ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-793/20 от 20.05.2020 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

2а-793/2020

91RS0008-01-2020-000848-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года г. Джанкой

Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Холкиной А.И.,

при секретаре Кировой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крымской таможни к Майорову Александру Николаевичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц,

у с т а н о в и л:

Крымская таможня (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Майорову Александру Николаевичу (далее – ответчик, административный ответчик), уточнив требования которого 13.05.2020 года просит взыскать с Майорова Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес>, паспорт гражданина Украины серия выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, адрес регистрации на территории Украины: <адрес>, адрес места пребывания/проживания на территории РФ: <адрес>) 347 604 рубля 43 копейки в качестве таможенных платежей и пеню в размере 38291 рубль 04 копейки на счет <данные изъяты>, назначение платежа: погашение задолженности по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивируют тем, что 15 января 2020 года Крымской таможней выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в связи с невывозом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного по пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД) № на территорию Евразийского экономического союза (далее - ) транспортного средства – автомобиль марки <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , номер кузова VIN , объем двигателя см3, до истечения предельного максимального срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Согласно пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ гражданином Майоровым Александром Николаевичем временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство – автомобиль марки <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , номер кузова VIN , объем двигателя см3.

Таможенным постом срок временного ввоза транспортного средства - автомобиля марки «<данные изъяты>», установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный таможенным органом срок транспортное средство марки «<данные изъяты>» за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывезено. В таможенные органы государств-членов ЕАЭС для осуществления таможенного декларирования с целью выпуска в свободное обращение, либо с целью обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры транспортного средства – автомобиля марки «<данные изъяты>» гражданин Майоров А.Н. не обращался, и причитающиеся к уплате таможенные платежи, в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленных законодательством сроков, не оплачивал.

Представитель административного истца – Крымской таможни в судебное заседание не явился. От представителя Мельник Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Крымской таможни, заявленные исковые требования с учетом уточнений от 13.05.2020 года поддерживают в полном объеме и просят суд их удовлетворить.

Административный ответчик Майоров А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом – заказной корреспонденцией. О причинах неявки суд не уведомил, с ходатайствами не обращался.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Суд, изучив материалы административного дела, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, считает необходимым требования Крымской таможни к Майорову Александру Николаевичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц удовлетворить на основании нижеследующего.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкции, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС.

Согласно пассажирской таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ гражданином Майоровым Александром Николаевичем, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес>, паспорт гражданина Украины серия выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, адрес регистрации на территории Украины: <адрес>, адрес места пребывания/проживания на территории РФ: <адрес>, другие данные и банковские счета не известны), было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство – автомобиль марки «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , номер кузова VIN , объем двигателя см3 (л.д. 30-31).

Таможенным постом Крымской таможни срок временного ввоза автомобиля марки «<данные изъяты>» был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, временное ввезенное транспортное средство - автомобиль марки «<данные изъяты>» до истечения максимально возможного срока временного ввоза иностранными физическими лицами на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, Майоровым А.Н. не было вывезено или задекларировано с целью выпуска.

Таким образом, у Майорова А.Н. возникла обязанность по уплате таможенных платежей.

В соответствии со ст.50 ТК ЕАЭС и требованиями Федерального закона №289-ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч. 1 ст. 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Декларирование и уплата таможенных платежей должником не осуществлялась.

Как установлено ст. 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Законодательством государств-членов может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 - 61 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 7 ст. 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1-3 статьи 68 ТК ЕАЭС, в случаях, указанных в пункте 7 статьи 55 настоящего Кодекса, таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой. К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе. Дополнительно к мерам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, законодательством государств-членов могут устанавливаться такая мера по взысканию таможенных пошлин, налогов, как обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, и иные меры по взысканию таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч. 1 ст. 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 77 ТК ЕАЭС в случаях, указанных в пункте 7 статьи 73 настоящего Кодекса, таможенный орган принимает меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. При взыскании специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются положения главы 11 настоящего Кодекса, касающиеся взыскания ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Джанкойским таможенным постом Крымской таможни принято Решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29).

Часть 20 статьи 73 Федерального закона №289-ФЗ «О Таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что при неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой.

При неисполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин (ч. 19 ст. 73 Закона №289-ФЗ), таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в соответствии с главой 11 и статьей 77 ТК ЕАЭС.

Поскольку обязанность совершения таможенных операций административным ответчиком исполнена не была, процедура временного ввоза транспортного средства декларантом завершена не была – Крымской таможней было выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ и направлено заказными письмами ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес> (адресатом не получено, в связи с неудачной попыткой вручения); <адрес> (получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 15-24).

Однако в установленный срок уведомление исполнено не было, в связи с чем, административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Майорова А.Н. задолженности по уплате таможенных платежей, а после вынесения мировым судьей определения от 19 марта 2020 года об отказе в принятии указанного заявления в соответствии с требованиями п. 2 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, с настоящим административным иском в суд (л.д. 74,75).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица.

Законом №289-ФЗ установлено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.

Так как декларирование транспортного средства и уплата таможенных платежей ответчиком в установленные сроки не производилась, Крымской таможней был произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей.

Расчет сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске в свободное обращение транспортного средства – автомобиля марки «», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак , номер кузова , объем двигателя см3, судом проверен и признан верным.

Таким образом, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком при выпуске вышеуказанного транспортного средства в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, составляет 347 604 (триста сорок семь тысяч шестьсот четыре) рубля 43 копейки.

Пунктом 3 статьи 270 ТК ЕАЭС установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени. Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с пунктами 7-8, 10-12, ст. 72 Закона №289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст. 76 настоящего Федерального закона. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.

Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи.

Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Пени начисляются в валюте Российской Федерации.

Таким образом, сумма пени по состоянию на 20.05.2020 года составила 38 291 (тридцать восемь тысяч двести девяносто один) рубль 04 копейки.

Исходя из изложенного, учитывая, что обстоятельств, исключающих возможность применения к ответчику штрафных санкций в виде пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей не установлено, суд считает необходимым требования Крымской таможни в данной части удовлетворить, взыскав с административного ответчика пеню в размере 38 291,04 руб.

Относительно соблюдения истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей, суд указывает следующее.

Право на обращение в суд закреплено в статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Уведомление об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ было получено Майоровым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Как усматривается из материалов дела, истец обратился в суд с административным исковым заявлением 09 апреля 2020 года (сдано в отделение почты), при указанных обстоятельствах суд считает, что срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку настоящие исковые требования удовлетворены, с Майорова А.Н. в бюджет Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 7058 рублей 95 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Крымской таможни к Майорову Александру Николаевичу о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц, удовлетворить.

Взыскать с Майорова Александра Николаевича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес>, паспорт гражданина Украины серия выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> адрес регистрации на территории Украины: <адрес>, адрес места пребывания/проживания на территории РФ: <адрес> другие данные и банковские счета не известны) 347 604 рубля 43 копейки (триста сорок семь тысяч шестьсот четыре рубля сорок три копейки) в качестве таможенных платежей и пеню в размере 38291 рубль 04 копейки (тридцать восемь тысяч двести девяносто один рубль четыре копейки), а всего 385895 рублей 47 копеек (триста восемьдесят пять тысяч восемьсот девяносто пять рублей сорок семь копеек) на счет , с указанием кода в поле , назначение платежа: погашение задолженности по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Майорова Александра Николаевича в бюджет Республики Крым государственную пошлину в размере 7058 рублей 95 копеек (семь тысяч пятьдесят восемь рублей девяносто пять копеек).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его вынесения через Джанкойский районный суд Республики Крым.

Решение в окончательном виде изготовлено 22 мая 2020 года.

Председательствующий А.И. Холкина