Дело №.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года (,,,)
Нерехтский районный суд (,,,) в составе:
председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,
с участием: ответчика ФИО1, представителей заинтересованного лица от администрации МО ГП (,,,)ФИО5 и ФИО6,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по (,,,) к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по (,,,) (далее – налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц в общей сумме (данные изъяты) руб., в том числе: недоимку по налогу на имущество физических лиц - (данные изъяты) руб., пени – (данные изъяты) коп.
Заявленные требования обоснованы тем, что ФИО1 признан плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку ответчику в 2014, 2017 г.г. на праве собственности принадлежали по (данные изъяты) доли в двух объектах недвижимости, находящихся по адресам: (,,,) Налоговой инспекцией по указанным объектам начислен налог на имущество физических лиц: за 2014 год в сумме (данные изъяты) руб. по сроку уплаты не позднее 01.12.2016г. по налоговому уведомлению № от 26.11.2016г., за 2017 год в сумме (данные изъяты) руб. по сроку уплаты не позднее 03.12.2018г. по налоговому уведомлению № от 29.08.2018г. После частичной уплаты налогоплательщиком указанных сумм и произведенного по этой причине перерасчета задолженность по налогу составила (данные изъяты) руб. В связи с неуплатой налога в полном размере в установленный административным истцом срок, были начислены пени за период с 02.10.2016г. по 20.12.2016г. в сумме (данные изъяты) коп., и в адрес ответчика выставлены два требования от 20.12.2016г. № и от 13.12.2018г. №, в которых ФИО1 уведомлялся о наличии недоимки по налогу и начисленных пени. По настоящий момент задолженность не погашена. Обращение в порядке искового производства связано с тем, что судебный приказ № о взыскании задолженности по налогам и пени определением мирового судьи судебного участка № Нерехтского судебного района (,,,) от ДД.ММ.ГГГГ. был отменен на основании заявления должника.
В ходе рассмотрения административного дела к участию в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования (данные изъяты).
На основании ч.1 ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ налоговая инспекция снизила размер взыскиваемой недоимки до суммы (данные изъяты) руб.
Дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного административного истца (по ходатайству).
Будучи опрошенной в предыдущих судебных заседаниях представитель Межрайонная ИФНС России № по (,,,)ФИО3, действующая по доверенности, пояснила, что при расчете размера налога за 2017 год в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: (,,,), была применена налоговая ставка в размере 0,3, установленная решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21, поскольку от администрации МО ГП город Нерехта в налоговую инспекцию поступила информация о вступлении данного акта в законную силу и его применении при исчислении размера налога на имущество физических лиц на налоговый период 2017 года. Также представитель истца указала, что по информации правовой системы «Консультант +» спорное решение органа местного самоуправления было опубликовано в Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта №2 (133) 30 ноября 2016 года, который является официальным изданием муниципального образования, в связи с чем полагает, что решение от 30.11.2016г. №21 было опубликовано не менее чем за 1 месяц до начала очередного налогового периода, то есть до 01.01.2017 года. Сумма взыскиваемого долга в размере (данные изъяты) руб. является задолженностью по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и представляет собой разницу между начисленным налогом в размере (данные изъяты) руб. и уплаченной ДД.ММ.ГГГГ ответчиком суммой (данные изъяты)). Считает, что налоговая инспекция обратилась в суд с исковым заявлением в сроки, установленные законом, то есть в течении 6 месяцев после отмены судебного приказа, поэтому оснований для отказа во взыскании задолженности по налогам по этому основанию не имеется.
Административный ответчик ФИО4 иск не признал, сославшись на то, что при расчете налога на имущество физических лиц за 2017 год налоговой инспекцией использован нормативный акт, не подлежащий применению в отношении данного налогового периода, так как по состоянию на 01.01.2017 года решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21, устанавливающее размер процентной налоговой ставки 0,3 вместо ранее существовавшей 0,1, не вступило в законную силу. В газете «Нерехтская правда», которая доступна широкому кругу лиц, данный акт был опубликован 02.12.2016г. Указанная в Информационном сборнике муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта №2 (133) дата 30.11.2016 года, по мнению ответчика, является не датой официальной публикации данного документа, а датой проведения заседания Совета депутатов, которое началось 30 ноября 2016 года в 14 час. 00 мин. и закончилось после 18 час., очевидцем чего он был лично, так как в тот момент находился в здании, где работал представительный орган местного самоуправления городского поселения и базируется администрация МО ГП город Нерехта, и беседовал с главой ФИО10 по поводу своего трудоустройства на должность юриста. После принятия депутатами решения №21 оно в соответствии с п.4 ст.48 Устава городского поселения город Нерехта должно быть подписано главой поселения, что с точки зрения ФИО1 было невозможно сделать ДД.ММ.ГГГГ в виду окончания рабочего дня. По мнению административного ответчика, передача 2-х экземпляров указанного Информационного сборника в администрации городского поселения и муниципального района не является свидетельством его обнародования, так как этим не обеспечивается реальная возможность ознакомления с текстом документа, в связи с чем 30.11.2016г. не может приниматься как дата официального опубликования текста решения. Кроме этого, ФИО1 со ссылкой на ст.5 Налогового кодекса РФ, постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996г. №17-П, указал, что если считать датой опубликования решения №21 30 ноября 2016 года, то месячный срок заканчивается 31.12.2016г., который является выходным днем, в связи с чем последний день месячного срока переносится на первый рабочий день, которым являлся 09.01.2017 года, поэтому решение вступает в силу с 1 января 2018 года и не может применяться к налоговому периоду 2017 года.
Административный ответчик заявил о пропуске налоговой инспекцией срока обращения в суд, установленного п.2 ст.48 НК РФ.
Представители заинтересованного лица – администрации МО ГП город Нерехта ФИО5 и ФИО6, действующие по доверенностям, требования налоговой инспекции поддержали, указав, что административным истцом правомерно для исчисления налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении жилого помещения применена процентная налоговая ставка 0,3, так как решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21 по состоянию на 01.01.2017 года вступило в законную силу, указав, что данный документ первоначально был опубликован 30.11.2016 года в Информационном вестнике, о чем свидетельствует его поступление в указанную дату как в администрацию городского поселения так и в администрацию муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Также в указанную дату это решение было опубликовано на официальном сайте поселения и 02.12.2016 года - в газете «Нерехтская правда». Лицам, проживающим на территории обоих муниципальных образований, в случае их обращения работниками администраций поселения и муниципального района могла быть предоставлена возможность ознакомиться с данным изданием уже 30.11.2016 года. Порядок исчисления вступления акта в законную силу, приведенный административным ответчиком, противоречит действующему законодательству.
Суд, выслушав ответчика и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и представленные участниками доказательства, приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п.1 ст.45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Налог на имущество физических лиц в соответствии с разделом Х Налогового кодекса РФ отнесен к местным налогам и сборам.
Частью 1 ст.399 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из материалов дела видно, что ФИО1 являлся собственником следующего имущества:
1) (данные изъяты) доли жилого (,,,) кадастровым номером №, расположенного по адресу: (,,,) ( с 01.01.1993г. по настоящий момент),
2) (данные изъяты) доли помещения № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (,,,) (с 05.11.2014г. и по настоящий момент).
Таким образом, административный истец обоснованно признал ФИО1 налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и обязанным к уплате данного налога за 2014 и 2017 годы.
Налоговой инспекцией в исковом заявлении представлен расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год, согласно которому:
-размер налога по объекту с кадастровым номером № составляет: (данные изъяты) руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 доли в праве х 0,30 (налоговая ставка) х 12 месяцев),
-размер налога по объекту с кадастровым номером № составляет: (данные изъяты) руб. (кадастровая стоимость) х 1/2 доли в праве х 1,50 (налоговая ставка) х 12 месяцев).
Данный расчет соответствует положениям ст.408 НК РФ, которая предусматривает, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей и учитывает особенности, указанные в пунктах 8 и 9 данной статьи.
С позиции применения фактических показателей (кадастровая стоимость, налоговый период, размер доли) и правил математики данный расчет является верным и по этим основаниям не оспаривается ответчиком.
Налоговым уведомлением от 29.08.2018г. №ФИО1 был поставлен в известность, в том числе, и о размере налога на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме (данные изъяты) и о необходимости его уплаты в срок до 3 декабря 2018 года.
Требованием № административный ответчик был обязан к уплате налоговой недоимки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме (данные изъяты).
Данное требование было направлено в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика.
Из указанного следует, что ответчик был поставлен налоговым органом в известность о сумме начисленного налога и, в силу действующего законодательства, должен был произвести его оплату в установленные сроки.
Согласно представленных ФИО1 документов (чекам по операции Сбербанк онлайн) им ДД.ММ.ГГГГ в счет указанного налога произведена оплата в сумме (данные изъяты).
Данные платежи административный истец учел и произвел перерасчет суммы взыскиваемой недоимки, указав, что размер долга составляет (данные изъяты)).
Выражая несогласие с указанной суммой, ФИО1 ссылается на то, что налоговая инспекция неправомерно применила в отношении объекта с кадастровым номером № процентную налоговую ставку в виде 0,3, установленную решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21, которое по состоянию на 01.01.2017 года не вступило в законную силу.
Проверяя доводы административного ответчика в этой части, суд приходит к следующему.
Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 25.11.2015г. №440 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории городского поселения город Нерехта налог на имущество физических лиц, исчисленный исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Пунктом 2 решения Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21 в вышеуказанное решение от 25.11.2015г. №440 внесены изменения в размер налоговой ставки, которая для жилых помещений установлена в размере 0,3 %вместо ранее действовавшей 0,1 %.
Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определен Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), статьей 47 которого предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 2).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).
Пунктом 1 ст.5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с вышеуказанным и учитывая, что по налогу на имущество физических лиц согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, решение представительного органа городского поселения город Нерехта могло вступить в силу с 1 января 2017 года только в том случае, если оно официально опубликовано не менее чем за 1 месяц до начала очередного налогового периода, то есть до 1 января 2017 года.
В силу статей 8, 24, 26, 27 и 28 Устава муниципального образования городское поселение город Нерехта, принятого решением Совета депутатов от 06.12.2005г. №6, установление, изменение и отмена налога на имущество физических лиц, установление налоговых ставок по данному налогу относится к компетенции Совета депутатов городского поселения город Нерехта, который по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает нормативные правовые акты в форме решений.
Решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 25.01.2007г. №147 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) учреждено периодическое печатное издание «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» с количеством тиража в 30 экземпляров, определены ответственное лицо за подготовку и выпуск Сборника - секретарь Совета депутатов, и места распространения Сборника: администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, администрация городского поселения город Нерехта, Собрание депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, Совет депутатов городского поселения город Нерехта, Нерехтская межрайонная прокуратура, ОМВД России по району город Нерехта и Нерехтский район, библиотеки городского поселения город Нерехта (библиотека имени И.Г.Большакова (пл. 30-летия Победы, 5), «Межпоселенческая библиотека им. М.Я.Диева» (ул. Ленина, 28а).
В Уставе муниципального образования городского поселения город Нерехта указано, что официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в издании «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта», или в общественно-политической газете «Нерехтская правда», или в газете «Все для Вас - Нерехта» либо ином официально зарегистрированном и регулярно распространяемом на территории поселения периодическом печатном издании. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается решением Совета депутатов городского поселения (часть 12 статьи 27).
Других решений Совета депутатов, регулирующих порядок опубликования нормативных правовых актов на территории муниципального образования городское поселение город Нерехта, не принято.
Суду представлен «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» от 30.11.2016г. №2 (133), в котором имеется решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта №440 от 25.11.2015 года «Об установлении и введении в действие на территории городского поселения город Нерехта налога на имущество физических лиц». Указанная на титульном листе Информационного сборника дата свидетельствует об опубликовании сборника именно 30 ноября 2016 года.
Это подтверждается пояснениями представителей администрации МО ГП город Нерехта ФИО5 и ФИО6, приведенных выше, а также показаниями свидетелей ФИО9 ((данные изъяты)) и ФИО11 ((данные изъяты)).
Так, свидетель ФИО9 показала, что заседание, проведенное 30.11.2016 года, было внеочередным, началось в 14 час. 00 мин и закончилось примерно через 40 мин., поскольку на повестке был один вопрос – изменение налоговой ставки. На данном заседании кроме депутатов, где имелся необходимый кворум, присутствовал и глава администрации городского поселения ФИО10, который после оформления в письменном виде решения, имевшего небольшой объем, сразу подписал его. Так как другие документы, вошедшие в состав Информационного сборника №2 (133), были уже подготовлены заранее, то его окончательное формирование не потребовало много времени. В этот же день сборник поступил в сам Совет депутатов городского поселения город Нерехта, администрацию МО ГП город Нерехта, так как оба органа располагаются в одном здании, и нарочным – в администрацию МО муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район. В этот же день решение №21 от 30.11.2016г. было опубликовано на официальном сайте городского поселения, 02.12.2016г. - в газете «Нерехтская правда». Ознакомление с информационным сборником могло быть осуществлено и при обращении любого гражданина непосредственно в Совет депутатов.
Показания данного свидетеля подтверждаются протоколом заседания Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016 года, а занятие ФИО9 должности (данные изъяты) и постановлением Избирательной комиссии (данные изъяты). № «О регистрации депутатов совета депутатов городского поселения город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области»
Свидетель ФИО11 показал, что ДД.ММ.ГГГГ получил лично Информационный Сборник №2 (133) от 30.11.2016г.
Оснований не доверять показаниям вышеуказанных свидетелей не имеется, данные лица сообщили суду информацию, которая им стала известна в силу исполнения должностных обязанностей, при этом они предупреждались судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.307 Уголовного кодекса РФ.
Факт публикации решения №21 30.11.2016 года подтверждается также и ответом администрации Костромской области, из которого следует, что по данным регистра муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области решение Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 30.11.2016г. №21 официально опубликовано в издании «Информационный сборник муниципальных правовых актов городского поселения город Нерехта» 30 ноября 2016 года.
Таким образом, суду представлены доказательства опубликования решения №21 30 ноября 2016 года в Информационном сборнике.
Как разъяснено в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Поскольку по состоянию на 30.11.2016 года Информационный сборник с решением №21 был в наличии в Совете депутатов, а также в администрациях МО ГП город Нерехта и МО муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район, то в соответствии со ст.6 Положения о порядке ознакомления с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в муниципальном образовании городское поселение город Нерехта, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 19.10.2006г. №99, любой гражданин имел право ознакомиться с данным сборником при обращении в вышепоименованные органы местного самоуправления городского поселения.
С учетом указанного выше наличие Информационного сборника по состоянию на 30 ноября 2016 года в вышеуказанных трех местах распространения уже свидетельствовало о возможности граждан ознакомиться с содержанием решения №21.
Доводы административного ответчика о том, что официальным опубликованием следует считать дату, когда Информационный сборник был размещен в газете «Нерехтская правда» (02.12.2016г.) или поступил в библиотеки, так как только это давало гражданам реальную возможность ознакомиться с имеющимися в нем документами, суд отклоняет как не состоятельные и не основанные на вышеприведенных требованиях закона.
Действующее законодательство не содержит положений о признании официального опубликования состоявшимся тогда, когда периодические печатные издания, которыми являются Информационный сборник и газета «Нерехтская правда», доставлены во все места их распространения. Из вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что официальное опубликование, следует считать состоявшимся тогда, когда обеспечена возможность ознакомления граждан с нормативным правовым актом.
С учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, и учитывая действующее правовое регулирование, суд приходит к выводу, что официальное опубликование оспариваемого решения состоялось не менее чем за месяц до даты, определенной в этом решении в качестве даты вступления решения №21 в силу, что свидетельствует об отсутствии нарушений правил введения нормативного правового акта в действие.
В соответствии с нормой ст.6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями (п.1). Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п.2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (п.5). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п.6). В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п.7).
Из текста решения от 30.11.2016г. №21 следует, что оно вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования (п.2).
Учитывая нормы п.1 ст.6.1 НК РФ, принимая во внимание, что решение №21 было опубликовано 30.11.2016г., началом исчисления срока является 30.11.2016 года, а последним днем месячного срока - 30.12.2016 года, который являлся рабочим днем (пятница).
С учетом указанного, оснований считать, что решение №21 по состоянию на 01.01.2017 года не вступило в законную силу, не имеется.
При указанных обстоятельствах доводы административного ответчика, о том, что решение №21 от 30.11.2016 года не подлежит применению к налоговому периоду 2017 года, судом отклоняются.
Налоговой инспекцией расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта с кадастровым номером №, являющегося жилым домом, правомерно произведен с учетом размера налоговой ставки 0,3.
Таким образом, размер недоплаченного налога, подлежащего взысканию с административного ответчика, составляет (данные изъяты) руб.
Административным ответчиком заявлено о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с исковым заявлением.
Проверяя данное обстоятельство, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.289 КАС РФ).
Частью 5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (абзац 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей (абзац 4).
Согласно пункту 2 той же статьи НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
В силу пункта 3 этой же статьи НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3).
Из материалов административного дела №. (судебный участок № Нерехтский судебный район (,,,)) видно, что налоговая инспекция обращалась ДД.ММ.ГГГГ к мировому судьей за выдачей судебного приказа о взыскании недоимки в общей сумме (данные изъяты) коп. (по транспортному налогу : налог – (данные изъяты) руб., пени -(данные изъяты) коп., по налогу на имущество физических лиц, в том числе, и за 2017 год: налог – (данные изъяты) руб., пени – (данные изъяты) коп.). Судебный приказ №. от ДД.ММ.ГГГГ был отменен мировым судьей судебного участка № определением от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с несогласием должника ФИО1 с данными требованиями.
Установлено, что с административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в Нерехтский районный суд 06.12.2019г. (конверт с почтовой отметкой об отправке корреспонденции адресатом от 06.12.2019г.), иск поступил в суд 10.12.2019г.
Из требования № от 13.12.2018г. следует, что суммарная задолженность по налогам у ФИО1 как налогоплательщика превысила 3 000 руб. только после неуплаты налогов за 2017 год (по требованию № сумма долга – (данные изъяты) руб., по требованию № – (данные изъяты). (налог), (данные изъяты). (пени).
Согласно требованию № от 13.12.2018г. добровольный срок для погашения задолженности - до 29.01.2019г. С учетом 6 месяцев (п.2 ст.48 НК РФ) срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа не может находиться за рамками даты 29.07.2019г., так как обращение к мировому судье имело место 21.05.2019г., то пропуск срока по данному процессуальном обращению отсутствует. После отмены судебного приказа обращение в суд общей юрисдикции с административным иском также имел место в пределах допустимого законом срока (предельный срок – до 07.12.2019г. включительно)
Из вышеуказанного следует, что налоговой инспекцией соблюдены как сроки обращения за выдачей судебного приказа, так и с административным иском.
Доводы ФИО1 о пропуске административного истца сроков обращения в суд являются несостоятельными.
Согласно ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу разъяснений, данных в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», государственная пошлина по рассматриваемому судом делу в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования муниципальный район (,,,) и (,,,), исходя из требований с пп.1 п.1 ст.33.10 НК РФ, в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 289-290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по (,,,) удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: (,,,), в пользу Межрайонной ИФНС России № по (,,,) задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме (данные изъяты) руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципальный район (,,,) и (,,,) в размере 400 (четыреста) руб.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Т. Бекенова