ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-797/2021 от 12.07.2021 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-797/2021

76RS0008-01-2021-001196-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Переславль-Залесский 12 июля 2021 г.

Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Цуцуи А.М., при секретаре Афониной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС №1 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №1 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском, просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 552401 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. В собственности административного ответчика находится недвижимое имущество в <адрес скрыт>. До настоящего времени ответчиком не уплачен налог на имущество физических лиц за 2017 год. В адрес должника было направлено требование об уплате налога, которое в добровольном порядке ответчиком не исполнено. Административный истец вынужден обратится в суд с административным иском.

Представитель административного истца МИФНС России № 1 по Ярославской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что срок, установленный ст. 48 НК РФ, был пропущен по уважительным причинам, т.к. был переход на новое программное обеспечение, и документы по налогоплательщику передавались из ИФНС №3 по г. Москве в МИФНС №1 по Ярославской области.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, против восстановления пропущенного срока на подачу искового заявления возражал, также пояснил, что имущество используется в целях предпринимательской деятельности, т.к. сдается в аренду, платить налог на имущество с него не должен.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес скрыт>, кадастровый номер <номер скрыт>, площадью 34,80 кв.м. с 14.01.2015 г., а также иных помещений по адресам:

<адрес скрыт>, кадастровый номер <номер скрыт>, площадью 78,40 кв.м. с <дата скрыта>

<адрес скрыт>, кадастровый номер <номер скрыт>, площадью 172 кв.м. с <дата скрыта>,

<адрес скрыт>, кадастровый номер <номер скрыт>, площадью 380,30 кв.м. с <дата скрыта>,

квартиры по адресу: <адрес скрыт>, кадастровый номер <номер скрыт>, площадью 105,40 кв.м. с <дата скрыта>.

Согласно ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

ФИО1 до 13.03.2021 г. состоял в качестве налогоплательщика на налоговом учете в ИФНС России № 3 по г.Москве.

Как указывается в ст. 399, ст. 400 НК РФ, физическое лицо, имеющее в собственности объекты налогообложения, в соответствии со ст. 401 НК является плательщиком налога на имущество физических лиц.

На основании п. 2 ст. 52 НК РФ ИФНС России № 3 по г. Москве в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление от 05.10.2018 №50123437 (л.д. 10-12).

В установленный законом срок до 03.12.2018 г. налог на имущество физических лиц уплачен не был.

ИФНС России № 3 по г. Москве через личный кабинет налогоплательщика направлено требование №16455 от 12.02.2019 г. (л.д. 13-14). В установленный срок до 02.04.2019 г. налог также уплачен не был, что подтверждается карточкой расчета с бюджетом (л.д. 15-16).

Версия налогоплательщика о том, что с него уже была взыскана данная задолженность по налогам судом проверена. Установлено, что судебным приказом №2а-1165/2020 от 23.04.2020 г. мирового судьи судебного участка №3 Переславского судебного района Ярославской области, с налогоплательщика была взыскана задолженность за 2018 год. Данные обстоятельства к рассматриваемому делу не относимы.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Срок исполнения требования был установлен: до 02.04.2019 года, общая сумма задолженности составила 552401 рублей (л.д. 13).

Согласно ч.2, 3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из определения от 10.11.2020 г. мирового судьи судебного участка №3 Ярославского судебного района Ярославской области, первоначально ИФНС №3 по г. Москве обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа с нарушением правил подсудности. В соответствии с данным определением от 10.11.2020 г. заявление налогового органа возвращено в связи с территориальной неподсудностью дела (л.д. 19).

ИФНС №3 по г. Москве обратилась в судебный участок №3 Переславского судебного района Ярославской области с заявлением о взыскании налога 15.02.2021 г., а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока (л.д. 20-22). Определением и.о. мирового судьи от 18.02.2021 г. в принятии заявления отказано в связи с тем, что заявленные требования не являются бесспорными (л.д. 24).

Представителем МИФНС №1 по ЯО ставится вопрос о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ, в связи с переходом налогового органа на другое программное обеспечение, а также в связи с передачей сальдовых остатков по месту жительства налогоплательщика из ИФНС №3 по г. Москве в МИФНС №1 Ярославской области.

Данные доводы представителя административного истца судом отвергаются.

Срок, установленный ст. 48 НК РФ, может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Суд учитывает, что административный истец является государственным учреждением, наделенным государственными полномочиями в налоговой сфере, - органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов. Административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников. В силу чего не могут рассматриваться в качестве уважительных причин внутренние организационные вопросы, в том числе связанные с внедрением программного обеспечения, передачей сальдовых остатков из одного структурного подразделения в другое, которые повлекли несвоевременную подачу административного иска.

Из материалов дела судом установлено, что срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам за 2017 г. с ФИО1 по требованию №16455 истек 02 октября 2019 года (л.д. 13). С заявлением о взыскании налоговой недоимки ИФНС №3 по г. Москве впервые обратилось с нарушением требований подсудности в судебный участок №3 Ярославского судебного района Ярославской области 05.11.2020 г. (л.д. 18, 19), т.е. спустя более, чем один год, после истечения срока, установленного ст. 48 НК РФ.

При этом не имеет правового значения, что бездействие, приведшее к пропуску срока, установленного ст. 48 НК РФ, допущено не Межрайонной ИФНС №1 по Ярославской области, а ИФНС №3 по г. Москве, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В соответствии с пунктом 1 Закона Российской Федерации N 943-1 от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 506 от 30.09.2004 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В силу изложенного причины пропуска срока на обращение в суд не могут быть признаны уважительными. В удовлетворении административного иска суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования МИФНС № 1 по Ярославской области о восстановлении пропущенного срока, установленного ст. 48 НК РФ, и взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год с ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2021 г.

Судья Цуцуи А.М.