Дело № 2а-795/2021 (37RS0022-01-2020-004742-45)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г.Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,
при секретаре Сидоровой В.А.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Ивгосжилинспекции ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, начальнику Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области ФИО3, ФИО4 о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Службе ГЖИ Ивановской области, в котором, с учетом уточнения предмета исковых требований, просил признать недействительным включение ответчиком в реестр домов под управление ООО «Управляющая компания Ивановского района» дома №14 с.Подвязновский; обязать Службу ГЖИ Ивановской области обеспечить исключение дома №14 с.Подвязновский из реестра домов, общедомовое имущество которых обслуживает ООО «Управляющая компания Ивановского района»; вынести частное определение, обязывающее Службу ГЖИ Ивановской области исключить из реестра домов, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания Ивановского района» многоквартирные дома, согласно представленному списку, - долевую собственность граждан, поскольку договоры, заключенные ООО «Управляющая компания Ивановского района» с собственниками ничтожны с даты их заключения.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 является собственником квартиры и общедомового имущества в многоквартирном жилом доме № 14 с.Подвязновский Ивановского района Ивановской области.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания Ивановского района».
Указанная управляющая организация является межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью, учрежденным сельскими поселениями Ивановского района, в связи с чем, не имеет права на управление общим имуществом граждан, заключение соответствующих договоров управления с гражданами, поскольку правомочна решать только вопросы местного значения.
Исходя из указанных обстоятельств, у Службы ГЖИ отсутствовали правовые основания для включения многоквартирного дома 14 с.Подвязновский Ивановского района Ивановской области под управление ООО «Управляющая компания Ивановского района».
Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник Службы ГЖИ Ивановской области ФИО3, ФИО5, в качестве заинтересованного лица – ООО «Управляющая компания Ивановского района».
В судебном заседании объявлен перерыв с 12.03.2021 по 16.03.2021, информация о перерыве размещена на официальном сайте Фрунзенского районного суда г.Иваново.
В судебном заседании административный истец требования поддержал в полном объеме. Указал, что ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» имеет по отношению к Жилищному кодексу Российской Федерации характер специальной нормы, в связи с чем, имеет приоритетное применение. Положениями ст.68 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» определено, что межмуниципальные коммерческие организации создаются исключительно для решения вопросов местного значения, к которым (вопросам) не может быть отнесено управление общим имуществом граждан. В этой связи, ООО «Управляющая компания Ивановского района» не имела полномочий по заключению с гражданами договоров управления общим имуществом многоквартирного дома, следовательно, все заключенные указанной организацией договоры являются ничтожными в силу закона и не требуют принятия самостоятельных судебных решений по признанию договоров ничтожными. Административный ответчик к решению вопроса о включении многоквартирного дома 14 с.Подвязновский Ивановского района Ивановской области под управление ООО «Управляющая компания Ивановского района» подошел формально, основывая принятие решения лишь на наличии выданной ООО «Управляющая компания Ивановского района» лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Однако, наличие указанной лицензии не дает управляющей компании право на управление многоквартирными домами, квартиры в которых принадлежат гражданам на праве личной собственности. Полагал, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением не пропущен, поскольку имеет место длящееся нарушение прав, ООО «Управляющая компания Ивановского района» до настоящего времени производит начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, административным истцом предпринимались действия по защите нарушенных прав путем обращения в иные надзорные органы. На вопрос суда относительно п.1 просительной части заявления об уточнении исковых требований, пояснил, что просит признать действия Службы ГЖИ Ивановской области по включению многоквартирного дома 14 с.Подвязновский Ивановского района Ивановской области под управление ООО «Управляющая компания Ивановского района» незаконными.
Представитель административного ответчика Службы ГЖИ Ивановской области с административным иском не согласился, представил письменные возражения, заявил о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в порядке гл.9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что ФИО2 является собственником <...> района Ивановской области.
09.02.2017 Службой ГЖИ Ивановской области издан приказ о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области, которым внесены изменения в реестр лицензий Ивановской области в перечень домов, находящихся под управлением ООО «Управляющая компания Ивановского района» путем включения многоквартирного дома по адресу: <...>, с 09.02.2017.
Указанные действия по внесению изменений в реестр лицензий, по мнению административного истца, являются незаконными.
В соответствии с ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из способов управления.
В соответствии с ч.3 указанной нормы, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определен положениями Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр (далее – Порядок).
К спорным правоотношениям применению подлежит Порядок в редакции, действовавшей на дату 09.02.2017.
В соответствии с п.2 указанного Порядка, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3 Порядка в редакции на дату принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий было определено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В соответствии с п.п.4, 5 Порядка, рассмотрение заявления и документов, указанных в п.3 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям п.п.2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч.2 ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п.5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п.7 настоящего Порядка.
В соответствии с п.7 Порядка, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в реестр;
- об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
- о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом, указанный Порядок содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, к числу оснований относятся: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п.п.2 и 3, подп.подп. «г» и «д» п.5 настоящего Порядка; отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п.15 настоящего Порядка
Таким образом, для решения вопроса о правомерности принятого административным ответчиком решения о внесении изменении в реестр лицензий путем включения многоквартирного дома 14 с Подвязновский Ивановского района под управление ООО «Управляющая компания Ивановского района» суду следует оценить соответствие действий административного ответчика требованиям приведенного Порядка в редакции на дату принятия оспариваемого решения.
ООО «Управляющая компания Ивановского района» 31.03.2016 Службой ГЖИ Ивановской области выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами 037000222.
27.01.2017 ООО «Управляющая компания Ивановского района» обратилось в Службу ГЖИ Ивановской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ивановской области путем включения в реестр сведений о многоквартирном доме 14 с.Подвязновский. В заявлении содержалась информация о том, что сведения о заключении договора управления многоквартирным домом размещены на указанных в заявлении официальных сайтах сети Интернет; об отсутствии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом. К заявлению приложены копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2016 №2, копия договора управления многоквартирным домом с приложениями, условия которого (договора) утверждены общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата.
Представленные заявление и документы проверены специалистом Службы ГЖИ Ивановской области.
В материалы дела представлено заключение Службы ГЖИ Ивановской области №91 от 09.02.2017 по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом во исполнение ст.198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из указанного заключения следует, что органом государственного жилищного надзора в период с 01.02.2017 по 09.02.2017 проведена проверка заявления от 24.01.2017 и документов ООО «Управляющая компания Ивановского района» на предмет соблюдения условий п.5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что представленные лицензиатом документы соответствуют п.п. 2, 3 Порядка; заявление содержит достоверные сведения; сведения, представленные лицензиатом, не противоречат сведениям, содержащимся в реестре лицензий Ивановской области; судебные споры по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом 14 с.Подвязновский, отсутствуют; информация о заключении договора управления многоквартирным домом размещена в установленном законом порядке.
Исходя из анализа приобщенных в материалы административного дела документов, представленных ООО «Управляющая компания Ивановского района» в Службу ГЖИ Ивановской области, с учетом результатов проведенной проверки, суд приходит к выводу об отсутствии у Службы ГЖИ Ивановской области оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий и возврата документов.
Приказ от 09.02.2017 издан начальником Службы ГЖИ Ивановской области с соблюдением процедуры принятия соответствующего решения, оснований для признания его незаконным суд не усматривает.
Довод административного истца о том, что административный ответчик не имел права выносить соответствующий приказ о внесении изменений в реестр лицензий в связи с тем, что ООО «Управляющая компания Ивановского района» в силу положений ст.68 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» правомочно решать исключительно вопросы местного значения, на выводы суда не влияет, поскольку при принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Служба ГЖИ Ивановской области должна была руководствоваться требованиями к проверке представленных заявителем документов указанного выше нормативного документа, что и было сделано административным ответчиком. В этой связи, суд не усматривает неправомерности в действиях Службы ГЖИ Ивановской области при принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Довод административного истца о том, что ряд договоров на управление многоквартирным домом подписан не собственниками жилых помещений, на вывод суда также не влияет, поскольку в полномочия Службы ГЖИ Ивановской области не входила проверка заключенных договоров собственников с управляющей организацией.
Кроме того, суд полагает, что управление многоквартирными домами на территории конкретного сельского поселения относится к вопросам местного значения в силу положений ст.2, 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».
Суд также отмечает, что в соответствии с ч.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, жители дома 14 с.Подвязновский Ивановского района имеют право на изменение управляющей организации в любое время путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В силу положений ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании не оспаривался факт начала управления ООО «Управляющая компания Ивановского района» многоквартирным домом 14 с.Подвязновский Ивановского района Ивановской области с даты принятия оспариваемого решения в 2017г. О факте управления многоквартирным домом указанной управляющей организацией административному истцу стало известно с момента начала управления.
Административное исковое заявление, согласно электронной базы ГАС «Правосудие», первоначально подано ФИО2 29.07.2019, затем 08.10.2020, то есть со значительным пропуском срока для обращения в суд. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административный истец не заявил, поскольку полагал его (срок) не пропущенным ввиду длящегося периода неправомерных действий управляющей организации. Факт предъявления административного искового заявления за пределами трехмесячного срока с даты вынесения решения Службой ГЖИ Ивановской области от 09.02.2017 в судебном заседании не оспаривался.
Однако, вопреки доводам административного истца, в данном случае срок подлежит исчислению с даты принятия Службой ГЖИ Ивановской области оспариваемого решения, то есть с 09.02.2017, и не связан (срок) с действиями управляющей организации.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Требование о вынесении частного определения судом не рассматривается, поскольку вынесение частных определений относится к исключительной компетенции суда и не зависит от заявления либо не заявления соответствующего требования сторонами (ст.200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Оснований для вынесения частного определения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Козина Ю.Н.
Решение в окончательной форме принято 30.03.2021