РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Киреевского районного суда Тульской области ФИО1, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-795/18 по административному иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах муниципального образования Шварцевское Киреевского района к Собранию депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к разработке и принятию муниципального нормативного правового акта в сфере управления муниципальной собственностью,
у с т а н о в и л:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования Шварцевское Киреевского района, обратился в суд с иском к Собранию депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к разработке и принятию муниципального нормативного правового акта в сфере управления муниципальной собственностью.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования Шварцевское Киреевского района законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Как указывает истец, проведенной проверкой установлено, что в муниципальном образовании Шварцевское отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Ранее действующее Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Шварцевское Киреевского района, утвержденное решением Собрания депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района от 21.10.2014 №, признано утратившим силу решением Собрания депутатов от 30.11.2017 №. Об устранении выявленных нарушений закона было указано в представлении, внесенном 19.02.2018 г. в Собрание депутатов муниципального образования Шварцевское. Однако требования прокурора до настоящего времени не исполнены, до настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, не разработан и не утвержден. Между тем, находящееся в муниципальной собственности имущество и имущественные права муниципальных образований составляют экономическую основу местного самоуправления, доходы от использования муниципального имущества формируют доходную часть бюджета муниципального образования. В связи с чем, бездействие представительного органа местного самоуправления нарушает права муниципального образования Шварцевское Киреевского района и является незаконным.
В силу вышеизложенного, просил признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района, выразившееся в непринятии мер к определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, незаконным; обязать Собрание депутатов муниципального образования Шварцевское разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 7 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, которые, в числе других, составляют правовую основу местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компенсации представительного органа муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования Шварцевское Киреевского района Тульской области законодательства о местном самоуправлении в части осуществления полномочий в сфере правления и распоряжения муниципальной собственностью. В ходе проверки выявлены факты ненадлежащего исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, а именно отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью. Ранее действующее Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования Шварцевское Киреевского района, утвержденное решением Собрания депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района от 21.10.2014 №, признано утратившим силу решением Собрания депутатов от 30.11.2017 №.
В связи с этим, 19.02.2018 года Киреевским межрайонным прокурором в Собрание депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района внесено представление о принятии мер к разработке и утверждению муниципального правового акта определяющего порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности с безотлагательным рассмотрением.
16.03.2018 года Собрание депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района направлен ответ Киреевскому межрайонному прокурору о том, что муниципальный правовой акт определяющий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в стадии разработки.
Как установлено судом, на момент рассмотрения настоящего административного дела, обязанность по принятию муниципального правового акта определяющего порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Собранием депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района не принят.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что бездействие Собрания депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района, выразившееся в непринятии мер к определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, нарушают права муниципального образования Шварцевское Киреевского района, в связи с чем, являются незаконным.
В связи с изложенным, судья приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах муниципального образования Шварцевское Киреевского района к Собранию депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к разработке и принятию муниципального нормативного правового акта в сфере управления муниципальной собственностью, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст.ст.175-180,290,291-294 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах муниципального образования Шварцевское Киреевского района к Собранию депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района о признании бездействия незаконным, понуждении к разработке и принятию муниципального нормативного правового акта в сфере управления муниципальной собственностью удовлетворить.
Признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района Тульской области, выразившееся в непринятии мер к определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности незаконным.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования Шварцевское Киреевского района Тульской области разработать и утвердить муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья