ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-799/2021 от 07.07.2021 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-799/2021

39RS0011-01-2021-000960-09

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 июля 2021 г. г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Безруких Е.С.,

при секретаре судебного заседания Исаевой Г.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, в обоснование указав, что ему принадлежат земельный участок с КН расположенный в <адрес>. Он обратился в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. В ответ администрация вынесла уведомление о недопустимости размещения индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. С данным уведомлением он не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права.

В уведомлении администрацией указано, что земельный участок находится в территориальной зоне 7СХЗ 0120 - зоне, предназначенной для ведения хозяйства, садоводства согласно Правилам землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 г. № 20. Строительство объектов ИЖС в данной зоне не предусмотрено. Однако, администрация ошибочно посчитала, что возможность строительства на земельном участке определяется в соответствии с территориальной зоной, установленной в ПЗЗ, а не с фактическим видом разрешенного использования земельного участка. По сути администрацией не верно истолкованы положения ст. 51.1 ГрК РФ, предусматривающей проверки допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Земельный участок с КН имеет вид разрешенного использования: «Малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов)» - код 2.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - «Классификатор»), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №540 от 01.09.2014 г. В актуальной редакции классификатора от 30.09.2015 г. данный вид разрешенного использования приравнен в виду разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Считает, что целевое назначение принадлежащего ему земельного участка допускает строительство и размещение на нем жилого дома. Более того, согласно генерального плана МО «Зеленоградский городской округ» его земельный участок находится в жилой зоне.

Просил признать незаконным Уведомление администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 20.02. 2021 г. №19 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с КН , расположенном по адресу: <адрес>, район <адрес>. Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» согласовать ФИО2 строительство жилого дома на земельном участке с КН 39:05:061131:361 и направить соответствующее уведомление в порядке пункта части 7 статьи 51.1 ГрК РФ.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

ФИО2 с 31.01.2017 г. является собственником земельного участка с КН , площадью 1088 кв.м, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, район <адрес>, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов)», что подтверждается выпиской из ЕГРН. (л.д. 93-95)

10.02.2021 г. ФИО2 обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с КН . (л.д. 117-132)

20.02.2021 г. администрация МО «Зеленоградский городской округ» уведомила ФИО2 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав, что недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, поскольку он расположен в территориальной зоне 7 СХЗ 012 – зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства, согласно Правилам землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение», утвержденным Решением поселкового Совета депутатов МО «Переславское сельское поселение» от 21.12.2010 года № 20. Строительство объектов индивидуального жилищного строительства в данной зоне не предусмотрено. (л.д. 115-116)

Не согласившись с данным уведомлением, ФИО2 обратился с рассматриваемым административным иском.

Согласно ч.1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ подразделяющего земли Российской Федерации на категории, и части 2 названной нормы, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

На основании п. 2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Правила землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» утверждены решением поселкового Совета депутатов 21.12.2010 г. № 20, с внесенными изменениями в 2012 году, по результатам публичных слушаний.

Согласно данным Правилам земельный участок с КН расположен в территориальной зоне 7 СХЗ 012 – зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. (л.д. 90-92)

Применительно к данной зоне Правилами землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение» вид разрешенного использования, позволяющий расположение объектов индивидуального или иного жилищного строительства, не предусмотрен.

Доводы представителя административного истца о том, что в соответствии с генеральным планом МО «Зеленоградский городской округ» земельный участок с КН расположен в жилой зоне, доказательствами не подтвержден. Кроме того, по смыслу ст. 85 ЗК РФ, градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается Правилами землепользования и застройки.

Более того, Правилами землепользования и застройки МО «Переславское сельское поселение», в зоне 7 СХЗ 012 предусмотрено расположение жилого дома с правом регистрации проживания в нем в условно-разрешенных видах разрешенного использования.

Однако, в силу ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ, то есть путем обсуждения на публичных слушаниях.

Как следует из материалов дела, по данному вопросу публичные слушания не проводились, с заявлением об их проведении ФИО2 не обращался.

Ссылку на то, что вид разрешенного использования земельного участка «малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов)» в актуальной редакции классификатора, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации №540 от 01.09.2014 г. (ред. от 30.09.2015 г) позволяет строительство на нем индивидуального жилого дома, суд полагает не состоятельной, поскольку понятия «дачный дом» и «индивидуальный жилой дом» тождественными не являются и в указанном истцом классификаторе, вопреки его мнению, не приравниваются. При этом в уведомлении о планируемом строительстве ФИО2 указал на строительство именно индивидуального жилого дома.

Более того, Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 20.04.2021) утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Приказы Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", на который ссылается истец, а также приказы от 30.09.2015 г. N 709, от 06.10.2017 г. N 547, от 04.02.2019 г. N 44 о внесении изменений в данный классификатор были признаны утратившими силу Приказом Минэкономразвития России от 12.02.2021 N 68.

Доводы о том, что при определении допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке орган местного самоуправления должен руководствоваться лишь видом разрешенного использования земельного участка и не учитывать территориальную зону, в которой он расположен, суд полагает не состоятельным, основанным на не правильном толковании закона.

В силу п.1 ч.7 ст. 51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Ограничения, связанные с допустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства в зависимости от территориальных зон предусмотрены в п.2 ч.1 ст. 40, ст. 85 ЗК РФ.

При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает, что уведомление администрации МО «Зеленоградский городской округ» о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ввиду недопустимости размещения в территориальной зоне 7 СХЗ 012 объекта индивидуального жилищного строительства является законным и обоснованным, а заявленные административным истцом требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 09 июля 2021 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2021 года.

Копия верна, подпись -

Председательствующий судья, - Безруких Е.С.