Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 г.Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Кольцовой В.В.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бузюмовой Л.А.
С участием прокурора в лице старшего помощника прокурора Кировского района г.Астрахани Пушкинской Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Муниципального образования «Город Астрахань», Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» о признании недействительным проекта планировки в части красной линии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации Муниципального образования «Город Астрахань», Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» о признании недействительным проекта планировки в части красной линии, указав, что согласно Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 23.08.2019г. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 559 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для эксплуатации многоквартирного жилого дома, для объектов жилой застройки.
На указанном участке расположен многоквартирный жилой дом Лит.А и Б, квартиры домов также принадлежат ФИО2 на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию от 23.08.2019г.
В связи с необходимостью строительства (или реконструкции) полученного в наследство имущества административный истец обратился в Администрацию МО «Город Астрахань» с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка. Согласно разработанного Управлением по строительству, архитектуре и градостроительства Администрации г.Астрахани Градплана (утвержден распоряжением от 04.02.2020г.) были определены границы земельного участка для размещения застройки. При этом через земельный участок проходят красные линии, установленные согласно проекту планировки и межевания территории в границах улиц Нечаева, ФИО3, пер. ФИО6 в Кировском районе г.Астрахани, утвержденного Постановлением мэра г.Астрахани от 26.05.2014г. № 3301-м. Исходя из содержания прилагаемых к данному Постановлению документов, проект планировки и межевания территории разработан в целях планирования предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам для строительства многоквартирных жилых домов. Из данных документов истцу стало известно о существовании красных линий, которые занимают значительную часть земельного участка истца, режут даже существующую на участке фактическую застройку (расположенные на участке дома). Таким образом, административный истец, являясь собственником земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, не имеет возможности использовать участок по назначению, осуществить реконструкцию уже существующих объектов или новое строительство. Фактически установленные Проектом планировки и межевания территории красные линии нарушают права и законные интересы ФИО2, поскольку фактически изымают часть участка и переводят ее в категорию общего пользования.
ФИО2 просит суд признать проект планировки и межевания территории в границах улиц Нечаева, ФИО3, пер. ФИО6 в <адрес>, утвержденный Постановлением мэра <адрес> от 26.05.2014г. №-м недействительным в части утверждения красной лини, проходящей по земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязать Администрацию Муниципального образования «<адрес>» устранить нарушения прав и внести изменения в части исключения красной линии с земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3, пер. ФИО6 в <адрес>, утвержденного Постановлением мэра <адрес> от 26.05.2014г. №-м и из Градплана, утвержденного Распоряжением начальника Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>№ от 04.02.2020г.
В судебном заседании представитель административного истца, ФИО4, действующая на основании доверенности, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить. От административного ответчика, ФИО2, в суд представлено заявление, что административный иск поддерживает в полном объеме и просит его удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Администрация Муниципального образования «Город Астрахань», Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» ФИО5, возражала по существу иска по тем основаниям, что данное распоряжение принято в 2014 году, прошло публичные слушания и было опубликовано в установленном законом порядке.
Суд, выслушав представителя административного истца, ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из представленных материалов дела, Постановлением мэра <адрес> от 26.05.2014г. №-м утвержден проект планировки территории в границах <адрес>, пер. ФИО6 в <адрес>. Согласно чертежа планировки территории данное распоряжение предполагает расширение <адрес>, при это красная линия проходит через земельный участок и капитальное строение, расположенное по адресу <адрес>. Сведений о том, что органом местного самоуправления принято решение об изъятии земельного участка и домовладения у ФИО2 указанное постановление не содержит.
Из представленного градостроительного плана административного истца ФИО2 усматривается, что последний обратился в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» для утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращением ФИО2 был утвержден градостроительный план земельного участка, согласно которому на градостроительном плане отражены красные линии, установленные проектом планировки и межевания территории в границах <адрес>, пер. ФИО6 в <адрес>, утвержденные постановлением мэра <адрес> от 26.05.2014г. №-м. Красные линии проходят как через земельный участок ФИО2, имеющий межевые границы, состоящий на кадастровом учете, так и через домовладение, расположенное на земельном участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, т.е. по существующему строению.
Таким образом, судом установлено, что обжалуемое постановление затрагивает права административного истца.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из обжалуемого постановлением, им фактически сформирован земельный участок для строительства линейного объекта местного значения в том числе за счет земельного участка истца, изменены существующие границы земельного участка, находящегося в частной собственности ФИО2, при этом решение об изъятии земельного участка, расположенного на нем строения, не принято.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 N 117-АПА19-14) указание сведений о земельных участках, подлежащих изъятию в проекте планировки и межевания территории и согласование его с органами местного самоуправления является императивным требованием градостроительного законодательства.
Верховный суд Российской Федерации в указанном определении привел следующий анализ норм действующего законодательства.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункты 1 и 3 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом в части 3 статьи 42 ГрК РФ указано, что основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (часть 9 статьи 42 ГрК РФ). Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.
Рассматривая обжалуемое постановление, суд приходит к выводу, что оно не отвечает указанным требованиям действующего законодательства.
Так, из существа постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и пояснительной записки следует, что при утверждении проекта планировки и межевания территории органу местного самоуправления было известно, что в границах <адрес>, пер. ФИО6 имеются участки, прошедшие кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, имеются участки, поставленные на кадастровый учет декларативно, имеются застроенные земельные участки, сведения о которых в ФБУ «Кадастровая палата» по Астраханской области отсутствуют.
Документацией по межеванию указанной территории определены координаты красных линий проекта межевания территории. Согласно представленного чертежа красные линии проходят в том числе через земельный участок и капитальное строение, принадлежащее истцу на праве собственности, при этом решений об изъятии данного земельного участка, как это усматривается из постановления, не принималось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при отсутствии сведений об изъятии земельного участка, объекта капитального строительства у истца, постановление мэра г.Астрахани от 26.05.2014г. № 3301-м в части утверждения красных линий, проходящих через земельный участок истца и фактически формирующий иной земельный участок для строительства линейного объекта без предварительного согласования с органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, является незаконным, в связи с чем заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать проект планировки и межевания территории в границах улиц Нечаева, ФИО3, пер. ФИО6 в <адрес>, утвержденный Постановлением мэра <адрес> от 26.05.2014г. №-м недействительным в части утверждения красной лини, проходящей по земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию Муниципального образования «<адрес>» устранить нарушения прав и внести изменения в части исключения красной линии с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3, пер. ФИО6 в <адрес>, утвержденного Постановлением мэра <адрес> от 26.05.2014г. №-м и из Градплана, утвержденного Распоряжением начальника Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>№ от 04.02.2020г.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В. Кольцова