ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-798/18 от 11.07.2018 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-798/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Северск 11 июля 2018 года

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Затеева П.Е.,

при секретаре Мельничук А.А.,

с участием административного истца Петрова В.И.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Иглакова И.А.,

представителя административных ответчиков Думы ЗАТО Северск, Мэра ЗАТО Северск – Председателя Думы Шамина Г.А. - Яценко А.А.,

прокурора Дамаскиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума Петрова В.И. к Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск, Думе ЗАТО Северск, Мэру ЗАТО Северск – Председателю Думы ФИО21.А. о признании незаконными пунктов 1-10 решения Думы ЗАТО Северск от 26.04.2018 № **, пункта 1 решения Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск от 28.04.2018 № **, о признании вопросов, предложенных инициативной группой для вынесения на референдум, отвечающими требованиям статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ, о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск принять решение зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума в установленном законом порядке, о признании действий Мэра ЗАТО Северск - Председателя Думы Шамина Г.А. о внесении в повестку дня заседания Думы ЗАТО Северск вопроса о принятии решения по проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, без проведения Думой соответствующей проверки вопросов, незаконными, признании бездействия Думы ЗАТО Северск по проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям федерального законодательства и Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ, незаконным,

установил:

Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума Петров В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 28.04.2018 Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск Томской области приняла решение № ** об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по противодействию коррупции и поддержке социально-ориентированных организаций на территории ЗАТО Северск. В нарушение ч. 11 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ основанием вынесения указанного решения стало не нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Томской области, законов Томской области, устава муниципального образования, а решение Думы ЗАТО Северск от 26.04.2018 № ** о проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум. При этом вопреки требований ч. 7 ст. 6 указанного Закона Дума ЗАТО Северск не исполнила предусмотренную законом обязанность по проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям федерального законодательства и закона и вынесла безосновательное решение о несоответствии всех вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, установленным требования. Комиссия Думы по проверке соответствия указанных вопросов не создавалась, депутаты не принимали участие в их проверке. Все вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, относятся к вопросам местного значения, не ограничивают или отменяют общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Российской Федерации. Сформулированы образом, исключающим возможность их множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения. Правовые последствия принятия на референдуме решений по вопросам, вынесенным на референдум, четко определены по своему содержанию и не выходят за рамки возлагаемых на органы местного самоуправления ЗАТО Северск полномочий. Указанные решения Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск Томской области и Думы ЗАТО Северск нарушают права граждан, проживающих на территории ЗАТО Северск, на участие в референдуме, предусмотренные ст. 2, ст. 18 и ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Определением Северского городского суда от 21.06.2018 административное дело № ** по административному исковому заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума Петрова Владимира Ивановича к Мэру ЗАТО Северск – Председателю Думы Шамину Г.А., Думе ЗАТО Северск о признании действий Мэра ЗАТО Северск - Председателя Думы Шамина Г.А. о внесении в повестку дня заседания Думы ЗАТО Северск 26.04.2018 вопроса о принятии решения по проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, без проведения Думой соответствующей проверки вопросов, незаконными, признании бездействия Думы ЗАТО Северск по проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям федерального законодательства и Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ, незаконным, объединено в одно производство с административным делом № **.

В обоснование указанного административного искового заявления дополнительно указано, что Мэр ЗАТО Северск - Председатель Думы Шамин Г.А. на сессии Думы 26.04.2018 внес в повестку дня сессии вопрос о принятии Думой решения по проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, без проведения Думой соответствующей проверки, в связи с чем его действия и бездействие Думы по проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям законодательства нарушают права граждан на участие в референдуме.

В судебном заседании административный истец уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума ПетровВ.И. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и письменных объяснениях, указав, что оспариваемые действия (бездействие) ответчиков противоречат ст. 2, ч. 4 ст. 3, ст. 18 Конституции Российской Федерации, ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 7, 11 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме». Все вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, не противоречат законодательству Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и основаны на требованиях п. 34, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениях Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, относятся к вопросам местного значения городского поселения, не затрагивают изменения местного бюджета и внутренних финансовых обязательств муниципального образования и не допускают множественного толкования. Фактически проверка предложенных для вынесения на местный референдум вопросов депутатами Думы ЗАТО Северск не осуществлялась, поскольку Мэр ЗАТО Северск - Председатель Думы внес в повестку дня голосования указанный проект решения в экстренном порядке, тогда как для проведения проверки Думе отводится 20 дней, при этом по результатам проверки вопросов должен быть составлен документ о результатах проверки соответствия законодательству вопросов. Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск отказала в регистрации инициативной группе, сославшись на решение Думы ЗАТО Северск, однако в решении Территориальной избирательной комиссией ЗАТО Северск нет установленных законом оснований отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Представитель Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск – ее председатель Иглаков И.А., действующий на основании постановления Избирательной комиссии Томской области от 14.03.2017 № 114/990, просил в удовлетворении заявления отказать. Указал, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск принято в соответствии с законом, нарушений процедуры его принятия допущено не было, решение принято в соответствии с ч. 11 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме». На заседание Территориальной избирательной комиссии был приглашен уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума ПетровВ.И., соответствующее решение ему вручено.

Представитель Думы ЗАТО Северск, Мэра ЗАТО Северск – Председателя Думы Шамина Г.А. - Яценко А.А., действующий на основании доверенностей от 22.05.2018 № ** (т. 1 л.д. 90) и от 22.06.2018 № ** (т. 2 л.д. 24), имеющий высшее юридическое образование, требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, согласно которым поступившие 23.04.2018 на рассмотрение в Думу ЗАТО Северск вопросы предполагаемого референдума были проанализированы, по результатам рассмотрения был подготовлен проект решения Думы ЗАТО Северск, который стал предметом обсуждения на заседании фракции партии «Единая Россия» в Думе ЗАТО Северск, состоявшимся 26.04.2018. Депутаты указанной фракции в количестве 15 человек, заслушав информацию председателя Территориальной избирательной Иглакова И.А., а также начальника правовой и кадровой работы аппарата Думы ЗАТО Северск Т., единогласно приняли решение поддержать данный проект решения. На очередной 37 сессии Думы ЗАТО Северск проект решения «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме» был принят депутатами Думы ЗАТО Северск: «за» - 17 голосов, «против» - 4 голоса, «воздержались» - 1 голос. В соответствии со статьей 28 Регламента Думы ЗАТО Северск решения Думы по вопросам, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Северск, а также решения Думы по иным вопросам, отнесенным к компетенции Думы федеральными законами и законами Томской области, Уставом ЗАТО Северск, принимаются большинством голосов от установленного состава Думы (14 голосов). Вопреки доводам заявителя, по каждому вопросу референдума дано подробное правовое обоснование причин их несоответствия статье 12 Федерального закона № 67- ФЗ. Кроме того, требований к форме проверки вопросов референдума депутатами (комиссионное или иное) действующее законодательство не содержит. Подробное изложение доводов несоответствия вопросов приведено в вышеуказанном решении Думы ЗАТО Северск от 26.04.2017 № **. Также пояснил, что Мэр ЗАТО Северск – Председатель Думы Шамин Г.А. воспользовался своим установленным регламентом Думы правом для внесения в повестку дня вопроса о принятии указанного решения Думы, поскольку вопросы, предлагаемые для вынесения на местный референдум, поступили в Думу 23.04.2018, а поскольку срок их проверки составляет всего 20 дней, то до следующей сессии Думы этот срок уже бы истек и был нарушен. При этом принятие решения депутатами на заседании Думы осуществлялось в соответствии с Регламентом, нарушений которого не установлено.

В судебное заседание административный ответчик Мэр ЗАТО Северск - Председатель Думы Шамин Г.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, присутствие которого не было признано судом обязательным, не явился.

В соответствии со статьями 150, 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, заслушав заключение прокурора Дамаскиной Ю.В. о необоснованности заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основанием обращения в суд заявителя явилось нарушение, по его мнению, конституционных прав граждан, гарантирующих право на референдум и инициативу его проведения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Положениями ч. 1, 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1).

Согласно п. 2, 3 ст. 1 данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований при подготовке и проведении местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 8 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Порядок проведения местного референдума определен также Законом Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме» и Уставом городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, принятым решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 № 69/1 (далее – Устав городского округа ЗАТО Северск).

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 3 ст. 5 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме», ст. 14 Устава городского округа ЗАТО Северск, инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, а также иным субъектам в соответствии с федеральным законом. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума.

Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен статьей 36 вышеуказанного Федерального закона, статьей 6 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме», согласно которым инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования (далее - комиссия местного референдума), с ходатайством о регистрации группы.

Согласно п. 5 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. 6 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме» соответствующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

- в случае соответствия указанных ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Томской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в Законодательную Думу Томской области по проведению областного референдума или в представительный орган муниципального образования по проведению местного референдума;

- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

В случае если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 3 настоящего Закона, комиссия местного референдума в пятидневный срок с момента вынесения соответствующего решения указанным органом отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума. Решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, в котором указываются основания отказа, выдается инициативной группе незамедлительно. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Томской области, законов Томской области, устава муниципального образования (п. 11 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 11 ст. 6 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме»).

Объяснениями участвующих в деле лиц и представленными письменными доказательствами в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

11.04.2018 в Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск поступил протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по следующим вопросам:

1) «Вы за обязательное участие представителей общественных организаций в ЗАТО Северск, осуществляющих деятельность по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в проверке сведений, представляемых гражданами, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, на их соответствие квалификационным требованиям?»;

2) «Вы за обязательное участие представителей общественных организаций в ЗАТО Северск, осуществляющих деятельность по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в рассмотрении в органах местного самоуправления ЗАТО Северск вступивших в законную силу судебных актов о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления ЗАТО Северск и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений?»;

3) «Вы за установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности лица, замещающего должность муниципальной службы, представление им заведомо недостоверных или неполных сведений о своих, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей расходах?»;

4) «Вы за установление для органов местного самоуправления ЗАТО Северск правила, в соответствии с которым при назначении муниципального служащего на вышестоящую должность, муниципальные периодические печатные издания в ЗАТО Северск должны опубликовывать сведения, указывающие о длительном, безупречном и эффективном исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей на предыдущей должности?»;

5) «Вы за ежегодный публичный отчет перед избирателям депутатов Думы ЗАТО Северск о проделанной работе, с заблаговременным оповещением избирателей в муниципальных средствах массовой информации в ЗАТО Северск в целях развития института общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции?»

6) «Вы за оказание всех видов поддержки органами местного самоуправления всем социально ориентированным некоммерческим организациям в ЗАТО Северск?»;

7) «Вы за первоочередное осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у местных социально ориентированных некоммерческих организаций в ЗАТО Северск?»;

8) «Вы за первоочередное оказание всех видов поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в ЗАТО Северск, осуществляющим юридическую помощь на безвозмездной или на льготной основе, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, формированию в обществе нетерпимости в коррупционному поведению?»;

9) «Вы за оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в ЗАТО Северск, осуществляющих юридическую помощь на безвозмездной или на льготной основе, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению путем предоставления им еженедельно бесплатных объемов эфирного времени, печатной площади в муниципальных средствах массовой информации в ЗАТО Северск, в размере не менее пяти процентов еженедельного объема эфирного времени, печатной площади соответствующего средства массовой информации?»;

10) «Вы за разработку и реализацию муниципальной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в ЗАТО Северск с участием представителей социально ориентированных некоммерческих организаций в ЗАТО Северск?».

Решением Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск от 23.04.2018 № ** указанное ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума направлено в Думу ЗАТО Северск для проведения проверки вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, на соответствие требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Рассмотрев данное ходатайство, осуществив проверку соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме», Дума ЗАТО Северск решением № ** от 26.04.2018 вопросы, предложенные инициативной группой для вынесения на местный референдум, признала не соответствующими требованиям действующего законодательства.

В соответствии с указанным решением Думы ЗАТО Северск Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск решением от 28.04.2018 № ** отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Суд не усматривает оснований для признания оспариваемых решений незаконными, поскольку они приняты в соответствии с законом в установленные сроки, процедура принятия не нарушена.

Так, Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск в течение 15 дней с момента поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума рассмотрела его и, признав представленные материалы соответствующими требованиям федерального и областного законодательства, Уставу городского округа ЗАТО Северск, решением от 23.04.2018 № ** направила в Думу ЗАТО Северск, уполномоченную в соответствии с Законом Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме», принимать решение о соответствии поставленных в ходатайстве вопросов закону.

В соответствии с п. 6 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Согласно ч. 7 ст. 6 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме» представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям Федерального закона, настоящего Закона. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов. По результатам проверки выносится соответствующее решение. Указанное решение должно быть направлено в соответствующую комиссию референдума не позднее истечения срока проверки.

Из содержания приведенных норм следует, что в рамках действующего правового регулирования процесс реализации инициативы проведения местного референдума определен двухэтапным: принятие представительным органом муниципального образования решения о соответствии выдвигаемого на референдум вопроса закону; принятие соответствующей комиссией референдума решения о регистрации инициативной группы либо отказе в таковой.

Согласно п. 11 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме», в случае если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 3 настоящего Закона, комиссия местного референдума в пятидневный срок с момента вынесения соответствующего решения указанным органом отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

В ходе разбирательства судом не установлено нарушений, дающих основания для признания оспариваемого решения Думы ЗАТО Северск от 26.04.2018 № ** незаконным.

Так, оно принято органом в пределах предоставленных полномочий (ст. 11, ч. 6 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 7 ст. 6 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме»); рассмотрено в порядке и в рамках 20-дневного срока, установленного ч. 7 ст. 6 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме», поскольку в Думу ЗАТО Северск ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума поступило 23.04.2018, оспариваемое решение Думой ЗАТО Северск на заседании принято 26.04.2018; опубликовано в 7-м (27) выпуске «Официальных ведомостей Думы ЗАТО Северск» (04.05.2018) (стр. 160-163, т. 1 л.д. 106-188).

Исследованными доказательствами установлено соблюдение процедуры подготовки, обсуждения и принятия указанного постановления, а равно обсуждения вопросов, предложенных инициативной группы на референдум.

Из пояснений представителя Думы ЗАТО Северск и Мэра ЗАТО Северск -Председателя Думы Шамина Г.А. - Яценко А.А. следует, что вопросы, содержащиеся в ходатайстве о проведении референдума, первоначально были проанализированы в правовом отделе аппарата Думы на предмет соответствия закону, после чего был подготовлен проект решения Думы ЗАТО Северск, который стал предметом обсуждения на заседании фракции партии «Единая Россия» в Думе ЗАТО Северск, состоявшимся 26.04.2018. Депутаты указанной фракции в количестве 15 человек единогласно приняли решение поддержать включение проекта решения Думы «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме» в повестку дня очередной тридцать седьмой сессии Думы ЗАТО Северск 26.04.2018, а также голосовать консолидировано за поддержку указанного проекта решения Думы.

Из протокола и аудиозаписи, воспроизведенной в судебном заседании, очередной тридцать седьмой сессии Думы ЗАТО Северск от 26.04.2018 следует, что Мэр ЗАТО Северск – Председатель Думы Шамин Г.А. в начале заседания Думы проинформировал, что в соответствии с ч. 3 ст. 22 Регламента Думы ЗАТО Северск он использует исключительное право Мэра ЗАТО Северск (без голосования) включить в повестку дня сессии дополнительный вопрос по обращению в Думу ЗАТО Северск Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск «О проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме», предложив рассмотреть данный вопрос после вопроса № 10. Повестка дня в целом с учетом внесенных изменений принята присутствующими депутатами единогласно («за» - 23 голоса).

Также из указанного протокола и аудиозаписи следует, что с докладами по указанному вопросу выступили: председатель Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск Иглаков И.А., Мэр ЗАТО Северск – Председатель Думы Шамин Г.А., начальник отдела правовой и кадровой работы аппарата Думы ЗАТО Северск ТитоваГ.С. В ходе обсуждения проекта решения выступали и задавали вопросы докладчикам депутаты Думы ЗАТО Северск. По результатам голосования депутатами Думы ЗАТО Северск принято указанное решение («за» - 17 голосов, «против» - 4 голоса, «воздержались» - 1 голос).

Указанный порядок соответствует Регламенту Думы ЗАТО Северск, утвержденному решением Думы ЗАТО Северск от 24.12.2015 № 8/20 (далее – Регламент Думы).

Так, согласно ст. 3 Регламента Думы деятельность Думы осуществляется путем проведения сессий Думы, заседаний Совета Думы, работы депутатов как непосредственно с избирателями, так и в комитетах, комиссиях Думы, фракциях в Думе. Основной формой организации работы Думы является сессия Думы.

Мэр ЗАТО Северск входит в состав Думы и является ее Председателем, осуществляя свои полномочия на постоянной основе (ст. 4 Регламента Думы).

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутатов по вопросам, рассматриваемым Думой, депутатами в Думе могут быть образованы депутатские объединения – фракции (ст. 8 Регламента Думы).

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Регламента Думы проекты решений Думы вносятся на рассмотрение сессии Думы, если по ним имеются решения комитета, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13, 17 и частью 2, 3 статьи 22 настоящего Регламента.

При этом частями 3, 4 статьи 22 Регламента Думы предусмотрено исключительное право Мэра ЗАТО Северск включения дополнительного вопроса в повестку дня сессии без голосования Думы, который может быть включен только при наличии текста соответствующего проекта решения.

Таким образом, исключением из общего порядка внесения проектов решений Думы, установленного ст. 20 Регламента Думы, является порядок, предусмотренный частями 3, 4 статьи 22 Регламента Думы.

Согласно ст. 26 Устава городского округа ЗАТО Северск в состав Думы входят 26 депутатов. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует более 50 процентов от избранного состава Думы.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Регламента Думы решения Думы по вопросам, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории ЗАТО Северск, а также решения Думы по иным вопросам, отнесенным к компетенции Думы федеральными законами и законами Томской области, Уставом ЗАТО Северск, принимаются большинством голосов от установленного состава Думы.

Указанное заседание Думы ЗАТО Северск являлось правомочным, поскольку в нем принимало участие 23 депутата из 26.

Оспариваемое решение принято в соответствии с ч. 3 ст. 28 Регламенты Думы так как за него проголосовало большинство депутатов (17).

Следовательно, действия Мэра ЗАТО Северск - Председателя Думы ШаминаГ.А. по внесению в повестку дня заседания Думы ЗАТО Северск 26.04.2018 вопроса о принятии решения по проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, как и оспариваемое решение Думы ЗАТО Северск, принятое на заседании 26.04.2018, соответствуют Уставу городского округа ЗАТО Северск и Регламенту Думы.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Думой ЗАТО Северск проверка предложенных на местный референдум вопросов проведена в соответствии с требованиями п. 6 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 7 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

В указанной связи несостоятелен довод уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума о том, что обсуждение вопросов референдума на предмет их соответствия закону проведено формально, без проведения депутатами проверки, а депутаты не проводили проверку соответствия законодательству вопросов.

К тому же, из материалов дела видно, что на обсуждение вынесен проект решения, в котором отражены все вопросы референдума со ссылкой на норму федерального законодательства и законодательства субъекта, которым они не соответствуют. Из аудиозаписи заседания, протокола заседания Думы в части рассматриваемого вопроса следует, что докладчиком депутатам разъяснена процедура его рассмотрения, пояснения даны по каждому из вопросов со ссылкой на необходимую нормативно-правовую базу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом судом не установлено превышения указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества.

При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что решение Думой принято в экстренном порядке, является несостоятельным, а основания для признания бездействия Думы ЗАТО Северск по проверке соответствия вопросов, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям федерального законодательства и Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ, незаконным; признания действий Мэра ЗАТО Северск - Председателя Думы Шамина Г.А. о внесении в повестку дня заседания Думы ЗАТО Северск 26.04.2018 вопроса о принятии решения по проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, без проведения Думой соответствующей проверки вопросов, незаконными; признания незаконными пунктов 1-10 решения Думы ЗАТО Северск от 26.04.2018 № **, отсутствуют.

Помимо прочего Думой ЗАТО Северск принято правильное по существу решение.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Требования к вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум, закреплены в пунктах 5-8 статьи 12 названного Федерального Закона и частях 2-4 статьи 3 Закона Томской области «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Так, в силу приведенных норм вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации; вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было дать только один однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На местный референдум не может быть вынесен вопрос о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Формулировка вопроса референдума должна позволять воспринять его как единое целое, с тем, чтобы граждане не были вынуждены голосовать одновременно за несколько связанных между собой вопросов, соединенных в одном предложении; один и тот же вопрос не должен относиться к разным уровням законодательства, обусловленным его иерархией и федеративным устройством Российской Федерации; не должно иметь место сочетание составленного в общих выражениях предложения и вопроса принципиального характера; вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы правовые последствия принятого на референдуме решения были определенными по своему содержанию и по возлагаемым на соответствующие органы государственной власти полномочиям (постановление Конституционного Суда РФ № 3-П от 21.03.2007 «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального Конституционного Закона «О Референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа»).

Принятое на референдуме решение должно иметь общеобязательный характер, действовать в отношении неопределенного круга лиц, а по его итогам должны наступить правовые последствия, предусмотренные ст. 73 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункт 1 которого устанавливает императивность решения референдума, обязательность его исполнения, непосредственное, прямое действие и отсутствие требований о дополнительном утверждении.

Таким образом, определенность правовых последствий решений референдума напрямую связана с их исполнимостью, а проверка соответствия вопроса закону на стадии реализации инициативы проведения референдума – необходимый элемент механизма защиты прав граждан Российской Федерации на участие в референдуме. Целью таковой является выявление действительного смысла инициативы путем моделирования возможного истолкования вопроса и правовых последствий ответа на него.

В силу конкретизирующих статью 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации части 1 статьи 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непосредственное решение населением вопросов местного значения возможно на местном референдуме. При этом, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 декабря 2014 года N 2744-О, нормативное содержание данных законоположений не предполагает, что на местный референдум могут быть вынесены любые вопросы местного значения, поскольку согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы местного референдума во всяком случае не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 1490-О).

Согласно п. 33, 42 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.

Вместе с тем, исходя из требований действующего законодательства, Дума ЗАТО Северск обоснованно признала вопросы, предложенные для вынесения на местный референдум, не соответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Так, первый вопрос «Вы за обязательное участие представителей общественных организаций в ЗАТО Северск, осуществляющих деятельность по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в проверке сведений, представляемых гражданами, претендующим на замещение муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, на их соответствие квалификационным требованиям?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 3, 5, 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (части 2, 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами, являются одной из основных мер по профилактике коррупции.

Вместе с тем согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Таким образом, принимаемые в этой сфере правовые акты должны соответствовать федеральному закону.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

С учетом изложенного указанный вопрос местного референдума противоречит законодательству Российской Федерации.

Регулирование отношений, связанных с установлением порядка проверки сведений граждан, претендующих на замещение муниципальной должности и на поступление на муниципальную службу, осуществляется федеральным законодательством и не является вопросом местного значения, в связи с чем вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, не соответствует также требованиям пункта 3 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, указанный вопрос не соответствует требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ как допускающий неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку исходя из его формулировки невозможно определить правовые последствия участия, объем полномочий, компетенцию, перечень и статус представителей отдельных общественных организаций, в связи с чем у каждого гражданина может возникнуть различное представление об объеме прав и обязанностей представителей отдельных организаций при реализации предоставляемых им полномочий.

Вопрос второй «Вы за обязательное участие представителей общественных организаций в ЗАТО Северск, осуществляющих деятельность по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в рассмотрении в органах местного самоуправления ЗАТО Северск вступивших в законную силу судебных актов о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления ЗАТО Северск и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 6 и 7) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 4 статьи 3 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Так, пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ определены меры по профилактике коррупции, среди которых предусмотрено рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Таким образом, законодателем определены субъекты, участвующие в осуществлении данного мероприятия по профилактике коррупции, в числе которых представители общественных организаций не указаны. Соответственно, вопрос, вынесенный на местный референдум, не соответствует требованиям пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, указанный вопрос не соответствует требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона Томской области № 29-ОЗ, так как допускает неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку исходя из его формулировки невозможно определить правовые последствия участия, объем полномочий, компетенцию, перечень и статус представителей общественных организаций. В связи с этим у каждого гражданина может возникнуть различное представление об объеме прав и обязанностей представителей отдельных организаций в реализации предоставляемых им полномочий.

Вопрос третий «Вы за установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности лица, замещающего должность муниципальной службы, представление им заведомо недостоверных или неполных сведений о своих, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей расходах?» признан Думой не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 3, 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статьи 3 (части 2, 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Таким образом, федеральный законодатель урегулировал вопрос ответственности лиц, замещающих должность муниципальной службы, в связи с чем вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, не соответствует требованиям пунктов 3, 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ как противоречащий законодательству Российской Федерации и не являющийся вопросом местного значения.

Кроме того, указанный вопрос не соответствует требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ в связи с тем, что допускает неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку принятое на местном референдуме решение по предлагаемому вопросу не является безусловным основанием к изменению существующих правовых норм федерального законодательства.

Четвертый вопрос «Вы за установление для органов местного самоуправления ЗАТО Северск правила, в соответствии с которым при назначении муниципального служащего на вышестоящую должность, муниципальные периодические печатные издания в ЗАТО Северск должны опубликовывать сведения, указывающие о длительном, безупречном и эффективном исполнении муниципальным служащим своих должностных обязанностей на предыдущей должности?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 3, 5, 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, статьи 3 (части 2 и 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ.

Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ одной из мер по профилактике коррупции определено внедрение в практику кадровой работы органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, назначением лица на должность муниципальной службы, порядком использования и организации проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу являются предметом регулирования Федерального закона.

Согласно статье 29 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» информация, необходимая работодателю в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего, является персональными данными служащего. Указанные данные подлежат обработке в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных с особенностями, предусмотренными главой 14 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

Таким образом, вышеизложенный вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, не соответствует требованиям пунктов 5 и 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

Также вопрос, связанный с обработкой персональных данных не является вопросом местного значения, в связи с чем он не соответствует требованиям пункта 3 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 3 Закона № 29-ОЗ и не может быть вынесен на местный референдум.

Кроме того, указанный вопрос противоречит требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ, допуская неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку из формулировки вопроса невозможно определить цели опубликования, перечень публикуемых сведений и последствия их опубликования.

Вопрос пятый «Вы за ежегодный публичный отчет перед избирателям депутатов Думы ЗАТО Северск о проделанной работе, с заблаговременным оповещением избирателей в муниципальных средствах массовой информации в ЗАТО Северск в целях развития института общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 3, 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (части 2 и 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, постановка указанного вопроса для вынесения на местный референдум, включает в себя вопрос, не отнесенный к вопросам местного значения, перечень которых для городского округа определен в ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Кроме того, указанный вопрос противоречит требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ, поскольку не исключает возможности его множественного толкования и неопределенности правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку из формулировки вопроса невозможно однозначно установить, о чем заблаговременно избиратели должны быть извещены в средствах массовой информации в ЗАТО Северск.

Таким образом, принятие любого решения по указанному вопросу (положительного либо отрицательного) не исключает неопределенность его правовых последствий. Такое решение являлось бы неисполнимым, поскольку не возлагало бы обязанностей, не предоставляло права.

Шестой вопрос «Вы за оказание всех видов поддержки органами местного самоуправления всем социально ориентированным некоммерческим организациям в ЗАТО Северск?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункт 7, подпункт «г» пункта 8) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (пункт 4 части 3, часть 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Согласно статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами отдельных видов деятельности. Формы оказания поддержки определены федеральным законом. Кроме того, муниципальные образования, наряду с установленными законом формами, вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

Вместе с тем предлагаемый вопрос допускает неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку невозможно определить перечень видов поддержки таких организаций, в связи с чем у каждого гражданина может возникнуть различное представление о ее объеме и, как следствие, объеме необходимых для этого средств местного бюджета. Таким образом, вопрос противоречит требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ.

Кроме того, законом установлено, что на местный референдум не может быть вынесен вопрос об исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования. Ввиду того, что оказание муниципальными образованиями поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться только за счет ассигнований местных бюджетов, вопрос не соответствует требованиям подпункта «г» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пункта 4 части 3 статьи 3 Закона № 29-ОЗ

Вопрос седьмой «Вы за первоочередное осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у местных социально ориентированных некоммерческих организаций в ЗАТО Северск?» признан Думой не соответствующим требованиям статьи 12 (пункт 6, 7, подпункт «г» пункта 8) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (пункт 4 части 3, часть 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

В соответствии со статьями 31, 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку. Оказание поддержки некоммерческим организациям может осуществляться в различных формах, в том числе в форме осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено равноправное участие субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках. Из системного толкования положений статьи 27, части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что преимущества при осуществлении закупок, кроме прочих субъектов, предоставляются субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в целом, а не раздельно для каждой категории, при этом преимуществ «первоочередности» при осуществлении закупок социально ориентированным организациям не предоставлено.

Таким образом, указанный вопрос не соответствует требованиям пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ как противоречащий законодательству Российской Федерации.

Кроме того, вопрос противоречит требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ, так как используемое в выносимом на референдум вопросе слово «первоочередное» допускает неопределенность правовых последствий принятия вопроса, поскольку предусматривает преимущественное положение обозначенных организаций по сравнению с кругом иных неопределенных субъектов.

Восьмой вопрос «Вы за первоочередное оказание всех видов поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в ЗАТО Северск, осуществляющим юридическую помощь на безвозмездной или на льготной основе, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, формированию в обществе нетерпимости в коррупционному поведению?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункт 6, 7, подпункт «г» пункта 8) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (пункт 4 части 3, часть 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Так, формы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям определены Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Кроме того, установлено, что муниципальные образования вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах, чем предусмотрено законом за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов. Предлагаемый вопрос допускает неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку из его формулировки невозможно определить перечень предлагаемых к оказанию видов поддержки. В связи с этим у каждого гражданина может возникнуть различное представление об объеме оказываемой поддержки и, соответственно, объеме необходимых для этого средств местного бюджета. Более того, используемое в выносимом на референдум вопросе слово «первоочередное» предусматривает преимущественное положение указанных в вопросе организаций по сравнению с неопределенным кругом иных необозначенных субъектов.

Также вопрос об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям противоречит требованиям подпункта «г» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пункта 4 части 3 статьи 3 Закона № 29-ОЗ, определившего, что на местный референдум не может быть вынесен вопрос об исполнении, изменении финансовых обязательств муниципального образования.

Вопрос девятый «Вы за оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в ЗАТО Северск, осуществляющих юридическую помощь на безвозмездной или на льготной основе, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению путем предоставления им еженедельно бесплатных объемов эфирного времени, печатной площади в муниципальных средствах массовой информации в ЗАТО Северск, в размере не менее пяти процентов еженедельного объема эфирного времени, печатной площади соответствующего средства массовой информации?» признан Думой не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 6, 7, подпункт «г» пункта 8) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (пункт 4 части 3, часть 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определено право органов местного самоуправления оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 3 ст. 31.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе:

1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

Согласно частям 7, 8 статьи 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Таким образом, на местный референдум может быть вынесен только вопрос местного значения в пределах, установленных федеральным законодательством полномочий органа местного самоуправления, в противном случае предложенный вопрос не будет носить обязательных правовых последствий его принятия и исполнения.

Предложенный вопрос не отвечает данным требованиям, в связи с чем Думой ЗАТО Северск он признан не отвечающим установленным законом требованиям.

Вопрос десятый «Вы за разработку и реализацию муниципальной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в ЗАТО Северск с участием представителей социально ориентированных некоммерческих организаций в ЗАТО Северск?» признан Думой ЗАТО Северск не соответствующим требованиям статьи 12 (пункты 6, 7, подпункт «г» пункта 8) Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьи 3 (пункт 4 части 3, часть 4) Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».

Согласно статье 31.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно федеральному законодательству порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. На территории ЗАТО Северск в целях формирования муниципальных программ и обеспечения их реализации принят соответствующий порядок, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО Северск от 02.07.2014 № 1614. Таким образом, законодательством урегулирован порядок разработки и реализации муниципальных программ и определены участники, осуществляющие указанные полномочия, в связи с чем вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, не соответствует требованиям пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому вопрос референдума не должен противоречить законодательству Российской Федерации.

Согласно закону, реализация разработанных муниципальных программ осуществляется за счет средств местного бюджета, в связи с чем вопрос о разработке и реализации муниципальной программы противоречит требованиям подпункта «г» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, пункту 4 части 3 статьи 3 Закона № 29-ОЗ, определивших, что на местный референдум не может быть вынесен вопрос об исполнении, изменении финансовых обязательств муниципального образования.

Кроме того, предлагаемый вопрос противоречит требованиям пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, части 4 статьи 3 Закона № 29-ОЗ, допуская неопределенность правовых последствий его принятия, поскольку из формулировки вопроса невозможно определить порядок участия представителей общественных организаций в разработке и реализации программы, а также объем предоставляемых им полномочий. В связи с этим невозможно выявить волю участников местного референдума, поскольку у каждого гражданина может возникнуть различное представление об объеме прав и обязанностей представителей некоммерческих организаций.

Учитывая изложенное, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения Думы.

Кроме того, предлагаемые для вынесения на референдум вопросы противоречат действующему законодательству.

Таким образом, оспариваемое решение от 26.04.2018 № ** принято Думой ЗАТО Северск в пределах ее компетенции в соответствии с требования федерального и областного законодательства, им не противоречит, а доводы заявителя о нарушении указанным решением конституционных прав и свобод граждан, проживающих на территории ЗАТО Северск, на участие в референдуме, подтверждения в суде не нашли. В связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований в указанной части.

Поскольку Думой ЗАТО Северск выдвигаемые на местный референдум вопросы признаны не соответствующими закону, Территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск в соответствии с императивными требованиями п. 11 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 11 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме» 28.04.2018 приняла решение № ** об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Процедура принятия названного решения судом проверена, нарушена не была.

Таким образом, оснований для возложения обязанности на Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск принять решение зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий П.Е. Затеев