ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-795/2022 от 21.09.2022 Ряжского районного суда (Рязанская область)

Копия Административное дело Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рязанская область, Александро-Невский район,

р.п. Александро-Невский 21 сентября 2022 года

Судья Ряжского районного суда Рязанской области Владимирова С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александро-Невского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Александро-Невского района Рязанской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении, в том числе регулирующего вопросы качества питьевой воды, а также законодательства о муниципальной собственности. В ходе проведенной проверки установлено, что в фактической собственности административного ответчика находится 13 нецентрализованных источников водоснабжения - шахтных колодцев (перечень приведен в заявлении), что подтверждается Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О разграничении имущества между муниципальными образованиями»; Распоряжением главы администрации МО – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в собственность муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области от муниципального образования – Каширинское сельское поселение Александро-Невского муниципального района Рязанской области муниципальное имущество, согласно приложению от ДД.ММ.ГГГГ». Данные объекты недвижимости не поставлены на государственный кадастровый учет, право собственности не зарегистрировано. В силу положений ст. 210 ГК РФ бремя содержания недвижимого имущества несет его собственник – администрация МО – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области. Прокурор со ссылкой на положения п. 7 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 14, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывает, что с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимости должно обратиться публично-правовое образование, принимающее имущество в собственность. Административный ответчик, вопреки положениям законодательства, не организовал производство работ по постановке на государственный кадастровый учет данных объектов недвижимости, регистрация права муниципальной собственности до настоящего времени не произведена. Не проведение администрацией МО – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области работ по постановке на государственный кадастровый учет данных объектов недвижимости, регистрации права муниципальной собственности, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, угрозу утраты объектов водоснабжения, и, как следствие, право неограниченного круга лиц на пользование источниками нецентрализованного водоснабжения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела. В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области по не заключению муниципального контракта на выполнение комплекса кадастровых работ в отношении 13 сооружений - шахтных колодцев: шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 5 м., ввод в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 6,3 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 15 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 7 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ г.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 7 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 20 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 6 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ. и обязать административного ответчика в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении указанных 13 сооружений - шахтных колодцев.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит, что административные исковые требования прокурора Ряжского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ)

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Из п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Судом установлено, что прокуратурой Александро-Невского района Рязанской области проведена проверка требований федерального законодательства о муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что фактически в собственности муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области находится 13 нецентрализованных источников водоснабжения – шахтных колодцев: шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 5 м., ввод в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ г.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 6,3 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 15 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 7 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 7 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 20 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 6 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ., что также подтверждается Перечнем имущества, передаваемого из собственности МО – Каширинское сельское поселение Александро-Невского муниципального района Рязанской области в собственность МО – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области в порядке разграничения муниципального имущества, являющегося приложением к приказу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

Таким образом, до настоящего времени обязанность по регистрации прав на данное имущество администрацией МО – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области не исполнена, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на него обязанности и допущенном им бездействии.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О и -О и др.).

Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество был введен федеральным законодателем как призванный, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, обеспечивать правовую определенность в сфере оборота недвижимого имущества, с тем чтобы участники гражданских правоотношений имели возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей (постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Таким образом, лицо, чье право на объект недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, признается собственником данного имущества.

Поскольку спорные шахтные колодцы относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения и могут находиться в муниципальной собственности, однако они не зарегистрированы в установленном порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней, это может повлечь негативные последствия неопределенного круга лиц, в том числе утрату данных объектов.

При установленных по делу фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований к административному ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований федерального законодательства о муниципальной собственности, в связи с чем они подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Определяя срок выполнения административным ответчиком действий по обращению с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении спорных шахтных колодцев, суд принимает во внимание обстоятельства дела, характер спора, объема, подлежащих проведению работ, и приходит к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

требования прокурора Александро-Невского района Рязанской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области по не заключению муниципального контракта на выполнение комплекса кадастровых работ в отношении 13 сооружений - шахтных колодцев.

Обязать администрацию муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении 13 сооружений - шахтных колодцев: шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 5 м., ввод в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 6,3 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ г.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 4,5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 15 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 7 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 5 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 7 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 20 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.; шахтный колодец, расположенный по адресу: <адрес>, глубиной 6 м., ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ

Установить административному ответчику срок для выполнения вышеуказанных действий – 24 (двадцать четыре) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения по настоящему административному делу администрации муниципального образования – Александро-Невский муниципальный район Рязанской области необходимо сообщить в Ряжский районный суд Рязанской области и прокурору Ряжского района Рязанской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Ряжский районный суд Рязанской области в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощённого (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлечённого к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ.

Судья: копия С.В. Владимирова