ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-79/18 от 26.03.2018 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 26 марта 2018 года

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе единолично судьи Холодовой Л.Н.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-79/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности и пеней по налогам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС по <адрес> обратилось в суд с уточненным административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 г. в сумме 2805,00 рублей, пеней по земельному налогу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,96 рублей, пеней по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1659,17 рублей.

В обоснование своих требований указали, что мировым судьей судебного участка №<адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ а-346/2017 о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 25,01 руб., земельного налога за 2015 г. в размере 2805,00 руб. и пени в размере 1674,13 руб.

Определением Мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-346/2017 отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

В связи с нахождением в собственности ФИО1 земельного участка, находящегося по адресу: 671200, <адрес>, кадастровый , налоговым органом исчислен: земельный налог за 2015 г. в сумме 2805,00 руб.

Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которое содержит расчет налога с указанием налоговой базы и ставки налога. Указанное налоговое уведомление направлено в адрес ФИО1, о чем свидетельствует список почтовых отправлений Филиала ФКУ Налог-Сервис ФНС России в <адрес>.

В связи с не оплатой в установленный срок земельного налога за 2015 г., ФИО1 в порядке ст. 69 НК РФ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ с предложением в срок ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по земельному налогу за 2015 г. и пени в общей сумме 2819,96 руб.

Также в связи с несвоевременной оплатой земельного налога за 2013 г. и налога на имущество за 2013 г. ФИО1 направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ г. с предложением в срок ДД.ММ.ГГГГ уплатить недоимку по пени по земельному налогу, налогу на имущество в общей сумме 1684,18 руб.

Сумма задолженности, подлежащая взысканию с ФИО1 в размере 4504,14 руб. не погашена.

Просят взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2015 г. в сумме 2805,00 руб., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14,96 руб., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1659,17 руб.

Административный истец при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что земельный налог был рассчитан неверно, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , составляет 384 411,42 рубля, что подтверждается сведениями из публичной кадастровой карты. Также, согласно пп.8 п.5 ст. 391 НК РФ, ей, как пенсионеру, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка, в связи с чем, величина налога составляет 928,43 рубля.

Кроме того, возражала против взыскания пеней по земельному налогу в связи с истечением сроков исковой давности.

Исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу положений пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из абзаца 1 пункта 1 статьи 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является плательщиком земельного налога в связи с нахождением в ее собственности земельного участка, расположенного по адресу: 671200, <адрес>, с кадастровым номером .

Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которое содержит расчет налога с указанием налоговой базы и ставки налога. Сумма земельного налога, подлежащего оплате, составила 2805,00 рублей. Указанное налоговое уведомление направлено в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует список почтовых отправлений Филиала ФКУ Налог-Сервис ФНС России в <адрес> и <адрес>.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ФИО1 утверждала, что земельный налог был рассчитан неверно, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: 671200, <адрес>, с кадастровым номером , составляет 384 411,42 рубля, что подтверждается сведениями из публичной кадастровой карты. Расчет налогового органа из кадастровой стоимости 935 096,00 рублей является неверным.

Обсуждая доводы административного ответчика, суд приходит к выводу об их несостоятельности ввиду следующего.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Административным ответчиком в обоснование своих возражений суду были представлены сведения из публичной кадастровой карты, из которой следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , составляет 384 411,42 рубля.

Вместе с тем, судом установлено, что кадастровая стоимость за налоговый период 2015 года являлась иной, а именно, составляла 935 096,00 рублей, что подтверждается представленными суду доказательствами по делу.

В рамках установления кадастровой стоимости земельного участка на 2015 год был направлен запрос в Управление Росреестра по <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>», а также в налоговый орган для разъяснения величины налоговой базы. Согласно ответу Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, величина кадастровой стоимости спорного земельного участка составляла 338 795,47 рублей (дата утверждения ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения ДД.ММ.ГГГГ), 935 096,40 рублей (дата определения ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения ДД.ММ.ГГГГ), 384 411,42 рубля (дата определения ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения ДД.ММ.ГГГГ)

Таким образом, на момент начисления налога в 2015 году, кадастровая стоимость земельного участка составляла 935 096,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ была утверждена, а ДД.ММ.ГГГГ внесена в государственный реестр и не изменялась до ДД.ММ.ГГГГ, когда была утверждена новая кадастровая стоимость в размере 384 411,42 рубля. Данная стоимость была внесена в государственный реестр ДД.ММ.ГГГГ, определена ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные сведения были предоставлены налоговым органом.

Кроме того, согласно абз. 2 п.2 ст. 403 НК РФ, изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка на 2015 год составляла 935 096,40 рублей, налоговым органом правомерно был исчислен земельный налог за 2015 год в размере 2805,00 рублей (935 096,4 * 0,3%).

Административный ответчик, возражая против заявленных требований, поясняла, что согласно пп.8 п.5 ст. 391 НК РФ, ей, как пенсионеру, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка, в связи с чем, величина налога составляет 928,43 рубля.

С данными доводами суд согласиться не может. Согласно данному подпункту, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся категории пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Данный подпункт был введен ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №436-ФЗ.

Поскольку данный подпункт был введен в налоговый кодекс значительно позже налогового периода, за который взыскивается налог (2015 год), из этого можно сделать вывод, что указанной категории лиц на тот момент льготы, указанные в пункте 5 ст. 391 НК РФ по земельному налогу, не предоставлялись.

В связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности доводов административного ответчика относительно неприменения в отношении нее льгот.

Административный ответчик также указывает на пропуск срока исковой давности по взысканию пеней.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2013 год налогоплательщику начислена пеня и в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу в размере 1684,18 рублей. В данное требование входило и взыскание недоимки и пеней по налогу на имущество физических лиц.

Требование было направлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений .

Мировым судьей судебного участка №<адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ а-346/2017 о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 25,01 руб., земельного налога за 2015 г. в размере 2805,00 руб. и пени в размере 1674,13 руб.

Определением Мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-346/2017 отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

Суду представлен расчет пеней, начисленных на недоимку, из которого следует, что взыскивание пеней рассчитывается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимки 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годов.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по земельному налогу за 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы, а также задолженности по пеням, начисленным на указанные недоимки, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении в данной части заявленных требований.

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2015 год налогоплательщику начислена пеня и в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налоговым органом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу в размере 2805,00 рублей и пеней в размере 14,96 рублей.

Требование было направлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений .

Анализируя данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций с налогоплательщика ФИО1 налоговым органом соблюден.

Следовательно, с административного ответчика с зачислением в соответствующий бюджет должна быть взыскана сумма задолженности по земельному налогу в размере 2805,00 рублей, пени по земельному налогу в размере 14,96 рублей.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования о взыскании с административного ответчика ФИО1 в пользу МИФНС по <адрес> недоимки по земельному налогу за 2015 года и пени по нему, подлежащими удовлетворению.

В остальной части административного иска следует отказать.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере в размере 400,00 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности и пеней по налогам удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 2805,00 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 14,96 рублей.

Взыскать с административного ответчика ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину в размере 400,00 рублей.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Л.Н. Холодова