Дело № 2а-791/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2018 г. г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе :
Председательствующего судьи Надежкина Е.В.
При секретаре Муравьевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области к Органу общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» о ликвидации общественного объединения,
у с т а н о в и л :
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с иском к Органу общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>», в котором просит ликвидировать орган общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» и исключить сведения о фонде из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование иска административный истец ссылается на то, что 27.12.2002г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об Органе общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>», за основным государственным регистрационным номером 1025400008897 (ведомственный регистрационный №). За не предоставление информации о деятельности за 2015г. Главным управлением 25.10.2016г. вынесено предупреждение №. Однако в установленный срок организация нарушения не устранила. Предупреждение было направлено по адресу организации, сведения о котором находятся в НГРЮЛ: <адрес>. В последующем отчет за 2016г. не был предоставлен, что подтверждается выпиской информации с портала государственных услуг и выпиской из ведомственного реестра УНРО (скриншот). Таким образом, на требования ФЗ № 82-ФЗ о необходимости предоставления информации о продолжении своей деятельности за период 2015-2016г.г., указанную информацию Организация в Главное управление так и не представила, продолжая грубо нарушать законодательство РФ.
Представитель административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в тексе административного иска просит рассматривать дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Органу общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, путем направления судебной повесткой по адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ. Судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением срока хранения, что суд расценивает как отказ ответчика от получения судебного извещения и считает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Новосибирской области является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, не являющихся юридическими лицами, (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных объединений.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Минюст РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 N 26, Управление Минюста РФ осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Пунктами 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрена обязанность некоммерческой организации по представлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы и сроки представления указанных документов определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" и Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций". Согласно Указу Президента РФ от 14.07.2008 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что общественные объединения обязаны: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1, 2). Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4).
По смыслу действующего законодательства, данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, указанная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Формы и сроки представления указанных документов определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" и Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций".
Согласно указанным нормативным актам Российской Федерации некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
На основании Устава Органу общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» от 29.11.2000г. произведена регистрация Органа общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>», о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 27.12.2002г. за №, адрес места нахождения юридического лица <адрес>Б.
За указанные нарушения законодательства Российской Федерации на основании части 2 статьи 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" руководителю организации вынесено предупреждение от 25.10.2016г.
В последующем отчет за 2016г. не был предоставлен, что подтверждается выпиской информации с портала государственных услуг т выпиской из ведомственного реестра УНРО (скриншот).
Таким образом, суд приходит выводу, что Органом общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» неоднократно на протяжении длительного периода времени нарушались требования Федерального закона «Об общественных объединениях».
В соответствии со ст.61 ч.2 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Допущенные административным ответчиком Органом общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» нарушения требований закона в силу статьи 61 Гражданского кодекса РФ являются основанием для ликвидации юридического лица и влекут исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п.12 Приказа Министерства юстиции РФ от 12.11.2010г. № 343 «О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.
Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом (приложение N 2) в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Ликвидировать Орган общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>».
Исключить сведения об Органе общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Органа общественной самодеятельности «Микрорайон <адрес>» государственную пошлину в размере 6 000 руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Калининский районный суд г.Новосибирска.
Судья (подпись) Е.В. Надежкин
Решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2018 года.
«Копия верна»
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-791/2018 Калининского районного суда г. Новосибирска.
Судья Е.В. Надежкин
Секретарь И.И, Муравьева
Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу
«_____» _________________ 201 г.
Судья