ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-79/19 от 28.08.2019 Тунгусско-чунского районного суда (Красноярский край)

УИД: 88RS0003-01-2019-000109-80

Дело № 2а-79/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2019 года Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края Белявской Т.В.,

при секретаре судебного заседания Боржевец Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края административное дело № 2а-79/2019 по административному исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

01.08.2019 г. прокурор Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - Управление образования администрации ЭМР), Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее – МКОУ ВСШ ЭМР) о признании бездействия Управления образования администрации ЭМР и МКОУ ВСШ ЭМР, выразившегося в непринятии мер по организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями лицензионного законодательства.

В обоснование административных требований прокурор района указал следующее.

Прокуратурой Эвенкийского района с дислокацией в с. Ванавара проведена проверка соблюдения требований лицензионного законодательства МКОУ ВСШ ЭМР. Проведенной проверкой установлено, что учреждение расположено по адресу: Ванавара, ул. Увачана д. 26, в соответствии с Уставом осуществляет образовательную деятельность по реализации программ начального, основного, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ, имеет лицензию на осуществлении указанных образовательных программ.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Положения ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривают, что образовательная стельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется ПО видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельное являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - также лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальности направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности п дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 29.11.2018) «О лицензировании образовательной деятельности» устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность) и предусматривает, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), в том числе являются:

наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, питания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы определяют содержание образования. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» определяет перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, а именно: реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования; реализация основной общеобразовательной программы основного общего образования; реализация основной общеобразовательной программы среднего общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об

утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и по предмету физическая культура закрепляет требование к формированию первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное) и прочее.

В соответствии Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования. Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить, в том числе: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения и прочее.

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего

общего образования» также предусматривает получение знаний и навыков по

предмету физическая культура.

Вместе с тем, в нарушении вышеуказанных требований законодательства, уроки физической культуры проводятся в спорткомплексе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско- юношеская спортивная школа» Центра физической культуры и спорта» ЭМР, на основании заключенного между МКОУ ВСШ ЭМР и МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» ЭМР договора о безвозмездном пользовании помещений спорткомплекса для проведения уроков физической культуры по адресу с. Ванавара, ул. Спортивная д. 11.

Указанное учреждение имеет лицензию от 28.11.2018 № 9700-л на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых, и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по программе начального, основного, среднего общего образования по адресу проведения уроков физической культуры с. Ванавара ул. Спортивная д. 11.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

По указанным нарушениям прокуратурой района 24.06.2019 в адрес МКОУ ВСШ ЭМР внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения требований законодательства не устранены.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3.9 Устава МКОУ ВСШ ЭМР школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения.

В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно ч. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, песет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с положениями п. п. 1 и 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством России полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, а также в иных сферах. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества.

Согласно п. 1.8 Устава МКОУ ВСШ ЭМР учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя МКОУ ВСШ ЭМР осуществляет Управление образования администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Эвенкийского муниципального района и осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Собственник в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Несоблюдение и невыполнение руководителем МКОУ ВСШ ЭМР и Управления образования администрации ЭМР обязанности по обеспечению образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся, приводит к нарушению прав на образование, охрану и укрепление здоровья неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поэтому прокурор Эвенкийского района просил суд:

Признать бездействие Администрации Эвенкийского муниципального района в лице Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района, МКОУ «Ванаварская средняя школа» выразившегося в непринятии мер по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу с. Ванавара ул. Спортивная д. 11.

Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района в лице Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района профинансировать мероприятия по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу с. Ванавара ул. Спортивная д. 11.

Обязать МКОУ «Ванаварская средняя школа» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного образования, образовательной программе среднего общего образования по адресу с. Ванавара ул. Спортивная д. 11.

Обязать управление образования администрации Эвенкийского муниципального района и МКОУ «Ванаварская средняя школа» решения суда исполнить в течение шести месяцев с даты его вступления в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Белявская Т.В. поддержала заявленные административные исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - директор МКОУ ВСШ ЭМР Филипенко Т.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении от 20.08.2019 № 274 просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 31), также в направленной в суд информации от 20.08.2019 №275 сообщила, что МКОУ ВСШ ЭМР 02.07.2019 г. направлено заявление в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в Эвенкийском муниципальном районе на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях лицензирования нового адреса по осуществлению образовательной деятельности по предмету «физическая культура» по адресу с. Ванавара, ул. Спортивная, д 11. 27.06.2019 г. направлено заявление в МЧС России по Красноярскому краю о выдаче заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности по адресу с. Ванавара, ул. Спортивная, д.11. Также, 16.08.2019 г. в министерство образования Красноярского края направлено письмо для присвоения УИН для оплаты государственной пошлины за переоформление лицензии в связи с намерением осуществлять образовательную деятельность по адресу (адресам) места (мест) ее осуществления, не указанному (указанным) в приложении (приложениях) к лицензии на осуществление образовательной деятельности (л.д.30).

Представитель административного ответчика - Управления образования Администрации ЭМР в лице и.о. руководителя Управления образования Администрации ЭМР В.А. Карпова направил в суд письменное возражение на административное исковое заявление от 22.08.2019 № 795, в котором указал следующее.

Управление образования Администрации ЭМР, не согласно с выводами прокурора о том, что со стороны Управления было допущено бездействие, так как согласно и. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации переданы для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с и. 2 Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 № 244 (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности» заявителями на предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - индивидуальные предприниматели), осуществляющие образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Поэтому, как считает указанный административный ответчик, Управление образования не могло выступать заявителем, а ответственности за отсутствие лицензии действующим законодательством Российской Федерации для учредителей не предусмотрена. В связи с чем, и.о. руководителя управления образования администрации ЭМР, просил признать Управление ненадлежащим ответчиком (л.д.32).

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку стороны заблаговременно и надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте судебного заседания, направили в суд свои доводы относительно предмета спора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков при имеющейся явке и по имеющимся в материалах административного дела доказательствам.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Данный вывод суда основан на следующем.

В соответствии с ч. 2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 2, 18, 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни, что соответствует пункту 4 статьи 5 Федерального закона.

Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ, которые включают в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В силу требований п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Исходя из ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Эвенкийского района с дислокацией в с. Ванавара была проведена проверка соблюдения требований лицензионного законодательства МКОУ ВСШ ЭМР. В ходе данной проверки установлено, что учреждение расположено по адресу: Ванавара, ул. Увачана? д. 26, в соответствии с Уставом осуществляет образовательную деятельность по реализации программ начального, основного, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ, имеет лицензию на осуществлении указанных образовательных программ.

Однако, проверкой установлено, что уроки физической культуры проводятся в спорткомплексе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Центра физической культуры и спорта» ЭМР, на основании заключенного между МКОУ ВСШ ЭМР и МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» ЭМР договора о безвозмездном пользовании помещений спорткомплекса для проведения уроков физической культуры по адресу с. Ванавара, ул. Спортивная д. 11.

Указанное учреждение имеет лицензию от 28.11.2018 № 9700-л на осуществление образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых, и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по программе начального, основного, среднего общего образования по адресу проведения уроков физической культуры - с. Ванавара, ул. Спортивная, д. 11, что отражено в представлении об устранении нарушений федерального законодательства, направленном в адрес МКОУ «Ванаварская средняя школа» (л.д.13-15).

Из Устава МКОУ «Ванаварская средняя школа» следует, что предметом деятельности учреждения является реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования (п.3.1,3.3). Учредителем и собственником имущества Школы является муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район (п.1.8). В соответствии с п.1.8.1 Устава, функции и полномочия учредителя Школы осуществляет Управление образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Согласно п. 4.1 Устава Школы – имущество, переданное школе, находится в собственности Эвенкийского муниципального района (л.д.8-12).

Согласно копии лицензии № 9093-л, выданной Министерством образования Красноярского края 08 декабря 2016 г., муниципальному казенному образовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края дано право оказывать образовательные услуги на реализацию образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направления подготовки (для профессионального образования) по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении (ях), к настоящей лицензии. Местонахождение 648490, Красноярский край, Эвенкийский район, с. Ванавара, ул. Увачана, д.26 (л.д. 20-23).

Как подтверждено в судебном заседании, уроки физической культуры проводятся в спорткомплексе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско- юношеская спортивная школа» Центра физической культуры и спорта» ЭМР, на основании заключенного между МКОУ ВСШ ЭМР и МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» ЭМР № БТ-195, без даты, договора о безвозмездном пользовании помещений спорткомплекса для проведения уроков физической культуры по адресу с. Ванавара, ул. Спортивная д. 11, в количестве 36 часов в неделю с 01.09.2019 по 25.05.2020 г. в нежилых помещениях спортивного зала общей площадью 643 кв.м (л.д.23-24).

Отсутствие у МКОУ ВСШ ЭМР лицензии на осуществление образовательной деятельности по адресу с. Ванавара, ул. Спортивная д. 11 приводит к нарушению безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, поэтому, по мнению суда, административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности подлежит удовлетворению в полном объеме.

В связи с чем, суд признает бездействие Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11.

Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества - муниципальным образованием Эвенкийского муниципального района в лице Управления образования администрации ЭМР, суд пришел к выводу о возложении на Управление образования администрации ЭМР, как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения, обязанности по финансированию мероприятия по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11.

Суд обязывает Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного образования, образовательной программе среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11.

Принимая во внимание характер и объем мероприятий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11, социальную значимость проведения указанных мероприятий, исходя из принципа разумности и справедливости суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Прокурором Эвенкийского района заявлен иск неимущественного характера.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 336 НК РФ Управление образования Администрации ЭМР, как орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождено.

Следовательно, суд взыскивает государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход Эвенкийского муниципального района с ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать бездействие Управления образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившегося в непринятии мер по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11.

Обязать Управление образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края профинансировать мероприятия по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11 в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края получить лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе начального общего образования, образовательной программе основного образования, образовательной программе среднего общего образования по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, село Ванавара, улица Спортивная, дом 11 в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края в доход Эвенкийского муниципального района государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья Е.П. Кирпиченко

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 02.09.2019 г.