Дело 2а-801\2016
Поступило 02.11.2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07.12.2016г. г.Обь
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Захарова А.Ю.,
При секретаре Винокурцевой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Оби Новосибирской области к Совету депутатов города Оби Новосибирской области о признании нормативно правового акта недействующим и не порождающим правовых последствий со дня издания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Оби Новосибирской области обратился в Обской городской суд Новосибирской области с административным иском, в котором указал, что 12.10.2016 Советом депутатов города Оби Новосибирской области четвертого созыва вынесено Решение № 10 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области». Названное решение опубликовано в источнике официального опубликования - газете «Аэросити» (№ 42 от 19.10.2016). В соответствии с указанным решением в Регламент Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области внесены изменения в части структуры представительного органа, а именно в состав Совета депутатов введена должность заместителя председателя Совета депутатов на не освобожденной основе. К полномочиям заместителя Совета депутатов города Оби на не освобожденной основе отнесены:
- координация взаимодействия с общественными организациями и объединениями и территориальными органами местного самоуправления;
- по решению Совета депутатов исполнение обязанностей председателя Совета депутатов города Оби в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей и иные полномочия в соответствии с решением Совета депутатов.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку им внесены изменения в нормативный правовой акт - Регламент Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области. Регламент Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области, утвержденный решением сессии Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 19.02.2014 № 354 является нормативным правовым актом, поскольку он издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления - Советом депутатов города Оби Новосибирской области, в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, в том числе порядок избрания председателя Совета депутатов, его заместителей, права депутатских объединений, права и обязанности депутатов в Совете, порядок избрания Главы города Оби Новосибирской области, порядок принятия нормативных правовых актов. Регламент Совета депутатов города Оби Новосибирской области рассчитан не неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений в сфере деятельности представительного органа местного самоуправления и муниципального нормотворчества. Оспариваемое решение является незаконным, поскольку противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Согласно ч. 1 ст. 1 Устава муниципального образования города Оби, Устав муниципального образования города Оби является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Статьей 21 Устава города Оби определены две руководящие должности представительного органа местного самоуправления - председатель и заместитель Совета депутатов города Оби, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе, обладают определенными правами и обязанностями, в том числе должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. При этом Уставом муниципального образования города Оби должность заместителя председателя Совета депутатов на не освобожденной основе, его права и обязанности не предусматриваются. Учитывая изложенное, оспариваемое решение не соответствует Уставу города Оби. Кроме того, оспариваемое решение принято с нарушением порядка принятия решений, определенных Регламентом Совета депутатов города Оби Новосибирской области, утвержденного решением сессии Совета депутатов города Оби от 19.02.2014 № 354. Так, в соответствии со п. 6 ч. 5 ст. 46 Регламента к проекту нормативного правового решения, вносимого в Совет должно прилагаться заключение администрации города Оби, за исключением случая, когда проект нормативного правового акта вносится Главой города Оби. Такое заключение к проекту оспариваемого нормативного правового акта не прилагалось. Согласно ст. 48 Регламента, проект решения, внесенный в Совет в соответствии с требованиями настоящего Регламента, вместе с комплектом документов председателем Совета направляется в комиссию в соответствии с вопросами ее ведения (профильную комиссию) для предварительного рассмотрения; в комиссию по местному самоуправлению, законности и правопорядку для предварительного рассмотрения. В нарушение указанных требований муниципального правового акта проект решения в профильную комиссию и в комиссию по местному самоуправлению, законности и правопорядку для предварительного рассмотрения не направлялся. На момент принятия решения состав таких комиссий решением представительного органа местного самоуправления определен не был, поскольку определен после принятия оспариваемого решения, что подтверждается протоколом сессии. Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено обязательно проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проекта оспариваемого решения не проводилась. В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. На основании изложенного, прокурор г. Оби Новосибирской области просил суд признать Решение Совета депутатов города Оби Новосибирской области четвертого созыва от 12.10.2016 №10 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов муниципального образования г. Оби Новосибирской области» недействующим со дня его принятия.
Прокурор города Оби Новосибирской области в судебном заседании указанное требование поддержал в полном объеме при аналогичной аргументации.
Представитель Совета депутатов города Оби Новосибирской области в судебном заседании просил суд оставить заявленное прокурором требование без удовлетворения, подтвердив указанное в письменном отзыве, согласно которому в соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Об отсутствии нормативного характера оспариваемого решения свидетельствует, прежде всего, преамбула Регламента Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области, в соответствии с которой Регламент устанавливает порядок организации деятельности Совета через постоянные комиссии, депутатские объединения, сессии, решение иных вопросов организации деятельности Совета. Ссылка административного истца на то, что в Регламенте Совета депутатов города Оби содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, в том числе права депутатских объединений, права и обязанности депутатов города Оби, порядок избрания Главы города Оби, порядок принятия нормативных правовых решений не состоятельна так как права депутатских объединений, а так же права и обязанности депутатов города Оби регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Оби Новосибирской области, решением Совета депутатов города Оби от 27.03.2007 года № 157 «О положении «О статусе депутата Совета депутатов г. Оби». Порядок избрания Главы города Оби регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 20 апреля 2007 года № 99-03 «О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области", Законом Новосибирской области от 24 ноября 2014 года №484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области». Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов в представительный орган регулируется рядом иных актов, в том числе нормативных и имеющих большую юридическую силу: Уставом муниципального образования города Оби, непосредственно Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета депутатов города Оби от 20.04.2010 года № 256 «О Положении «О системе муниципальных правовых актов города Оби».
Регламент воспроизводит содержание ряда иных нормативных актов, что подтверждает доводы Совета депутатов о том, что положения Регламента содержат требования, обязательные к исполнению лишь самим представительным органом.
Так же решением Обского городского суда Новосибирской области от 06.05.2014 года установлено, что Регламент Совета депутатов города Оби Новосибирской области сам по себе не обладает признаками нормативно правового акта, так как устанавливает исключительно нормы организации деятельности Совета депутатов города Оби, направлен на достижения конкретного порядка действий определенного круга лиц - депутатов, при этом правовых норм, устанавливающих, изменяющих, отменяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений не содержит, также и не содержит норм права, обязательных для неопределенного круга лиц. На основании изложенного, представитель административного ответчика просил суд в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Оби Новосибирской области о признании решения Совета депутатов города Оби Новосибирской области от 12.10.2016г. № 10 «О внесение изменений в Регламент Совета депутатов города Оби Новосибирской области» недействующим отказать.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела. суд приходит к выводу о необходимости заявленное прокурором требование удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 1 Устава муниципального образования города Оби, Устав муниципального образования города Оби является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Статьей 21 Устава города Оби определены две руководящие должности представительного органа местного самоуправления - председатель и заместитель Совета депутатов города Оби, которые осуществляют свои полномочия на постоянной основе, обладают определенными правами и обязанностями, детально регламентированными в этой статье.
Согласно данной норме права ( п.п.4 п. 6 ст. 21), заместитель председателя на постоянной основе, в том числе, исполняет обязанности председателя Совета депутатов города Оби Новосибирской области в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей.
Передачу иным лицам права исполнять обязанности председателя Совета депутатов при указанных обстоятельствах Устав города Оби не предусматривает, не имеется в нем и указания на то, что данный вопрос относится к компетенции исключительно самого Совета депутатов.
Данное правовое регулирование является безусловным и не предусматривает различного толкования.
Вместе с тем, оспариваемое прокурором вынесенное 12.10.2016 года Советом депутатов города Оби Новосибирской области четвертого созыва Решение № 10 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области» предусматривает введение не предусмотренной Уставом муниципального образования города Оби должности заместителя председателя Совета депутатов на не освобожденной основе, а также то, что лицо, замещающее введенную данным Решением должность не освобожденного заместителя председателя, не только координирует взаимодействие с общественными организациями и объединениями, а также территориальными органами местного самоуправления, но и по решению Совета депутатов исполняет обязанности председателя Совета депутатов в случае его отсутствия или невозможности исполнении им своих обязанностей.
Следовательно, оспариваемым Решением фактически осуществлено дополнительное по отношению к Уставу города Оби правовое регулирование вопроса о руководящих органах Совета депутатов, что может быть осуществлено исключительно в порядке изменения самого Устава города Оби, что в данном случае отсутствует.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что вынесенное 12.10.2016 года Советом депутатов города Оби Новосибирской области четвертого созыва Решение № 10 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов муниципального образования города Оби Новосибирской области» противоречит вышестоящему нормативно-правовому акту, а именно ст. 21 Устава города Оби, в связи с чем данное Решение подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Ссылка административного ответчика на то, что сам по себе регламент Совета депутатов города Оби не является нормативно-правовым актом, правового значения не имеет, поскольку оспариваемое Решение напрямую, без соблюдения соответствующих процедур, меняет правовое регулирование, предусмотренное и находящееся в исключительной компетенции Устава города Оби Новосибирской области.
Согласно ст. 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших, а также указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требование прокурора г. Оби Новосибирской области о признании Решения Совета депутатов города Оби Новосибирской области четвертого созыва от 12.10.2016 года №10 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов муниципального образования г. Оби Новосибирской области» недействующим со дня его принятия, удовлетворить в полном объеме.
Признать Решение Совета депутатов города Оби Новосибирской области четвертого созыва от 12.10.2016 года №10 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов муниципального образования г. Оби Новосибирской области» недействующим со дня его принятия.
Настоящее решение суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Аэро-сити».
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья ПОДПИСЬ А.Ю. Захаров
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2016 года.
<данные изъяты>