ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8009/19 от 05.07.2019 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Софронова В.А.,

при секретаре Аракелове Д.А.,

с участием: от административного истца – помощник прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода ФИО1, от административного ответчика - не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению

прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу

о признании запрещенной к распространению информации, размещенной на Интернет-страницах

УСТАНОВИЛ:

прокурор обратился в суд с названным административным иском, в обоснование требований указал, что на Интернет-страницах предлагаются к продаже миграционные карты. Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц. Распространение данных сведений нарушает права неопределенного круга лиц, публичные интересы и противоречит нормам действующего законодательства.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал полностью.

Административный ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что: «информация» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; «доступ к информации» - возможность получения информации и ее использования; «распространение информации» - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Из части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно части 6 названной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу статьи 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из частей 1, 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр); в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является в частности вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что на Интернет-страницах предлагаются к продаже миграционные карты. Доступ к данным сайтам является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространения отсутствуют.

Сведения о владельце сайтов по запросу суда не предоставлены ввиду отсутствия таких сведений. В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" указатели Интернет-страниц , не включен. Вместе с тем, основания для включения этих Интернет-страниц в указанный реестр имеются.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Из части 3 статьи 30 названного федерального закона следует, что иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо пограничного органа федеральной службы безопасности проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Правилах использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 413 «О миграционной карте».

В соответствии с пунктом названных Правил 3 бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.

Согласно пунктам 7, 9 Правил использования миграционной карты иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию. В случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Основаниями для продления либо сокращения срока временного пребывания являются обстоятельства, установленные пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Из пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 декабря 2017 года № 933 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Согласно пунктам 5, 6 названного Порядка в случае подачи иностранным гражданином или принимающей его стороной заявления или ходатайства, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, а также при выдаче иностранному гражданину или при продлении срока действия документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Федерального закона, срок временного пребывания продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания. Продление срока временного пребывания в случаях, установленных пунктами 2 и 5 статьи 5 Федерального закона, осуществляется посредством фиксации сотрудником в учетных документах подразделений по вопросам миграции факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, либо факта выдачи иностранному гражданину или продления срока действия документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Федерального закона. Продление срока временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Срок временного пребывания трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

В остальных случаях названный Порядок предусматривает подачу в подразделение по вопросам миграции заявления (ходатайства) о продлении срока временного пребывания иностранным гражданином, принимающей его стороной, или соответствующей образовательной организацией.

Таким образом, миграционная карта выдается иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию, должна быть предъявлена должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию. В случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Какой-либо иной порядок выдачи миграционной карты, внесения в нее сведений об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, в том числе с взиманием платы за осуществление указных действий, законом не предусмотрено.

По смыслу приведенных положений закона миграционная карта является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на пребывание в Российской Федерации.

При этом статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.

В силу статей 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно наказуемыми деяниями являются незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных бланков, так и непосредственно использование заведомо подложного документа.

При этом статьями 33 и 34 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность не только за непосредственное совершение преступления, но также за содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации о средствах или орудиях совершения преступления.

Наличие в свободном доступе, в том числе в сети Интернет, информации о возможности приобретения миграционной карты, побуждает неопределенный круг лиц к совершению противоправных деяний, направленных на нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что распространяемая на Интернет-странице информация противоречит закону, нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц и потому её следует признать запрещённой к распространению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Московского района г. Нижнего Новгорода удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-страницах , информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию настоящего решения после его вступления в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей Интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Софронов В.А.