ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7/19ГОД от 28.01.2019 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-7/2019 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красный Холм 28 января 2019 года

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Павловой С.О.

с участием административного ответчика ФИО1

при секретаре Гусаровой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам. Свои административные исковые требования мотивировали тем, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица с 15.09.2015 производится в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 15 мая 2018 года мировым судьей судебного участка Краснохолмского района Тверской области было принято определение об отмене судебного приказа на взыскание задолженности по имущественным налогам и пени с ФИО1 В связи с этим, Межрайонная ИФНС России № 2 по Тверской области в порядке пункта 3 статьи 48 НК РФ обращается в Краснохолмский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности имущественным налогам и пени с ФИО1

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 3, 23 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании сведений, представленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в электронном виде в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик ФИО1 является собственником недвижимого имущества: нежилое здание, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 369,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; подстанция трансформаторная, адрес: <адрес>, Кадастровый номер , Площадь 27,50, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, гараж, адрес: <адрес> кадастровый номер площадь 489,30, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, здания, строения, сооружения, адрес: <адрес> Кадастровый номер , площадь 650,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, складское-ангар, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 497,90, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, здание МЖФ, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 103,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, цех покраски, адрес: <адрес>, кадастровый номер , Площадь 811,30, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, мастерская, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 192,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, администрация, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 336,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, здание ремонтной мастерской, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 3030,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, производственное здание (депо комбайнов), адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 1135,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 1334,50, регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, основное строение, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 963,80, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, гараж, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 101,70, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, гараж, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 441,10, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, магазин, адрес: <адрес> Кадастровый номер , площадь 81,50, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, склад, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 380,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, квартиры, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 72, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, здание, адрес: <адрес>, кадастровый номер площадь 41, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. ЛМУ, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 650,60, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Здание склада минеральных удобрений, адрес: <адрес> кадастровый площадь 560,50, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственное: постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании сведений, представленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в электронном виде в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик ФИО1 является собственником земельных участков: земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 4000, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 6624, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 4440, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , Площадь 2596, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес> кадастровый номер , площадь 30987, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 6142, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый номер , площадь 3364, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 13974, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ,земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 1221, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 423, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 2077, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь 1177, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый номер , площадь 2900, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. На основании статьи 363 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ, статьи 2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» от 06.11.2002 № 75-30 (с учетом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании сведений, представленных в электронном виде МРЭО ГИБДД ОВД Тверской области в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что за физическим лицом, ФИО1 зарегистрированы транспортные средства, которые, согласно статье 358 НК РФ, являются объект налогообложения, а именно:

Прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом гусеничном ходу, государственный регистрационный знак: Марка/Модель: КОМАТSUFG30T-16, VIN: Год выпуска 2009, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель TOYOTACOROLLA, VIN: , год выпуска 2015, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физических лица с 15.09.2015 производится в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Пунктом 4 статьи 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электро-документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникации каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Налоговый орган получит право направлять налогоплательщику - физическому лицу через личный кабинет налоговое уведомление об уплате налогов в соответствии со статьей 52 НК также требование об уплате налога (статья 69 НК РФ).

ФИО1 10.05.2012 был зарегистрирован пользователем личного кабинета налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулирующих законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику было направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление №55378702 о необходимости уплаты земельного налога (ОКТМО 28632403) за 2014, 2016 год в сумме 1205 рублей, земельного налога (ОКТМО 28632101) за 2014, 2016 год в сумме 687547 рублей, налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 75966 рублей, транспортного налога за 2016 год в сумме 4012 рублей.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со статьей 69 НК РФ в его адрес были направлены через личный кабинет налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 17.11.2017 №6728, от 14.12.2017 №10138.

Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.

На основании статьи 75 НК РФ начислены пени за несвоевременную уплату налога, за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма пени по транспортному налогу на 16.11.2017 составляет 3786.96 руб., на 13.12.2017 -13.24 руб., в общей сумме 3800.20 руб.

Сумма пени по земельному налогу (ОКТМО 28632403) на 16.11.2017 составляет 34 руб., на 13.12.2017 - 3.98 руб., в общей сумме 37,98 руб.

Сумма пени по земельному налогу (ОКТМО 28632101) на 16.11.2017 составляет 16235.89 руб., на 13.12.2017 - 2268.91 руб., в общей сумме 18504.80 руб.

Сумма пени по налогу на имущество физических лиц на 16.11.2017 с учетом списания задолженности в соответствии со статью 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации составляют 18829.95 руб., на 13.12.2017 сумма пени составляет 478.59 руб., в общей сумме 19308,54 руб.

На основании вышеизложенного, просят взыскать с ФИО1, <данные изъяты> недоимку по земельному налогу с физических лиц по ОКТМО 28632101: налог за 2014, 2016 год в размере 687547 руб., пени в размере 18504.80 руб.; земельному налогу с физических лиц ОКТМО 28632403 : налог за 2014, 2016 год в размере 1205 руб. пени в размере 37.98 руб., транспортному налогу : налог за 2016 год в размере 4012 руб. пени в размере 3800.20 руб., налогу на имущество физических лиц: налог за 2016 год в размере 75966 руб. пени в размере 19308.54 руб., на общую сумму 811624,50 рублей.

В уточнении к административному иску от 14.09.2018 года административный истец уточнил, заявленные административные требования, в связи с допущенной технической ошибкой, и просил взыскать с административного ответчика ФИО1 ИНН <***> задолженность по земельному налогу с физических лиц по ОКТМО 28632101 за 2014, 2016 годы в размере 687547 руб., пени по земельному налогу в размере 18504.80 руб.; по земельному налогу с ОКТМО 28632403 за 2014, 2016 год в размере 1205 руб. пени в размере 37.98 руб., по транспортному налогу за 2016 год в размере 4012 руб. пени по транспортному налогу в размере 3800.20 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 75966 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 19308.54 руб., на общую сумму 810381 руб. 52 коп.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования поддерживают, просят удовлетворить. Явка административного истца обязательной судом не признавалась. Из представленных пояснений следует, что публичное акционерное общество «Сбербанк России» (г. Москва) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением от 31.08.2016 № 22-1019 о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Тверской области от 15.09.2016 по делу № А66-10177/2016 данное заявление принято к производству. 01.02.2017 в арбитражный суд было направлено заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области от 25.01.2017 № 05-32/00941 о включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 901 898 рублей 49 копеек, в том числе 879 627 рублей 64 копейки - основной долг, 22 056 рублей 65 копеек - пени, 214 рублей 20 копеек - штраф. Инспекцией заявлена для включения в реестр требований задолженность ФИО1 по состоянию на 15.09.2016. К данному заявлению инспекция приложила справку о направленных требованиях, решениях, выставленных инкассовых поручениях индивидуальному предпринимателю ФИО1, в которой указаны требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 10.11.2014 № 4471, от 16.07.2015 № 1159, от 16.10.2015 № 8669, от 25.02.2016 № 64, от 20.12.2016, № 1927. Определением Арбитражного суда от 17.03.2017 по делу № А66-10177/2016 признано обоснованным и включено требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области (г. Бежецк) в состав третьей очереди реестра требований. кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО1 (<данные изъяты>) в сумме 901 898 рублей 49 копеек задолженности по налогам, из них: 879 527 рублей 64 копейки - основной долг, 22 056 рублей 65 копеек - пени, 214 рублей 20 копеек - штраф. Инспекцией, в рамках административного дела, предъявляется к ФИО1 задолженность по земельному налогу по ОКТМО 28632101 за 2014, 2016 годы в размере 187547 рублей, пени по земельному налогу в размере 18504 рубля 80 копеек, по земельному налогу по ОКТМО 28632403 за 2014, 2016 год в размере 1205 рублей, пени по земельному налогу в размере 37 рублей 98 копеек, по транспортному налогу за 2016 год в размере 4012 рублей, пени по транспортному налогу в размере 3800 рублей 20 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 75966 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 19308 рублей 54 копеек, на общую сумму 810 381 рубль 52 копейки, возникшая по требованиям об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 17.11.2017 №6728, от 14.12.2017 № 10138. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия) заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. После определения Арбитражного суда Тверской области от 15.09.2016 по делу № А66-10177/2016 о принятии к производству заявления о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 несостоятельным (банкротом) задолженность по налогам является текущими платежами. Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лица участвующими в деле о банкротстве. Данная задолженность, указанная в административном исковом заявлении является текущими платежами.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что вся сумма налоговой задолженности, которую с него просит взыскать налоговая инспекция должна рассматриваться в рамках дела о банкротстве, в том числе, и за 2016 год. Так как, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении требований в состав третьей очереди реестра требований кредиторов 07.02.2017, то следовательно, и задолженность за 2016 год должна быть в рамках конкурсного производства. Из представленных возражений следует, что решением Арбитражного суда Тверской области от 17.04.2017 по делу А66-10177/2016 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Заявление от 01.02.2017 МИФНС №2 по Тверской области в Арбитражный суд о включении в реестр требований кредиторов в размере 901 898 руб.49 коп, в том числе 879 627 руб.64 коп. –основной долг, 22056 руб.65 коп. – пени, 214 руб.20 коп. штраф. Арбитражный суд Тверской области определил 16.03.2017 включить требование МИФНС России №2 по Тверской области в состав третьей очередности реестра требований кредитора. МИФНС России №2 по Тверской области требует от него налоги за период 2014,2015,2016, на общую сумму 810 381 руб.52 коп. по требованию от 17.11.2017 №6728, от 14.12.2017 №10138. Считает не правомерными требования МИФНС России №2 по Тверской области от 17.11.2017 №6728, 14.12.2017 №10138, так как налоги за период 2014, 2015 должны были быть начислены и закрыты в период 2017 года, если налоги не были закрыты, то МИФНС России №2 по Тверской области должна была заявить о включении долга в реестр требований кредиторов. При применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее. В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих. В удовлетворении заявленных требований, просил отказать.

Заинтересованное лицо, на стороне административного ответчика, финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, об отложении дела не ходатайствовала, уважительных причин неявки не представила. Явка заинтересованного лица обязательной судом не признавалась. Из представленных возражений следует, что решением Арбитражного суда Тверской области от 17.04.2017 по делу А66-10177/2016 ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Определением Арбитражного суда Тверской области от 21.11.2017 финансовым управляющим ФИО1 утверждена ФИО2 Требования МИФНС России №2 по Тверской области уже включены в реестр требований кредиторов должника ФИО1 определением Арбитражного суда Тверской области от 16.03.2017 по делу № А66-10177/2016, на основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 27 июля 2006 года исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Федеральным законом N 324-ФЗ от 29 ноября 2010 года "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 03 января 2011 года) статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации изложена в другой редакции, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1 500 рублей. При этом, в соответствии с пунктом 2 названной статьи если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей (абзац 2), а если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 324-ФЗ от 29 ноября 2010 года действие статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральным законом N 20-ФЗ от 4 марта 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 04 апреля 2013 года) внесены изменения в абзац 3 пункта 1, в абзацы 2 и 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации - слова "1 500 рублей" заменены словами "3000 рублей".

Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона N 20-ФЗ от 4 марта 2013 года действие статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Исходя из положений статьи 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании статьи 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются, в том числе автомобили.

Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения.

По смыслу указанных норм транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, в том числе на праве собственности.

На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции действующей в спорный период) с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Согласно дополнительной информации Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области от 21.01.2019 года, следует, что ФИО1 было направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 55378702 о необходимости уплаты земельного налога (ОКТМО 28632403): за 2014 год в сумме 206 рублей, за 2016 год в сумме 999 рублей, в общей сумме 1205 рублей, земельного налога (ОКТМО 28632101): за 2016 год в сумме 686799 рублей, за 2014 год в сумме 748 рублей, в общей сумме 687547 рублей. Задолженность по земельному налогу за 2014, 2016 годы составляет 688752 рубля (1205 + 687547). В соответствии со статьей 75 НК РФ на задолженность по земельному налогу за 2014 год по ОКТМО 28632101 в сумме 748 рублей начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 2 рубля 47 копеек. В соответствии со статьей 75 НК РФ на задолженность по земельному налогу за 2015 год по ОКТМО 28632101 в сумме 223481 рубль были начислены пени с 21.03.2017 по 16.11.2017 в сумме 16235 рублей 89 копеек. На задолженность по земельному налогу за 2016 год по ОКТМО 28632101 начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 2266 рублей 44 копейки. Общая сумма пени по земельному налогу по ОКТМО 28632101 составляет 18504 рубля 80 копеек. На задолженность по земельному налогу за 2014 год по ОКТМО 28632403 в сумме 206 рублей начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 0,68 рублей. На задолженность по земельному налогу за 2015 год по ОКТМО 28632403 в сумме 423 рубля начислены пени за период с 21.03.2017 по 16.11.2017 в сумме 30 рублей 72 копейки. На задолженность по земельному налогу за 2016 год по ОКТМО 28632403 в сумме 999 рублей начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 3 рубля 30 копеек. Общая сумма пени по земельному налогу по ОКТМО 28632403 составляет 34 рубля 70 копеек. Пени начислены на задолженность по земельному налогу за 2015 год, которая включена в реестр требований кредиторов. Период начисления пени по земельному налогу на задолженность за 2014, 2015, 2016 годы с 21.03.2017 по 13.12.2017. Инспекция вынесла решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам от 27.02.2018 № 87 на сумму 29097 рублей 16 копеек, от 02.04.2018 № 99 на сумму 27583 рубля 95 копеек налога на имущество физических лиц за 2013 год, пени по налогу на имущество физических лиц, земельного налога за 2013 год, пени по земельному налогу по состоянию на 01.01.2015. На задолженность по транспортному налогу за 2014 год начислены пени с 25.02.2016 по 16.11.2017 в сумме 2483 руб. 97 коп., на задолженность по транспортному налогу за 2015 год начислены пени с 21.03.2017 по 16.11.2017 в сумме 1302 руб.99 коп., на задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 4012 начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 13 руб.24 коп. Общая сумма пени по транспортному налогу составляет 3800 руб. 20 коп. Пени начислены на задолженность по транспортному налогу за 2015, которая включена в реестр требований кредиторов. Пени по земельному налогу на задолженность за 2014, 2015, 2016 годы начислены с 21.03.2017 по 13.12.2017. По налогу на имущество физических лиц за 2014 год начислены пени с 21.03.2017 по 16.11.2017 в сумме 18829 руб.95 коп., на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 227 руб.90 коп. На задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 начислены пени с 02.12.2017 по 13.12.2017 в сумме 250 руб.69 коп. Общая сумма пени по налогу на имущество физических лиц составляет 3800 руб. Пени начислены на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, которая включена в реестр требований кредиторов.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Из материалов дела следует, что заявление о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 банкротом принято Арбитражным судом Тверской области 15.09.2016.

Окончание налогового периода по земельному, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2014 год приходится на 01.01.2015 года, за 2015 год на 01.01.2016 года.

Следовательно, срок уплаты задолженности по земельному налогу за 2014 год (01.01.2015), за 2015 г. (01.01.2016) возник ранее даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (15.09.2016). Соответственно, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), спорная задолженность, срок уплаты которой наступил до дня принятия заявления, не является текущей.

При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Как следует, из представленных материалов и расчета задолженности, задолженность по уплате земельного налога за 2014 год составляет: 206 руб., пени 0,68 руб., 748 руб., пени 02 руб.47 коп.; пени на задолженность по земельному налогу за 2015 год, включенному в реестр требований кредиторов в размере 16 235 руб.89 коп.; пени по задолженности по транспортному налогу за 2014 год составляют 2483 руб.97 коп., пени по задолженность за 2015 год по транспортному налогу составляют 1302 руб. 99 коп., пени за 2015 год начислены на задолженность, включенную в реестр требований кредиторов за 2015 год; пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год составляют 18829 руб.95 коп., на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год составляют 227 руб.90 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 включена в реестр требований кредиторов.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

Таким образом, требования административного истца о взыскании налогов и начисленных пеней за 2014, 2015 г.г., которые не являются текущими платежами и подлежат включению в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве, удовлетворению не подлежат.

С учетом того, что обязанность по внесению платежей по земельному налогу, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2016 возникла у административного ответчика ФИО1 01.01.2017, то есть после даты принятия заявления о признании его банкротом, указанная задолженность относится к текущим платежам и подлежит взысканию.

Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии со ст.333.19 НК РФ в размерем10 803 руб. 10коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 686 799 руб., пени по земельному налогу за 2016 год в размере 2266 руб.44 коп.; задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 999 руб., пени в размере 03 руб.30 коп., задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 4012 руб., пени по транспортному налогу в размере 13 руб. 24 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 75966 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 250 руб.69 коп., всего 770 309 руб. 67 коп., в остальной части иска - отказать.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 10 803 руб. 10коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области.

Решение принято в окончательной форме 29.01.2019 года.

Председательствующий подпись