ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7952/15 от 23.12.2015 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №2а-7952/15

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль 23 декабря 2015 года

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению САА к Муниципалитету города Ярославля о признании незаконным решения муниципалитета города Ярославля от 18.11.2015 года №608 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум», признании отвечающими требованиям закона вопросы, выносимые инициативное группой на местный референдум г.Ярославля,

у с т а н о в и л:

САА обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным иском к Муниципалитету города Ярославля о признании незаконным решения муниципалитета города Ярославля от 18.11.2015 года №608 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум», признании отвечающими требованиям закона вопросы, выносимые инициативное группой на местный референдум г.Ярославля.

В обоснование заявленных требований указал, что 18 ноября 2015 года муниципалитет города Ярославля принял решение № 608 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум», согласно которому предлагаемые инициативной группой вопросы, а именно: 1) «Считаете ли вы необходимой организацию убыточных платных автопарковок в охраняемой ЮНЕСКО исторической части города Ярославля?» и 2) «Поддерживаете ли вы инициативу о переименовании Красноперекопского района города Ярославля в Сталинский район и об установке в городе Ярославле памятника И.В. Сталину?», - были признаны не отвечающими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данное решение муниципалитета города Ярославля считает незаконным и подлежащим отмене. Заявленные требования обосновал положениями п.3, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указав, что вопросы, выносимые инициативной группой на местный референдум г. Ярославля, не противоречат требованиям ст. 12 Федерального закона Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а потому оспариваемое решение муниципалитета г. Ярославля является незаконным.

Просит признать незаконным и отменить Решение муниципалитета города Ярославля от 18 ноября 2015 года № 608 «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум». Признать отвечающим требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выносимый инициативной группой на местный референдум г. Ярославля вопрос: «Считаете ли вы необходимой организацию убыточных платных автопарковок в охраняемой ЮНЕСКО исторической части города Ярославля?». Признать отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выносимый инициативной группой на местный референдум города Ярославля вопрос: «Поддерживаете ли вы инициативу.. . об установке в городе Ярославле памятника И.В. Сталину?».

В судебном заседании административный истец САА заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что сама форма принятого решения противоречит требованиям действующего законодательства, в решении отсутствует ссылка на пункт ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которому не соответствуют поставленные вопросы. Представлена лишь пояснительная записка, которая не является документом. Согласно п.8 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определен круг вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум. Данный перечень исчерпывающий.

Представитель административного ответчика муниципалитета города Ярославля по доверенности БИО. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, представил письменный отзыв на иск, дал аналогичные пояснения. Дополнительно пояснил, что пояснительная записка является документом в соответствии с Регламентом работы муниципалитета.

Заинтересованное лицо Избирательная комиссия города Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание своего представителя не направили, заявили ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.

Судом определено рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и предусматривает, что избирательная комиссия соответствующего уровня, действующая со дня обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума, направляет ходатайство по проведению референдума и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа в составе <данные изъяты> граждан в лице Уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля САА обратились в Избирательную комиссию г.Ярославля с ходатайством о регистрации инициативной группы граждан по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения местного референдума г.Ярославля с вынесением на местный референдум города Ярославля следующих вопросов:

1. «Считаете ли вы необходимой организацию убыточных платных автопарковок в охраняемой ЮНЕСКО исторической части города Ярославля?»

2. «Поддерживаете ли вы инициативу о переименовании Красноперекопского района города Ярославля в Сталинский район и об установке в городе Ярославле памятника И.В. Сталину?».

Избирательной комиссией города Ярославля принято решение от ДД.ММ.ГГГГ года «О направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения референдума города Ярославля и приложенных к нему документов».

Муниципалитетом города Ярославля шестого созыва по результатам рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, поступившего ДД.ММ.ГГГГ из Избирательной комиссии города Ярославля, принято решение №608 от 18.11.2015 года, согласно которого муниципалитет решил признать предлагаемые для вынесения на местный референдум вопросы: «Считаете ли вы необходимой организацию убыточных платных автопарковок в охраняемой ЮНЕСКО исторической части города?», «Поддерживаете ли вы инициативу о переименовании Красноперекопского района города Ярославля в Сталинский район и об установке в городе Ярославле памятника И.В. Сталину?» не отвечающими требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Данное решение в установленном законом порядке направлено в избирательную комиссию города Ярославля и официально опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд отмечает, что оспариваемое решение Муниципалитета г.Ярославля №608 от 18.11.2015 года не является нормативным правовым актом, так как оспариваемый акт не образует совокупности обязательных признаков, характерных для нормативного правового акта как по содержанию (не создает правил поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение), так и по форме, порядку принятия и опубликования.

Далее, согласно ст.150 Регламента муниципалитета города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 года N232, к документам муниципалитета относятся, в том числе, проекты решений муниципалитета, приложения к ним, справки, пояснительные записки, сравнительные таблицы изменений, отчеты, информация.

Из представленной в материалы гражданского дела пояснительной записки к проекту решения муниципалитета <адрес> «О вопросах, предлагаемых для вынесения на местный референдум» следует, что согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ. Срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов. Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень вопросов местного значения городского округа. В соответствии с подпунктом «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Указанный порядок, как и наименование городских районов города Ярославля, закреплены в Законе Ярославской области от 07.02.2002 года №12-з "Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения". Кроме того, в силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Недопустимо употребление формулировок оценочного характера, как то «организация убыточных парковок». На основании вышеизложенного, предлагаемые к вынесению на референдум вопросы не отвечают требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Из протокола заседания Муниципалитета города Ярославля шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что процедура обсуждения поставленных вопросов была соблюдена.

В соответствии с п. 3 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Согласно п.5, 6 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.7 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

В соответствии с п.8 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Согласно п.9 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

В соответствии с вышеуказанными нормами закона вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы местного самоуправления полномочиям. В противном случае реализация выраженной на референдуме воли народа становится проблематичной.

Между тем, предложенный инициативной группой по проведению референдума вопрос: «Считаете ли вы необходимой организацию убыточных платных автопарковок в охраняемой ЮНЕСКО исторической части города Ярославля?» порождает неопределенность правовых последствий того решения, которое может быть принято на референдуме.

Положительный ответ на данный вопрос, выносимый на референдум, будет означать необходимость организации «убыточных платных автопарковок».

Учитывая изложенное, в силу п.8 ст.12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанный вопрос не может быть вынесен на референдум.

Далее, поставленный вопрос «Поддерживаете ли вы инициативу о переименовании Красноперекопского района города Ярославля в Сталинский район и об установке в городе Ярославле памятника И.В. Сталину?» содержит в себе одновременно два вопроса: «Поддерживаете ли вы инициативу о переименовании Красноперекопского района города Ярославля в Сталинский район» и «Поддерживаете ли вы инициативу об установке в городе Ярославле памятника И.В. Сталину?». По каждому из вопросов граждане должны иметь возможность высказать мнение.

Между тем, согласно требований Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" формулировка вопроса, выносимого на референдум, должен позволять воспринимать его как единое целое, с тем чтобы граждане не вынуждены были голосовать одновременно за несколько вопроса, соединенных в одном предложении.

Действующее законодательство не наделяет представительный орган муниципального образования правом корректировки либо самовольного изменения вопросов, предложенных инициативной группой по проведению референдума.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представительный орган муниципального образования обязан лишь проверить соответствие вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Более того, вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядок его изменения, в соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации», п.п. «л» п.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" регламентируются законом субъекта Российской Федерации.

Порядок наименования (переименования) административно-территориальных единиц в г.Ярославля (внутригородская административно-территориальная единица) определен Законом Ярославской области от 07.02.2002 № 12-з "Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения", в связи с чем данный вопрос не является вопросом местного значения, подлежащим разрешению посредством проведения референдума.

Таким образом, Муниципалитет города Ярославля обоснованно пришел к выводу о том, что выносимые инициативной группой на местный референдум вопросы не отвечают требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления САА отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья Е.С.Логвинова