ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-799/2023 от 18.08.2023 Ефремовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2023 года г. Ефремов Тульская область

Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Хайировой С.И.,

при секретаре Юровой А.И.,

с участием истца помощника Ефремовского межрайонного прокурора Трачук О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ефремовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Ефремов о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению определенных действий,

установил:

административный истец Ефремовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение ФИО4 на бездействия администрации МО город Ефремов. В ходе проверки установлено, что у жилого дома по адресу: <адрес>, расположена дренажно-ливневая труба, балансовая принадлежность сетей дренажно-ливневой канализации, а также дренажно-ливневых колодцев у вышеуказанного жилого дома не определена, в результате чего система водоотведения на данном участке фактически не обслуживается. Дренажно-ливневая канализация и сооружения на ней, расположенные у жилого дома по адресу: <адрес>, предназначенная для отвода поверхностных вод, является бесхозной. Неудовлетворительное содержание сетей дренажно-ливневой канализации, а также дренажно-ливневых колодцев <адрес>, свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, что создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и нарушает права граждан, проживающих в указанном доме. 20.01.2023 главе администрации МО город Ефремов внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого, нарушения не устранены. Просит суд признать бездействие администрации МО город Ефремов незаконным, обязать администрацию МО город Ефремов принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципального имущества дренажно-ливневую трубу, расположенную в районе жилого дома по адресу: <адрес> срок до 31.12.2023.

Административный ответчик администрация муниципального образования город Ефремов в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо МУП «Дорожник» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Административный истец помощник Ефремовского межрайонного прокурора Трачук О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от подтопления, заболачивания.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом.

Из вышеуказанных положений закона следует, что основной обязанностью собственника является бремя содержания, принадлежащего ему имущества. В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержания его в должном состоянии.

В соответствии с подпунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

На основании пункта 1 части 2 статьи 50 ФЗ № 131-Ф3 в собственное- городских округов может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжен населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» сети водопровода, как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 ФЗ № 131-ФЗ канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.

Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80). Государственный стандарт Союза ССР. Канализация. Термины и определения».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-ФЗ № 416- ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 5 статьи 8 ФЗ № 416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

Таким образом, на администрации муниципального образования город Ефремов лежит обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязанность обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозно является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозных недвижимых вещей регламентирован приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 170 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозных недвижимых вещей».

Как установлено судом, Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО4, проживающего по адресу: <адрес> на бездействие администрации муниципального образования город Ефремов по факту ненадлежащего состояния ливневой канализации сети водоотведения.

Из сообщений администрации муниципального образования город Ефремов следует, что общегородская ливневая канализация очищена от древесной растительности и мусора, пропускная работоспособность восстановлена. Схема системы ливневой канализации, расположенной вблизи <адрес> отсутствует. На государственном кадастровом учете не стоит.

Проверкой установлено, что у жилого дома по адресу: <адрес>, расположена дренажно-ливневая труба, балансовая принадлежность сетей дренажно-ливневой канализации, а также дренажно-ливневых колодцев у вышеуказанного жилого дома не определена, в результате чего система водоотведения на данном участке фактически не обслуживается.

Дренажно-ливневая канализация и сооружения на ней, расположенные у жилого дома по адресу: <адрес>, предназначенная для отвода поверхностных вод, является бесхозной.

Актом проверки от 16.01.2023, составленного комиссией в составе представителей Ефремовской межрайонной прокуратуры, администрации муниципального образования город Ефремов, МУП «ВКХ» установлено, что у жилого дома по адресу: <адрес>, расположена дренажно-ливневая труба, в частично работоспособном состоянии, достаточном для отведения ливневых вод.

По данным основаниям Ефремовский межрайонным прокурором 20.01.2023 в адрес главы администрации муниципального образования город Ефремов внесено представление.

По сообщению администрации муниципального образования город Ефремов от 22.02.2023 система ливневой канализации по ул.Островского в районе дома №16 учтена в схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ефремов (Постановление № 431 от 01.04.2022 об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ефремов до 2039 года). Стоит на обслуживании МУП «Дорожник» и включена в контракт по содержанию дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Ефремов от 05.12.2022 (сроки с 01.01.2023 по 30.06.2023). Председателю комитета по жизнеобеспечению администрации муниципального образования город Ефремов ФИО5 указано о недопустимости нарушения законодательства в сфере муниципальной собственности. Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности работников администрации муниципального образования город Ефремов не усмотрено.

Постановлением главы администрации муниципального образования город Ефремов №633 от 21.04.2023 утверждена актуализированная схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ефремов до 2039 года. Постановление администрации муниципального образования город Ефремов от 01.04.2022 № 431 «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Ефремов до 2059 года» признано утратившим силу.

Между администрацией муниципального образования город Ефремов и МУП «Дорожник» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Ефремов.

При этом, работы по содержанию и обслуживанию систем ливневых канализаций в указанный муниципальный контракт не входят.

Из сообщения МУП «Дорожник» следует, что дренажно-ливневая канализация по адресу: <адрес> не находится в ведении МУП «Дорожник», договоров на ее обслуживание между администрацией муниципального образования город Ефремов и МУП «Дорожник» заключено не было.

В нарушении ст. 62 КАС РФ доказательств соблюдения требования нормативно-правовых актов, устанавливающие обязательный для исполнения органами местного самоуправления комплекс мер по содержанию сетей дренажно-ливневой канализации, принятию в муниципальную собственность, включению в реестр муниципального имущества дренажно-ливневой трубы, суду представлено не было.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования город Ефремов не приняты надлежащие меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в том числе неудовлетворительное содержание сетей дренажно-ливневой канализации и принятию в муниципальную собственность, включению в реестр муниципального имущества дренажно-ливневой трубы, расположенной в районе жилого дома по адресу: <адрес>, что создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и нарушает права неопределенного круга граждан, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

С учетом характера и объема необходимых работ, суд полагает разумным установить срок исполнения решения до 31.12.2023. Доказательств необходимости установления иного срока суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ефремов выразившееся в непринятии мер по содержанию сетей дренажно-ливневой канализации расположенной в районе жилого дома по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования город Ефремов в срок до 31 декабря 2023 года принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципального имущества дренажно-ливневую трубу, расположенную в районе жилого дома по адресу: <адрес> срок до 31.12.2023.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.08.2023.

Председательствующий подпись