ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-796/20 от 24.11.2020 Тальменского районного суда (Алтайский край)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2020 года р.п.Тальменка

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гусельниковой М.А.,

при секретаре Борисовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю к Зарубину Сергею Алексеевичу о взыскании недоимки, пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Зарубину С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г. в размере 15000 рублей, за 2016г. в размере 15000 рублей, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом Алтайского края от 10.10.2002г. «О транспортном налоге на территории Алтайского края», уплата налога должна производиться в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога. Согласно предоставленным в налоговый орган сведениям налогоплательщику в 2016г., 2017г. принадлежало транспортное средство автомобиль марки «Порше Кайен», гос.рег.знак М444МЕ178. На основании п.3 ст.363 НК РФ административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 27.06.2019г. на уплату транспортного налога за 2017г. в размере 15000 рублей, за 2016 год в размере 15000 рублей. В установленный законом срок транспортный налог за 2016г., 2017г. административным ответчиком не был уплачен, в связи с чем налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога от 20.12.2019г. , однако в срок, установленный в требовании для добровольной уплаты до 17.01.2020г. налог не был уплачен. На основании заявления МИФНС России по <адрес> мировым судьей судебного участка Тальменского района Алтайского края был выдан судебный приказ о взыскании вышеуказанной суммы транспортного налога с Зарубина С.А., который 15.04.2020г. был отменен по заявлению Зарубина С.А..

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Зарубин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, проверив и оценив их, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п.4 ст.57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 1 ст.358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

Пунктом 2 ст.2 Закона Алтайского края от 10.10.2002г. № 66-ЗС предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 3 ст.363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно сведениям РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес>, по состоянию на 2016г., 2017г. Зарубин С.А. являлся собственником транспортного средства «Порше Кайен», 2003 г.в., гос.рег.знак М444МЕ17, мощностью двигателя 250,0 л.с.

Согласно п.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Административный истец ссылается на то, что в связи с неисполнением Зарубиным С.А. обязанности по уплате транспортного налога за 2016г., 2017г. через личный кабинет налогоплательщика 27.06.2019г. ему направлялось налоговое уведомление , которым предложено уплатить транспортный налог за 2016г., 2017 год не позднее 02.12.2019г., а 24.12.2019г. направлялось требование об уплате задолженности по транспортному налогу за 2016г. в размере 15000 рублей и за 2017г. в размере 15000 рублей (л.д.7-12).

Пунктом 4 ст.52 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу п.2 ст.11.2 Налогового кодекса РФ, личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц.

Пунктом 10 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ (ред. от 06.11.2018) предусмотрено, что для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (далее - первичный пароль).

При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование (пункт 14 Порядка).

Однако, представленные административным истцом документы не подтверждают его доводы о том, что Зарубин С.А. пользовался личным кабинетом налогоплательщика на момент направления ему налогового уведомления и требования об уплате налога за 2016г., 2017 год.

Так, административным истцом в подтверждение подключения Зарубина С.А. к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика» представлены: заявление Зарубина С.А. о доступе к личному кабинету налогоплательщика от 13.01.2016г., а также выписка из электронного документооборота, согласно которой 13.01.2016г. Зарубин С.А. прошел регистрацию в Личном кабинете налогоплательщика, сменил первичный пароль, 19.03.2018г., 03.10.2018г. осуществлял вход в личный кабинет.

Между тем, ст.11.2 Налогового кодекса РФ «Личный кабинет налогоплательщика» была введена только Федеральным законом от 04.11.2014г. № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», и вступила в силу с 01 июля 2015 года.

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика был утвержден Приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@.

При этом ни один из представленных налоговым органом документов не подтверждает факта пользования данной системой Зарубиным С.А. Из представленных документов не видно, просматривал ли Зарубин С.А. поступившие документы, оплачивал ли налоги через сайт.

Согласно пункту 15 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденному Приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@ (утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@), при первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль. Аналогичные положения содержатся в пункте 14 ныне действующего Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утв. Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@.

Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика.

В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется (пункт 16).

В пункте 21 Порядка предусмотрено, что в случае получения от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня его получения налоговыми органами начинают направляться налогоплательщику документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговые уведомления от налоговых органов в электронной форме могут направляться через личный кабинет налогоплательщика начиная с текущего года в случае, если налогоплательщик направил уведомление для получения от налоговых органов указанных уведомлений в срок до 1 марта этого года.

Согласно заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком указанное выше уведомление в 2016 году в налоговый орган не направлялось. Следовательно у административного истца не имелось оснований направлять документы (уведомления и требования) через личный кабинет ответчика.

Из этого заявления МИФНС России по Алтайскому краю следует, что у налогового органа отсутствуют доказательства направление административному ответчику представленных требований от 11.12.2017г. и от 19.12.2018г. , а так же уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в этих документах отсутствует расчет налога на указанное в иске транспортное средство за 2016 – 2017 г.г. за автомобиль марки «Порше Кайен», гос.рег.знак М444МЕ178.

Таким образом, административным истцом не доказан факт получения административным ответчиком Зарубиным С.А. налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога за 2016г., 2017г..

Поскольку налоговый орган не доказал факт соблюдения процедуры взыскания налога (направления требования и уведомления), то основания для взыскания налога и пени в судебном порядке отсутствуют. В связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Зарубину Сергею Алексеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 15 000 рублей за 2017 год, и в сумме 15000 рублей за 2016 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.А.Гусельникова