ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8017/2021 от 11.10.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-8017/2021

УИД 28RS0004-01-2021-010528-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,

при секретаре Матвеевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указав, что некоммерческая организация «Амурский областной правозащитный центр» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции по Амурской области (далее - Управление) 03.11.2009 и внесена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области 19.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1092800001117, ведомственный номер 477. В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, полученными с официального сайта Федеральной налоговой службы России по состоянию на текущую дату, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является Председатель - ВВ, который также остался единственным учредителем организации, юридический адрес организации: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, дом 300, офис 36.

Управлением, в соответствии с распоряжением от 12.01.2021 № 6-р в период с 01.02.2021 по 01.03.2021 была проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и задачам, а также за соблюдением ею законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения плановой проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся; в нарушении ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; не представлены сведения об избрании Председателя правления организации на новый срок, не представлены сведения об избрании Контрольноревизионной комиссии организации, протоколы заседаний Правления, а также контрольно - ревизионной комиссии организации, результаты проверок финансово - хозяйственной деятельности организации за 2017- 2020 годы; проверке не представлены сведения о переизбрании руководящих органов организации. Контрольно-ревизионная комиссия не избиралась; нарушение п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; положения устава организации не соответствуют п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; нарушение п. 7 ст. 123.24 ГК РФ; устав организации противоречит требованиям абз. 2 п. 6 ст. 123.24 ГК РФ,

По данным фактам Управлением вынесены письменные предупреждения; 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/35, от 08.04.2021 № 28/03-29/61, от 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/36 и от 08.04.2021 № 28/03-29/60, которые, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта «Почта России» организацией получены не были, нарушения до настоящего времени не устранены.

Вышеуказанные факты, свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.

Согласно мониторингу средств массовой информации, в том числе в сети Интернет, сведения о деятельности организации отсутствуют.

На основании изложенного, административный истец просит вынести решение о ликвидации некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), федеральные законы от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Федеральный закон № 129-ФЗ), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ).

Из материалов дела следует, что некоммерческая организация «Амурский областной правозащитный центр» зарегистрирована Управлением 03.11.2009 и внесена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области 19.11.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1092800001117, ведомственный номер 477. В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, полученными с официального сайта Федеральной налоговой службы России по состоянию на текущую дату, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является Председатель - ВВ, который также остался единственным учредителем организации, юридический адрес организации: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, дом 300, офис 36.

Управлением, в соответствии с распоряжением от 12.01.2021 № 6-р в период с 01.02.2021 по 01.03.2021 была проведена плановая документарная проверка организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и задачам, а также за соблюдением ею законодательства Российской Федерации.

В ходе проведения плановой проверки Управлением выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем.

В нарушение ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверке не представлены документы, указанные в распоряжении Управления от 12.01.2021 № 6-р.

В соответствии с уведомлением Управления от 12.01.2021 № 28/03-29/30, в целях обеспечения проверки организации необходимо было предоставить в срок до 15.02.2021 документы, отсутствующие в номенклатурном деле некоммерческой организации, необходимые для изучения и проведения проверки, в соответствии с вышеуказанным распоряжением Управления. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России», документы о проведении плановой проверки организацией не получены.

Также в ходе проведения плановой проверки установлено, что организацией не исполняются требования собственного устава в части периодичности проведения заседаний Правления организации и работы Контрольно - ревизионной комиссии организации. Проверке не представлены сведения об избрании Председателя правления организации на новый срок, не представлены сведения об избрании Контрольно-ревизионной комиссии организации, протоколы заседаний Правления, а также контрольно - ревизионной комиссии организации, результаты проверок финансово - хозяйственной деятельности организации за 2017- 2020 годы, что является нарушением п. 4.1, п. 4.7, п. 4.10, п. 4.11, й. 5.8, п. 5.10 устава организации в редакции от 14.10.2013.

В соответствии с п. 4.1. раздела 4 устава организации высшим органом управления является Правление, которое собирается не реже 1 раза в год.

Согласно п. 4.7 Устава Заседания Правления собираются Председателем Правления и проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Согласно п. 4.10 Устава Председатель правления автономной некоммерческой организации является единоличным исполнительным органом управления. Председатель правления Организации назначается и освобождается от должности по решению Правления сроком на 3 года и подотчетен Правлению организации.

Согласно п. 4.11 Устава для контроля финансовой и хозяйственной деятельности, осуществления ревизии расходования денежных средств и материальных ценностей, проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности не реже одного раза в год проводятся проверки специализированной ревизионной комиссией.

Согласно требованиям п. 3 ст. 10 Закон № 7-ФЗ надзор за деятельностью АНО осуществляется ее учредителями в порядке, предусмотренном уставом. Надзор может осуществляться как непосредственно учредителями, например, путем утверждения отчетов о деятельности Организации, подготавливаемых органами АНО, так и посредством избрания ревизионных органов.

В соответствии с п. 5.8, п. 5.10 раздела 5 устава организации Председатель организации и ревизор избирается сроком на 4 года.

Председатель правления ВВ, избран на должность протоколом № 1 Общего собрания участников от 14.11.2009, Правление избрано на учредительном собрании от 15.10.2009 в количестве двух человек: ЕП, СМ. Срок полномочий указанных лиц истек в 2013 году. Вместе с тем проверке не представлены сведения о переизбрании руководящих органов организации. Контрольно-ревизионная комиссия не избиралась.

Согласно требованиям п. 2 ст. 14 Закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

По данному факту Управлением были вынесены письменные предупреждения от 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/35 и от 08.04.2021 № 28/03-29/61, которые согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России» организацией получены не были, нарушения до настоящего времени не устранены.

Также, Управлением в ходе проведения плановой проверки установлено не соответствие устава требованиям действующего законодательства.

Организация действует на основании собственного устава от 15.02.2009, утвержденного протоколом № 1 общего собрания учредителей, с изменениями и дополнениями, утвержденными решением Общего собрания от 14.10.2013, по результатам анализа которого установлено следующее.

Согласно п. 1.3 Устава, данным ЕГРЮЛ, отчету о деятельности АНО от 25.02.2021 учредителями организации являются ВВ и Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Багира», тогда как в ходе проверки установлено, что Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Багира» 06.12.2012 исключено из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) номер записи 2122801129229.

Согласно требованиям п.п. «д» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об учредителях (участниках) юридического лица.

В соответствии с требованиями п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям п. 2.2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение указанных норм права, соответствующие документы проверке не представлены.

Указание в п. 1.9 раздела 1 устава организации на необходимость зарегистрировать в установленном законом порядке символику в настоящее время не актуально, и противоречит действующему законодательству в связи с изданием Приказа Минюста России от 07.10.2014 № 206 о признании утратившим силу Приказа Минюста России от 01.02.2012 № 10 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений».

Данные положения устава организации не соответствуют п. 5 ст. 3 Закона № 7-ФЗ, в соответствие с которым некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Пунктом п. 2.3.1 Устава организации предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности непосредственно организацией, что противоречит требованиям п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, согласно положениям которого автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской, деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Указание в п. 2.2.13 раздела 2 Устава организации на ведение профилактической работы, направленной на предотвращение роста детской и молодежной преступности за счет создания центров, клубов по интересам, позволяющих социально адаптировать и дать профессиональные навыки подросткам с девиантным поведением, противоречит требованиям Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающего порядок осуществления социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и исчерпывающий перечень соответствующих органов и учреждений, осуществляющих данные виды деятельности, а также не соответствует характеру деятельности организации и ее целям.

В нарушение п. 7 ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации в п. 7.1 ст. 7 Устава организации содержатся положения о том, что организация по решению своих учредителей может быть преобразована кроме фонда еще и в общественную организацию.

Исключительная компетенция высшего органа управления организацией Правления, указанная в п. 4.3 Устава, не в полной мере соответствует требованиям и. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с учетом требований норм Гражданского кодекса регулирующих деятельность АНО.

Также распределение полномочий между учредителями и органами управления согласно разделу 4 Устава, не соответствует ст.ст. 123.24, 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ.

Кроме того устав организации противоречит требованиям абз. 2 п. 6 ст. 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не содержит положений о том, что прием новых лиц в состав учредителей АНО может быть произведен по единогласному решению всех учредителей АНО.

Разделы 6 и 7 устава АНО не содержат положений о порядке принятия решений о внесении изменений и дополнений в устав и о реорганизации и ликвидации АНО единогласно по решению всех учредителей АНО согласно требованиям ст.ст. 123.24-123.25 ГК РФ и п. 3 ст. 10 Закона № 7-ФЗ.

В п. 4.11 Устава содержатся положения о наличии в организации контрольно-ревизионной комиссии, вместе с тем порядок ее образования и полномочия уставом не установлены, что является нарушением п. 2 ст. 123. 24 Закона № 7-ФЗ, согласно требованиям, которого структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

По данному факту Управлением были вынесены письменные предупреждения от 01.03.2021 за исх. № 28/03-29/36 и от 08.04.2021 № 28/03-29/60, которые, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта «Почта России» организацией получены не были, нарушения до настоящего времени не устранены.

Указанные факты свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией норм действующего законодательства Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что некоммерческой организации «Амурский областной правозащитный центр» допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Принимая во внимание, что организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Ликвидировать некоммерческую организацию «Амурский областной правозащитный центр» (ОГРН 1092800001117) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Коршунова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 октября 2021 года.