ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-79/20 от 15.05.2020 Черноярского районного суда (Астраханская область)

№ 2а-79/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2020 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Джумалиева Н.Ш.,

при секретаре Бруевой Н.Т.,

с участием представителя административного истца – помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Ломтевой Я.А.,

представителя административного ответчика – Администрации МО «Черноярский район» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Черноярский район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, в котором указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства Администрацией МО «Черноярский район» было установлено, что в нарушение требований Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Администрацией МО «Черноярский район» не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных на территории данного муниципального образования по следующим адресным ориентирам:

- <адрес>

- <адрес>

В связи с этим прокурор просил признать бездействие Администрации МО «Черноярский район» по непринятию мер к ликвидации несанкционированных свалок размещения незаконным и обязать ликвидировать указанные выше несанкционированные свалки отходов производства и потребления по указанным адресам.

В процессе рассмотрения дела к участию в нем было привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ломтева Я.А. поддержала заявленные требования по указанным основаниям, дополнительно пояснила, что до настоящего времени ответчик не принял мер к ликвидации несанкционированных свалок.

Представитель Администрации муниципального образования «Черноярский район» ФИО1 просил отклонить исковые требования прокурора. Не отрицал наличие несанкционированных свалок по указанным прокурором адресам. Вместе с тем считал, что указанные свалки должны быть ликвидированы лицами, их устроившими, а не Администрацией МО «Черноярский район».

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, ранее направила возражение, в котором указала, что по смыслу ГОСТ 30772-2001, п. 4.1.1 приложения № 1 к государственной программе «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» несанкционированные свалки должны ликвидироваться органами местного самоуправления. В связи с этим просила удовлетворить иск в отношении Администрации МО «Черноярский район».

Представитель Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО3 в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

С согласия представителей административных истца и ответчика дело рассмотрено в отсутствие неявишихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Ч. 1 ст. 9 Конституции РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ст. 1 Земельного кодекса РФ определены принципы земельного законодательства, важнейшими среди которых являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

В ст. 4 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также сказано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В ч. 1 и 2 ст. 51 названного федерального закона говорится о том, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Ч. 1 ст. 13 указанного федерального закона определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

П.п. 1.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

П. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст, предусматривает, что собственником отходов являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Ст. 8 Устава муниципального образования «Черноярский район», относит к компетенции МО «Черноярский район» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.

П. 4.1.1 Приложения № 1 к государственной программе «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» устанавливает одним из мероприятий, которые должны выполняться органами местного самоуправления Астраханской области очистку территорий муниципальных образований от несанкционированного складирования отходов.

Таким образом, перечисленные нормативно-правовые акты обязывают орган местного самоуправления - Администрацию МО «Черноярский район» принимать меры по ликвидации расположенных на ее территории несанкционированных свалок.

Как следует из представленных суду актов службы природопользования Астраханской области, писем указанного органа Астраханской межрайонной прокуратурой Астраханской области выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на территории муниципального образования «Черноярский район» по следующим адресным ориентирам:

<адрес>

<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации МО «Черноярский район» прокуратурой внесено представление об обязании устранить нарушение закона и ликвидировать свалки.

ДД.ММ.ГГГГ в своем ответе на указанное представление зам. главы района сообщил, что ликвидация свалок будут производится МБУ «Старт» в рамках доведенного муниципального задания. Срок ликвидации указанных свалок Администрацией МО «Черноярский район» определен на 2021 год.

Согласно пояснениям представителя истца и ответчика земельные участки, на которых расположенные указанные свалки, относятся к ведению МО «Черноярский район».

Заключением СПГУ подтверждается, что несанкционированное размещение отходов влечет за собой необратимую деградацию почвы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 217 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценивая указанные обстоятельства, учитывая незаконное бездействие ответчика, которое влечет за собой существенное нарушение прав граждан на охрану окружающей среды, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме, признав бездействие ответчика незаконным и обязав его устранить нарушение закона в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Черноярский район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворить.

Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Администрацию муниципального образования «Черноярский район» ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенных на территории данного муниципального образования по следующим адресным ориентирам:

- <адрес>

- <адрес>

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд Астраханской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.Ш. Джумалиев