что согласно письмам Администрации муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК», в которой сельскохозяйственное производство не предусмотрено. А также земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями использования территории. Границы второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово», ограничение: запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. (п.3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом отказано в предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. вновь обратился в ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 158 791 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов). В заявлении Волков К.А. просил в договоре аренды указать на ограничения в использовании земельного участка, на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. В заявлении указал, что как следует из п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/2054 от ДД.ММ.ГГГГ), который был получен истцом ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым сообщило, что территориальные зоны определяют состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков. Как сообщалось в ранее направленном письме № КС-10/1022 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК». Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для вышеуказанной территориальной зоны не установлен. В этой связи в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положительное рассмотрение вопроса не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) и в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 288 314 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. №РГ-М04-05-1/121-Г Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направило ответ Волкову К.А. о том, что в ходе рассмотрения обращения было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в государственной собственности Республики Башкортостан, и заявление Волкова К.А. направлено в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» для рассмотрения и направления ответа заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/1023 от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которыми сообщило, что согласно письмам Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК», в которой сельскохозяйственное производство не предусмотрено, а также земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями использования территории. Границы второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово», ограничение: запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. (п.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). К земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> примыкает кладбище (кадастровый ), подъезд к которому возможен непосредственно через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. В связи с чем, на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом отказано в предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. вновь обратился в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 288 314 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов). В заявлении Волков К.А. просил в договоре аренды указать на ограничения в использовании земельного участка, на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. В заявлении указал, что как следует из п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/2055 от ДД.ММ.ГГГГ), который был получен Волковым К.А. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым сообщило, что территориальные зоны определяют состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков. Как сообщалось в ранее направленном письме № КС-10/1023 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК». Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для вышеуказанной территориальной зоны не установлен. В этой связи в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положительное рассмотрение вопроса не представляется возможным.

Истец считает, что уполномоченный орган при принятии оспариваемых решений не учел, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов содержится в ст. 39.16 ЗК РФ и нет ни одного законного основания для отказа в предоставлении земельных участков. Отказывая в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, Уполномоченный орган в качестве основания для отказа в заключении договора аренды указал на п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, вместе с этим Волков К.А. считает отказы не обоснованными. При этом указывает, что испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> образованы ДД.ММ.ГГГГ, отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеют установленный в 2013 году вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В обосновании своих доводов приводит положения п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с который градостроительные регламенты в принципе не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с чем, делает вывод о невозможности применения градостроительного регламента, установленного в 2022 году в составе Правил землепользования и застройки для сельскохозяйственных угодий в составе земель категории сельскохозяйственного назначения.

Кроме этого, указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> полностью расположены в зоне с особыми условиями использования территории, в границах третьей зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово». В указанной территориальной зоне имеется ограничение: На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (п.3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Волков К.А. в своем заявлении не просит предоставить земельные участки для размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, не предусматривает строительство сельскохозяйственных объектов и не указывает, что собирается заниматься хозяйственной деятельностью, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Административный истец указывает, что к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> примыкает кладбище (кадастровый ), подъезд к которому возможен через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. При этом, при принятии решения не учтено, что фактически к кладбищу (земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, которым расширено ранее существующее кладбище) имеется альтернативный доступ через земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты> (ранее существующее кладбище, находящееся в публичной собственности) и что само по себе предоставление земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в аренду не ограничивает доступ граждан к земельному участку <данные изъяты>. Указывает, что данные обстоятельства подтверждаются объективными данными о местах расположения всех смежных участков с испрашиваемым земельным участком.

В административном иске административный истец Волков К.А. просит суд признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выраженное в ответе исх. №КС-10/2054 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, без проведения торгов, сроком на 5 лет, на основании заявления Волкова К.А. вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> выраженное в ответе исх. №КС-10/2055 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, без проведения торгов, сроком на 5 лет, на основании заявления Волкова К.А. вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Волков К.А. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме, пояснил суду, что оба участка находятся целиком в третьей природоохранной зоне. На территории 3 зоны вводятся ограничения промышленных и сельскохозяйственных сооружений. Истец спрашивал участки не под строительство сельскохозяйственных объектов и сооружений, а именно для сельскохозяйственных культур. Эти ограничения имеют локальный характер. На растениеводство данные ограничения не распространяются. По поводу территориальной зоны отметил, что в соответствии с частью 6 ст. 36 Градостроительного Кодекса, градостроительный регламент не может быть установлен на земли категории сельскохозяйственного назначения и на сельскохозяйственные угодья. В связи с чем, эти правила землепользования и правила застройки Алкинского сельсовета не должны распространяться на испрашиваемые земельные участки. И они противоречат закону, имеющему большую юридическую силу. Постановление принято сельским поселением об утверждении ПЗЗ, а Градостроительный Кодекс - это федеральный закон и имеет большую юридическую силу. Что касается довода, что он должен был обращаться сразу как КФХ, а не как гражданин, указал, что Земельным Кодексом и законом №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что для ведения КФХ может обратиться как гражданин, так и КФХ. Поэтому считает, что эти доводы незаконны и необоснованны. Что касается самих оснований предоставления без торгов, в январе 2023 года внесены изменения в ФЗ № 101, которым позволяется предоставлять в аренду без проведения торгов гражданину или КФХ земельные участки из земель сельхозназначения без каких-то опубликований, сбора новых заявлений и так далее. Изменения в этот закон были направлены на то, чтобы ввести все эти неиспользованные земли сельхозназначения в оборот. Эти земельные участки согласно выпискам относятся к категории земель сельхозназначения, они предназначены для сельхозпроизводства, ограничения использования этих участков есть, но цели для которых он спрашивает, не противоречат этим ограничениям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» Мансуров И.А. в судебном заседании представил письменный отзыв, просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Чишминский район РБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Судом принято определение в порядке ст.ст.150,151 КАС РФ о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Изучив представленные материалы дела, выслушав мнение сторон, суд пришел к следующему выводу.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) и в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 158 791 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет. В заявлении указал цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. №РГ-М04-05-1/122-Г Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направило ответ Волкову К.А. о том, что в ходе рассмотрения обращения было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в государственной собственности Республики Башкортостан. В связи с чем, заявление Волкова К.А. было направлено в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» для рассмотрения и направления ответа заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/1022 от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с которыми сообщило, что Согласно письмам Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК», в которой сельскохозяйственное производство не предусмотрено. Также в ответе было сообщено, что земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями использования территории. Границы второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово», ограничение: На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. (п.3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), в связи с чем на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) вновь обратился в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 158 791 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет. В заявлении Волков К.А. указал другую цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов). В заявлении Волков К.А. просил в договоре аренды указать на ограничения в использовании земельного участка, на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. В заявлении указал, что как следует из п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/2054 от ДД.ММ.ГГГГ), который был получен Волковым К.А. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым сообщило, что территориальные зоны определяют состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков.

Как сообщалось в ранее направленном письме № КС-10/1022 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК». Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для вышеуказанной территориальной зоны не установлен. В этой связи в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положительное рассмотрение вопроса не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) и в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 288 314 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет. В заявлении указал цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).

ДД.ММ.ГГГГ за исх. №РГ-М04-05-1/121-Г Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан направило ответ Волкову К.А. о том, что в ходе рассмотрения обращения было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в государственной собственности Республики Башкортостан. В связи с чем, заявление Волкова К.А. было направлено в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» для рассмотрения и направления ответа заявителю.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/1023 от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с которыми сообщило, что Согласно письмам Администрации муниципального района Чишминского района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК», в которой сельскохозяйственное производство не предусмотрено. Также ответом было сообщено, что земельный участок полностью располагается в зоне с особыми условиями использования территории. Границы второй зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий «Юматово», ограничение: На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. (п.3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). К земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> примыкает кладбище (кадастровый ), подъезд к которому возможен непосредственно через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. В связи с чем, на основании п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Волков К.А. на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) вновь обратился в Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) с Заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 288 314 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет. В заявлении Волков К.А. указал цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов). В заявлении Волков К.А. просил в договоре аренды указать на ограничения в использовании земельного участка, на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. В заявлении указал, что как следует из п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило Волкову К.А. ответ (исх.№КС-10/2055 от ДД.ММ.ГГГГ), который был получен Волковым К.А. ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым сообщило, что территориальные зоны определяют состав (перечень) допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков. Как сообщалось в ранее направленном письме № КС-10/1023 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК». Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» для вышеуказанной территориальной зоны не установлен. В этой связи в соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации положительное рассмотрение вопроса не представляется возможным.

Судом установлено, что оспариваемые административным истцом решения Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», выраженные в ответах исх.№КС-10/2054 от ДД.ММ.ГГГГ и исх.№КС-10/2055 от ДД.ММ.ГГГГ основаны на том обстоятельстве, что испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, согласно градостроительного регламента в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, расположены в территориальной зоне природно-исторического каркаса – «ПК».

Территориальная зона природно-исторического каркаса - сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады). Сохранение и изучение объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе: объектов археологического наследия, достопримечательных мест, мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, недействующих военных и гражданских захоронений, объектов культурного наследия, хозяйственная деятельность, являющаяся историческим промыслом или ремеслом, а также хозяйственная деятельность, обеспечивающая познавательный туризм.

В состав территориальных зон природно-исторического каркаса включены:

Зона «ПК» - сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады):

1. Охрана природных территорий. Сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках, и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными.

2. Курортная деятельность. Использование, в том числе с их извлечением, для лечения и оздоровления человека природных лечебных ресурсов (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапой лиманов и озер, особый климат и иные природные факторы и условия, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека), а также охрана лечебных ресурсов от истощения и уничтожения в границах первой зоны округа горно-санитарной или санитарной охраны лечебнооздоровительных местностей и курорта.

Кроме этого, оспариваемые административным истцом решения содержат в качестве основания для отказа ссылку на п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации

При этом каких-либо других оснований для отказа в заключении договоров аренды в отношении спорных земельных участков Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» не указывало.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу вышеприведенных норм именно административные ответчики Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязаны представить в дело доказательства законности оспариваемых решений и документально подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений.

Вместе с этим, надлежащих доказательств законности оспариваемых решений административными ответчиками в материалы дело не представлено.

Не представлено в материалы дела и каких-либо других допустимых доказательств, препятствующих предоставлению спорных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> в аренду заявителю для цели осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов), сроком на 5 (пять) лет без проведения торгов.

В соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года):

1. Гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

2. Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

3. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет.

4. При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на территориях иных субъектов Российской Федерации у таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не требуется.

5. Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.

6. Изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не допускается.

7. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:

1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.

В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из 26 перечисленных в статье 39.16 оснований.

Перечень из 26 оснований для отказа в предоставлении земельного участка установленный ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Дополнительные 2 (два) основания для отказа в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлены п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года).

Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации содержит порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Таким образом, уполномоченный орган, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, обязан проверить, имеются или нет основания для отказа в предоставлении земельного участка из числа, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022).

Если такие основания для отказа имеются, уполномоченный орган обязан обоснованно отказать в предоставлении земельного участка со ссылкой на конкретный пункт основания для отказа в предоставлении земельного участка из числа предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации или п. 7. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022).

Если таких оснований для отказа не имеется, уполномоченный орган обязан заключить договор аренды.

Отказывая в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, Уполномоченный орган в качестве основания для отказа в заключении договора аренды указал на п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, вместе с тем, суд не может признать основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, которое содержится в п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации законным и обоснованным.

В соответствии с п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

В материалах дела представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимого имущества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> из которых следует, что для земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, и установлен вид разрешенного использования земельного участка: для ведения сельскохозяйственного производства.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Административный истец в своих заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ (вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ и вх.-Г от ДД.ММ.ГГГГ) просил предоставить земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> для цели использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводства) без права строительства сельскохозяйственных объектов).

Установленный в ЕГРН вид разрешенного использования в отношении спорных земельных участков «для ведения сельскохозяйственного производства» является видом разрешенного использования, который включает в себя все виды сельскохозяйственного производства, в том числе сельскохозяйственное производство, связанное с выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) без права строительства сельскохозяйственных объектов.

Таким образом, испрашиваемая цель использования земельного участка соответствует его виду разрешенного использования.

По вопросу вхождения спорных земельных участков в территориальную зону «ПК» и установления в отношении данной территориальной зоны градостроительного регламента суд отмечает следующее.

Судом установлено и материалами дела, в том числе имеющимися в деле ортофотопланами территории, подтверждается, что спорные земельные участки, с кадастровыми номерами <данные изъяты> свободны от каких-либо селькохозяйственных построек и представляют собой пашни и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельных участков «для сельскохозяйственного производства». Данный вид разрешенного использования был установлен с ДД.ММ.ГГГГ и не изменялся.

В результате внесения изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, на основании Решения Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ возможность осуществления сельскохозяйственного производства на спорных земельных участках, с кадастровыми номерами <данные изъяты>, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения и правовой режим их использования не изменились.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Суд приходит к выводу о невозможности изменения вида разрешенного использования спорных участков и их использования не для сельскохозяйственного производства.

Доводы административного ответчика о том, что Правила землепользования и застройки, которыми спорные земельные участки отнесены к территориальной зоне «ПК», не признаны судом недействующими, не исключают неприменения судом нормативного акта, который противоречит другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону (абзац 12).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 декабря 2017 года N 37-П, следует, что указанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации предполагают обязанность суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле, на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в случае установления такого противоречия - вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные разъяснения даны Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 4 пункта 9 постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Как следует из содержания части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Таким образом, поскольку внесение изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, утвержденные Решением Совета сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о (далее - Правила), об установлении в отношении спорных земельных участков градостроительных регламентов, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то они в данной части применению не подлежат, и не исключают признание оспариваемых административным истцом решений недействительными.

В этой связи, суд приходит к выводу, о том, что спорные земельные участки могут быть предоставлены в аренду по заявлениям физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года).

Суд приходит к выводу, что заявления Волкова К.А. о предоставлении земельных участков обоснованы и соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023 года).

Административным истцом также заявлены требования об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет, на основании заявления Волкова К.А. вх. -Г от ДД.ММ.ГГГГ.

Рассмотрев требования заявителя в указанной части, исследовав изложенные обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Полномочиями по заключению договоров аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган исполнительной власти Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, соглашением о взаимодействии принимать решения от имени указанного государственного органа полномочиями наделено Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», при реализации данных полномочий орган (учреждение) проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.

Суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд, признавая решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в предоставлении земельного участка в аренду гражданина незаконным, при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав не может подменять орган исполнительной власти в вопросе оценки содержания представленных заявителем Волковым К.А. документов, обязывая совершить определенные действия (например, заключить договор аренды земельного участка).

Проверка соответствия представляемых документов предъявляемым законом и подзаконными нормативными актами требованиям в полномочия судебных органов не входит.

В резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

В рассматриваемом случае, исходя из установленных обстоятельств данного конкретного спора, учитывая, что материалами дела подтверждено представление Волковым К.А. всех предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации документов, суд считает необходимым обязать Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» повторно рассмотреть заявления Волкова К.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Волкова К.А. к ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договоров аренды земельных участков, обязании заключить договора аренды земельных участков удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выраженное в ответе исх. №КС-10/2054 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» повторно рассмотреть заявление Волкова К.А. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 158 791 кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выраженное в ответе исх. №КС-10/2055 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» повторно рассмотреть заявление Волкова К.А. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 288 314 кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, без проведения торгов, сроком на 5 (пять) лет.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.

Судья (подпись) Э.Д. Зиангирова

Мотивированное решение составлено 21 июля 2023 года.

Копия верна.

Судья Э.Д. Зиангирова