ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-79/2022 от 26.04.2022 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-79/2022

УИД 44RS0024-01-2022-000120-82

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

с. Георгиевское 26 апреля 2022 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Смирнова П.Р.,

с участием помощника прокурора Межевского района Зотовой Н.Н.,

при секретаре Котиковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Межевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Межевского муниципального округа Костромской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности обеспечить разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железобетонного моста,

установил:

Прокурор Межевского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Межевского муниципального округа Костромской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности обеспечить разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железобетонного моста, указав в административном исковом заявлении, что прокуратурой района в деятельности администрации Межевского муниципального округа Костромской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, противодействии терроризму, а также законодательства направленного на охрану муниципального имущества. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства. Установлено, что в собственности Межевского муниципального округа находится железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м., который передан из областной казны в соответствии с постановлением губернатора Костромской области №752 от 08.12.2005 года «О передаче автомобильных дорог в муниципальную собственность Межевского района». Приказом Федерального дорожного агентства №392 от 24.12.2013 года железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, объекту присвоена четвертая категория (реестровый № ДХА0030789), о чем в администрации Межевского муниципального округа имеется соответствующее уведомление. Оценка уязвимости вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры проведена специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности ООО «СО «Антитеррор» 29.07.2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года №924. Отчет об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утвержден заместителем начальника транспортной безопасности Росавтодора Смолка В.П. 10.09.2019 года, уч. № 206.

Вместе с тем, в нарушение требований части 2 статьи 209, статьи 210 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» администрацией Межевского муниципального округа, будучи лицом, осуществляющим полномочия собственника объекта транспортной инфраструктуры (железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области), на которое возложено бремя содержания имущества, допущено бездействие противоречащие закону и иным правовым актам и нарушающее права и охраняемые законом интересы других лиц, выразившееся в длительном непринятии мер по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области. Неисполнение администрацией Межевского муниципального округа Костромской области, как субъектом транспортной инфраструктуры, требований законодательства создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов на объекте транспортной инфраструктуры, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся вышеуказанным объектом инфраструктуры, а также может повлечь утрату объекта транспортной инфраструктуры, как имущества муниципального образования.

На основании изложенного, прокурор Межевского района просил суд признать бездействие администрации Межевского муниципального округа Костромской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железобетонного моста через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области и обязать администрацию Межевского муниципального округа Костромской области до 01 мая 2023 года обеспечить разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железобетонного моста через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Межевского района Зотова Н.Н. исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель административного ответчика - глава Межевского муниципального округа Костромской области ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в письменном заявлении в суд административные исковые требования в соответствии с ч.3 ст.46 и ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признал в полном объеме. Указал, что в настоящее время проводится работа по разработке, принятию и утверждению дополнительной оценки уязвимости на указанный объект, на основании которого проводится разработка и утверждение плата транспортной безопасности, так же необходимо назначить ответственное за транспортную безопасность должностное лицо. В срок до 1 мая 2023 года указанные мероприятия планируют выполнить.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее также - Закон о транспортной безопасности) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о транспортной безопасности под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о транспортной безопасности основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; 3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; 6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; 7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; 8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; 9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; 10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В силу части 3 статьи 3 Закона о транспортной безопасности к принципам обеспечения транспортной безопасности относятся: 1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объект транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: тоннели, эстакады, мосты (пп. «ж» п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).

Нормой части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

К субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 37 Устава Межевского муниципального округа Костромской области, утвержденного Решением Думы Межевского муниципального округа Костромской области от 12.01.2022 № 86 Администрация муниципального округа под руководством главы муниципального округа осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа в порядке, утвержденном решением Думы муниципального округа.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о транспортной безопасности порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно части 2 вышеуказанной статьи закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о транспортной безопасности результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 02.07.2021 г. № 225 (Далее также - Порядок).

Согласно пункта 1 Порядка разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 4 Порядка планы должны содержать меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Межевского муниципального округа Костромской области требований законодательства в сфере транспортной безопасности, противодействии терроризму, а также законодательства направленного на охрану муниципального имущества, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в собственности Межевского муниципального округа находится железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м., который передан из областной казны в соответствии с постановлением губернатора Костромской области №752 от 08.12.2005 года «О передаче автомобильных дорог в муниципальную собственность Межевского района» (л.д.21-24).

Приказом Федерального дорожного агентства №392 от 24.12.2013 года железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, объекту присвоена четвертая категория (реестровый № ДХА0030789), о чем в администрации Межевского муниципального округа имеется соответствующее уведомление (л.д.20).

Как следует из информации администрации Межевского муниципального округа от 31.03.2022 №1063, оценка уязвимости вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры проведена специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности ООО «СО «Антитеррор» 29.07.2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года №924. Отчет об оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утвержден заместителем начальника транспортной безопасности Росавтодора Смолка В.П. 10.09.2019 года, уч. № 206 (л.д.18-19).

Вместе с тем, администрацией Межевского муниципального округа, будучи лицом, осуществляющим полномочия собственника объекта транспортной инфраструктуры (железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области), на которое возложено бремя содержания имущества, допущено бездействие противоречащие закону и иным правовым актам и нарушающее права и охраняемые законом интересы других лиц, выразившееся в длительном непринятии мер по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - железобетонный мост через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, неисполнение администрацией Межевского муниципального округа Костромской области, как субъектом транспортной инфраструктуры, требований законодательства создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе совершения террористических актов на объекте транспортной инфраструктуры, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся вышеуказанным объектом инфраструктуры, а также может повлечь утрату объекта транспортной инфраструктуры, как имущества муниципального образования.

На основании изложенного, суд считает административные исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а срок устранения выявленных нарушений достаточным.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку признание иска ответчиком не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.

Поскольку прокурор, а также административный ответчик, как орган местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины, как административные истцы и как ответчики, освобождены в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, то при разрешении спора данный вопрос судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Межевского района Костромской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Межевского муниципального округа Костромской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железобетонного моста через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области.

Обязать администрацию Межевского муниципального округа Костромской области до 01 мая 2023 года обеспечить разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железобетонного моста через р. Никольская, протяженностью 40,3 п.м. на автодороге Никола - Зиновка - Верхоречье Костромской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия.

Председательствующий - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> П.Р.Смирнов