Дело № 2а-798/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2022 года г. Пенза
Первомайский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Л.А.,
при секретаре Яковлевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-798/2022 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы к Фоменко Елене Викторовне о взыскании налогового штрафа,
установил:
инспекция ФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к Фоменко Е.В., указывая, что в соответствии с п. 1ст. 90 НК РФ физическое лицо Фоменко Е.В. была вызвана в налоговую инспекцию в качестве свидетеля для дачи показаний по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля. В соответствии с повесткой № 3362 от 23.01.2017 Абрамовой Н.С. надлежало прибыть 10.02.2017 в ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы по адресу: г. Пенза, ул. Куйбышева, 13, каб. 205 для допроса в качестве свидетеля. Указанная повестка была направлена по адресу регистрации Абрамовой Н.С.: г. Пенза, ул. Бийская, 17-1. Повестка № 3362 от 23.01.2017 отправлена 27.01.2017 заказным письмом Почтой России. Административный ответчик в назначенный срок на допрос не явилась, уважительных причин неявки не представила. В связи с неявкой Фоменко Е.В. на основании ст. 101.4 НК РФ составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях №10068 от 15.03.2018, который был направлен в адрес налогоплательщика. Решением о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ № 7634 от 08.05.2018 Фоменко Е.В. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст.128 НК РФ в виде штрафа 1000 руб. Во исполнение ст. 70 НК РФ в адрес Фоменко Е.В. направлено требование от 24.05.2018 № 1565. Факт отправки требования подтверждается реестром заказной корреспонденции. Вышеназванная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства, 14.09.2021 мировым судьей судебного участка Первомайского района г. Пензы вынесен судебный приказ № 2а-1636/2020 о взыскании с должника задолженности, однако, определением от 20.09.2021 данный судебный приказ отменен по заявлению налогоплательщика. На основании вышеизложенного, просит суд взыскать с административного ответчика доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году: штраф в размере 1000 руб.
Представитель административного истца ИФНС РФ по Первомайскому району г. Пензы Калугина О.В., действующая на основании доверенности от 10.08.2021 года и диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание не явилась, ранее в судебных заседаниях заявленные исковые требования поддерживала, представила письменные пояснения по иску, на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала.
Административный ответчик Фоменко Е.В. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что с заявленными требованиями она не согласна, поскольку налоговым органом допущены грубые нарушения налогового законодательства, а именно: документы, используемые налоговым органом не были направлены ответчику в личный кабинет налогоплательщика, повестку за № 09-16/00899 от 30.01.2018 о вызове на допрос в качестве свидетеля не направили, доказательств направления повестки не представили, реестр почтовых отправлений не представлен, документ о вызове ответчика на рассмотрение акта, сам акт, документ на подписание акта и вынесение решения, требование об уплате штрафа в адрес ответчика не направлялись, доказательств направления данных документов суду не представлено. По судебному приказу от 14.09.2021 с ответчика взыскана задолженность по налогам и пени за 2017,2018,2019гг. Требование о взыскании штрафа за неявку на допрос в качестве свидетеля в судебном приказе от 14.09.2021 отсутствует. Считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данными требованиями и просит суд применить к заявленным исковым требованиям срок исковой давности. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей согласно п. 5 ст. 23 НК Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 12 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
На основании статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 128 Налогового кодекса Российской Федерации неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.
Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных из специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.
При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.
В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Фоменко Е.В. вызывалась повесткой на 13.02.2018 в ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы к госналогинспектору Макаровой А.Г. для допроса в качестве свидетеля для дачи показаний по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля. Повестка направлялась через оператора почтовой связи ООО «Курьерская служба «Деловая почта», однако, доказательств направления, вручения повестки (реестр почтовой корреспонденции) истцом суду не представлено. 15.03.2018 Инспекцией ФНС России по Первомайскому району г. Пензы составлен акт № 10068 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушений. Документы, свидетельствующие о вызове Фоменко Е.В. на рассмотрение акта, о направлении акта истцом не представлены. Тем не менее, истец приступил к рассмотрению материалов налоговой проверки, по результатам которого 08.05.2018 налоговым органом в отсутствии лица, привлекаемого за совершение налогового правонарушения, принято решение заместителя начальника ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы № 7634 о привлечении Фоменко Е.В. к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 128 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1000 рублей. 24.05.2018 Фоменко Е.В. направлено требование № 1565 об уплате штрафа в срок до 14.06.2018. Факт направления требования подтверждается реестром заказных отправлений от 24.05.2018. 09.09.2021 ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Первомайского района г. Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Фоменко Е.В. штрафа в размере 1000 рублей. Судебный приказ по заявлению Фоменко Е.В. отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 от 20.09.2021. С настоящим административным иском ИФНС по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд 22.03.2022.
Приведенные обстоятельства, подтвержденные совокупностью исследованных судом доказательств, позволяют прийти к выводу о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры привлечения Фоменко Е.В. к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: необеспечение налоговым органом заявителю возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представлять объяснения. Ибо оспариваемое решение принято налоговым органом при отсутствии доказательств надлежащего уведомления Фоменко Е.В. о времени и месте рассмотрения акта, в ее отсутствие, тогда как пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет руководителю (заместителю руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, только в случае надлежащего извещения этого лица о времени и месте рассмотрения акта.
Подобные обстоятельства прямо признаются законом нарушением существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, в связи с чем, суд полагает заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку нарушена процедура привлечения к налоговой ответственности.
Судом не принимается ссылка представителя административного истца на положения абзаца 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Так, пунктом 1 статьи 10 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса. В частности, процедура производства по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях установлена статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (глава 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет правило, в соответствии с которым акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя либо в их отсутствии при наличии сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения акта.
Названная норма является специальной по отношению к общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего именно пункт 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению в рассматриваемом споре.
Принимая 08.05.2018 года решение о привлечении Фоменко Е.В. к налоговой ответственности, ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы не располагала сведениями о надлежащем извещении административного ответчика в налоговый орган, доказательств направления надлежащего извещения суду представлено не было.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Что касается доводов административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности для обращения в суд, суд находит несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае административным истцом (налоговым органом) совокупный срок принудительного взыскания неуплаченного штрафа соблюден в полной мере.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании штрафа в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Судом установлено, что определением мирового судьи от 20 сентября 2021 года судебный приказ от 14 сентября 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями, следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является 20 сентября 2021 года, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 18 марта 2022 года, то есть в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы к Фоменко Елене Викторовне о взыскании налогового штрафа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Первомайский районный суд города Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.06.2022 года.
Судья Л.А. Тарасова