ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-793/2016 от 21.10.2016 Сармановского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-793/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2016 года с. Сарманово

Сармановский районный суд РТ в составе:

председательствующего судьи Ханипова Р.М.,

при секретаре Александровой С.Р.,

с участием помощника прокурора Бикмуллина А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сармановского района РТ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, к исполнительному комитету Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ о возложении обязанности устранения нарушений закона,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Сармановского района РТ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ с требованием в вышеприведенной формулировке.

В обоснование заявленного требования прокурор указал на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства на территории указанного сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения закона, вследствие бездействия названного административного ответчика.

Так, проверкой установлено, что решением Совета Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ от 20 марта 2013 года № 4 утверждены Правила застройки и землепользования муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ, в составе которых: правила землепользования и застройки муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ; карта градостроительного зонирования территории сельского поселения, карта зон с особыми условиями использования территории сельского поселения.

При этом, в нарушение Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Постановления Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме», документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, генеральный план, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, до настоящего времени в соответствующий орган кадастрового учета не направлены.

Кроме того, в нарушение Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Правилами застройки и землепользования муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ не определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, иной информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

В связи с чем, прокурор Сармановского района РТ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, просил обязать исполнительный комитет Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ, путем внесения изменений в Правила застройки и землепользования муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ, установить предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, а также разработать и направить в орган кадастрового учета – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ, документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенного пункта, сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

На судебном заседании помощник прокурора заявленное прокурором требование поддержал, просил удовлетворить административное исковое заявление, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства. При этом, помощник прокурора полагал возможным предоставить административному ответчику разумный срок для устранения, выявленных проверкой нарушений, до 01 января 2017 года.

Представитель административного ответчика на судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении данного административного дела без его участия, заявленные требования признал.

Представитель заинтересованного лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ на судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав доводы помощника прокурора, изучив материалы административного дела, и оценив доказательства руководствуясь ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений:

1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

3) об установлении или изменении границ населенного пункта;

4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;

5) об утверждении правил землепользования и застройки;

6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение;11) об утверждении проекта межевания территории;

12) об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую.

В силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных ч.ч. 1-3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение указанных положений закона Правительством РФ 03 февраля 2014 года принято Постановление № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме».

В соответствии с п. 5 названных Правил в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Как следует из материалов дела, решением Совета Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ от 20 марта 2013 года № 4 утверждены Правила застройки и землепользования муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ в составе которых: правила землепользования и застройки муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ; карта градостроительного зонирования территории сельского поселения, карта зон с особыми условиями использования территории сельского поселения.

Однако, при этом документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, генеральный план, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны до настоящего времени в соответствующий орган кадастрового учета действительно не направлены.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, составной частью правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты.

При этом, согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке должны указываться предельные (максимальные и минимальные) размеры, предоставляемых земельных участков.

Правилами же застройки и землепользования муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ не определены такие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

Муниципальные органы муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального района РТ при принятии решений о предоставлении земельных участков до настоящего времени руководствуются предельными размерами земельных участков, предоставляемых для указанных целей, установленными решением Совета Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ от 26 апреля 2016 года № 14 «О предельных размерах земельных участков, и предельных параметрах разрешенного строительства в Чукмарлинском сельском поселении Сармановского муниципального района РТ».

Таким образом, исходя из изложенного, суд считает доказанным факт нарушения административным ответчиком земельного и градостроительного законодательства, и его бездействие в устранении этого нарушения, что противоречит основным принципам муниципальной службы в Российской Федерации.

Суд также соглашается с доводами прокурора района о том, что фактическим бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельного участка, иной информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Каких-либо доказательств в опровержение обстоятельств, на которых прокурор основывает свое требование, административным ответчиком суду предоставлено не было.

При таких обстоятельствах, также принимая во внимание отсутствие сведений о совершении административным ответчиком до судебного разбирательства действий по устранению допущенных нарушений, суд считает заявленное прокурором требование обоснованным, а потому следует возложить на административного ответчика обязанность по устранению, явившихся следствием бездействия с его стороны, допущенных нарушений.

При этом, суд с учетом мнения помощника прокурора, полагает возможным предоставить административному ответчику разумный срок для их устранения по 31 декабря 2016 года включительно.

Административное исковое заявление прокурора Сармановского района РТ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Сармановского района РТ, в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования и Российской Федерации, – удовлетворить.

Обязать исполнительный комитет Чукмарлинского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ в срок по 31 декабря 2016 года включительно, путем внесения изменений в Правила застройки и землепользования муниципального образования «Чукмарлинское сельское поселение» Сармановского муниципального образования РТ, установить предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, а также разработать и направить в орган кадастрового учета – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ, документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утвержден или изменен генеральный план, включая сведения об установлении или изменении границ населенного пункта, сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в месячный срок через Сармановский районный суд РТ.

Судья: Р.М. Ханипов