№2а-792/2020
УИД: 30RS0014-01-2020-001379-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Астраханская область г. Харабали 30 декабря 2020г.
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Лесниковой М.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Нурпейсовой С.М.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2015, 2016, 2017, 2018 год, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №4 по Астраханской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2015, 2016, 2017, 2018 год, пени, указав, что ФИО1 состоит на учёте в налоговом органе и является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности автомобиль марки ВАЗ-2106 государственный регистрационный знак № регион с 17 сентября 1997г. по настоящее время, 74 л.с.
ФИО1 имеет задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 год в сумме 666 руб., 3108 руб., пени в сумме 167,28 руб., 42,72 руб. В соответствии с действующим законодательством налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, производят уплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом, на основании полученного налогового уведомления. Поскольку по налоговому уведомлению сумма налога не оплачена, то административному ответчику было направлено требование об уплате налога, пени, однако оно также не было исполнено. В связи с этим истец обратился к мировому судье судебного участка №2 Харабалинского района Астраханской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанной задолженности. Данное заявление 10 июня 2020г. удовлетворено. Однако по заявлению административного ответчика определением мирового судьи от 17 июня 2020г. судебный приказ отменён, но транспортный налог и сумма пени не оплачены.
Просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год в сумме 3108 руб., пени в сумме 42,72 руб., за 2015 год в сумме 666 руб., пени в сумме 167,28 руб., а всего взыскать сумму в размере 3984 руб.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С учётом ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациисуд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 суду пояснил, что с административными исковыми требованиями он не согласен, т.к. автомобиль марки ВАЗ-2106 государственный регистрационный знак № регион действительно был зарегистрирован на его имя в Волгоградской области, однако он сгорел. По факту возгорания транспортного средства он сотрудников полиции не вызывал. Доказательств того, что автомобиль сгорел, не имеет.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с п.п. 4, 3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учёт и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
На основании п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1, 3, 4, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенёй признаётся установленная статьёй 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
На основании ст. 1 Закона Астраханской области «Отранспортномналоге» от 22 ноября 2002г. №49/2002-ОЗ,налоговыеставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортныхсредств, категориитранспортныхсредств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателятранспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тоннутранспортногосредства или единицутранспортного средства. Налоговая ставка для транспортных средств следующих категорий составляет: «автомобили легковые» с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): составляет до 100 л.с. - 14 руб.
Судом установлено, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности принадлежит автомобиль марки ВАЗ-2106 государственный регистрационный знак № регион с 17 сентября 1997г. по настоящее время, 74 л.с.
Согласно налоговому уведомлению №93549267 от 12 октября 2016г. за 2015 год ФИО1 исчислен транспортный налог в сумме 666 руб., сроком уплаты до 1 декабря 2016г.
Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №14009 от 4 июня 2019г., в соответствии с которым административный ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2015 год в сумме 666 руб., пени в сумме 167,28 руб., в срок до 26 июня 2019г.
Согласно налоговому уведомлению №38403869 от 27 июля 2018г. за 2016-2017 год ФИО1 исчислен транспортный налог в сумме 2072 руб., сроком уплаты до 28 декабря 2018г.
Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №3890 от 28 января 2019г., в соответствии с которым административный ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2016-2017 год в сумме 2072 руб., пени в сумме 29,22 руб., в срок до 25 марта 2019г.
Согласно налоговому уведомлению №27703416 от 15 июля 2019г. за 2018 год ФИО1 исчислен транспортный налог в сумме 1036 руб., сроком уплаты до 2 декабря 2019г.
Налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №3615 от 3 февраля 2020г., в соответствии с которым административный ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 1036 руб., пени в сумме 13,50 руб., в срок до 30 марта 2020г.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате сбора, пеней, штрафов (абзац 1).
Как указано в абзаце 2 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока (абзац 3 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если налоговым органом направлялось заявление о выдаче судебного приказа, но приказ был отменён судом, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Анализ приведённых правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Самым ранним требованием, учитываемым налоговой инспекцией при расчёте общей суммы налога и пени, является в данном случае требование №3890 от 28 января 2019г. об уплате в срок до 25 марта 2019г. транспортного налога в сумме 2072 руб., пени в сумме 29,22 руб. за 2016-2017 год.
Общая сумма транспортного налога и пени, равная 3108 руб., подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3000 руб. 3 февраля 2020г. (требование №3615), т.е. в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 28 января 2019г.
Таким образом, в силу абзаца 2 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации инспекция должна была обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб., то есть в срок до 30 сентября 2020г.
8 июня 2020г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Харабалинского района Астраханской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога за 2015, 2016, 2017, 2018 год, пени в общей сумме 3984 руб., по итогам рассмотрения которого инспекции был выдан судебный приказ от 10 июня 2020г. №2а-1491/2020.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Харабалинского района Астраханской области от 17 июня 2020г. судебный приказ №2а-1491/2020 отменён по заявлению административного ответчика ФИО1
После отмены судебного приказа, 7 ноября 2020г. Межрайонная ИФНС России №4 по Астраханской области, в срок, установленный абзацем 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с административным иском о взыскании транспортного налога, пени с ФИО1
Исходя из изложенного, срок для подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2016, 2017, 2018 год, пени, административным истцом не пропущен.
Транспортный налог за 2016-2018 год административный ответчик ФИО1 не уплатил.
Доводы административного ответчика о том, что транспортное средство сгорело, достоверными доказательствами по делу не подтверждены.
Из ответа ОГИБДД ОМВД России по Харабалинскому району Астраханской области от 14 декабря 2020г. и карточки учёта транспортного средства следует, что ФИО1 с 17 сентября 1997г. является собственником транспортного средства марки ВАЗ-2106 государственный регистрационный знак № регион, что не оспаривалось им в судебном заседании.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.
В соответствии с п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
На основании пункта 3 указанной нормы требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании моет быть восстановлен судом.
Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.
Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных ст. 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечёт продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд приходит к выводу о том, что по настоящему делу транспортный налог за 2015 год подлежал уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря 2016г., соответственно, днём выявления недоимки за 2015 год является 2 декабря 2016г. Следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику за 2015 год не позднее 2 марта 2017г.
Однако доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени за 2015 год, налоговым органом не представлено.
Требование об уплате транспортного налога и пени за 2015 год направлено административному ответчику ФИО1 в июне 2019 года.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований о взыскании транспортного налога за 2015 год и пени, следует отказать в полном объёме, учитывая, что направление требования об уплате недоимки за 2015 год с нарушением установленного законом срока влечёт пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности, а также, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, не установлено.
Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1, 3, 4, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная статьёй 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Ввиду нарушения ФИО1 сроков уплаты транспортного налога, налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, расчёт которых представлен суду.
Расчёт подлежащих взысканию с ответчика налога и пени административным истцом подробно изложен и мотивирован, проверен судом и признаётся правильным.
На основании изложенных обстоятельств, учитывая приведённые правовые нормы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области административных исковых требований к ФИО1 о взыскании транспортного налога 2016, 2017, 2018 год, пени.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку административный истец при обращении в суд с заявлением был освобождён от уплаты государственной пошлины, а также принимая во внимание требования закона, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога 2016, 2017, 2018 год, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области задолженность по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год в сумме 3108 руб., пени в сумме 42,72 руб., а всего взыскать сумму в размере 3150,72 руб.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №4 по Астраханской области к ФИО1 о взыскании транспортного налога 2015 год, пени отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «Харабалинский район» в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.
Председательствующий М.А. Лесникова
Решение в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2020г.
Председательствующий М.А. Лесникова