ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-801/2021 от 16.11.2021 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зима 16 ноября 2021 г.

Гражданское дело № 2а-801/2021

Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Дмитриевой Т.В., при секретаре судебного заседания Азаровой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Благотворительному фонду имени Шершнева Д.Н. о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду имени Шершнева Д.Н. о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что Благотворительный фонд имени Шершнева Д.Н. зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 25.07.2018 за основным государственным регистрационным номером <***>. Руководителем организации является Шершнев Д.Н., что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.07.2021. В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями 30.10.2019 в адрес организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области вынесено предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2018 г. или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом в срок, установленный в предупреждении до 17.12.2019, организация нарушения не устранила. 15.04.2021 Управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как организация не исполнила обязанность по предоставлению в Управление отчета о своей деятельности за 2018-2019 г.г. В срок, установленный в предупреждении - до 15.06.2021, организация нарушения также не устранила. Пунктом 1.1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» установлено, что некоммерческая организация представляет отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Пунктом 2 указанного приказа установлено, что отчетность за 2019 год представляется не позднее 1 июля 2020 г. Организация неоднократно с 2018 года до настоящего времени не исполняла обязанность по предоставлению в Управление информации, предусмотренной п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации. 01.07.2021 в Управление поступило письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области с просьбой о ликвидации организации в связи с тем, что с даты постановки на налоговый учет по месту нахождения организация не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность и не имеет банковских счетов, то есть фактически не осуществляет деятельность. Поскольку нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для её ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Административный истец просит ликвидировать Благотворительный фонд имени Шершнева Д.Н. и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения административного дела путем направления почтовой корреспонденции по адресу его регистрации, указанному в административном иске: <адрес>, однако направленную в его адрес судебную корреспонденцию не получил, конверт возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения». Суд полагает, что предприняты полные и достаточные меры для извещения административного ответчика о времени и месте рассмотрения административного дела, признает административного ответчика надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Иркутской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила отзыв, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что в связи с наличием задолженности по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах (штрафам), возражает против ликвидации Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. и исключения его из ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Из материалов дела следует, что Благотворительный фонд имени Шершнева Д.Н. зарегистрирован в качестве юридического лица 25.07.2018, ОГРН № <***>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.07.2021.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. установлено, что с 2019 года организация не предоставляет в уполномоченный орган отчет своей деятельности.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин непредставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что 30.10.2019 Управлением в адрес Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. на основании ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 20 Федерального закона 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" выносилось предупреждение и административному ответчику предлагалось до 17.12.2019 представить отчет о своей деятельности за 2018 г. или информацию о продолжении деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

15.04.2021 Управлением в адрес Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. вынесено повторное предупреждение и административному ответчику предлагалось до 15.06.2021 представить отчет о своей деятельности за 2018-2019 г. или информацию о продолжении деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Однако необходимая информация и сведения о деятельности Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. за 2018-2019 годы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в установленный срок не были представлены.

Согласно информации Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 24.06.2021, направленной в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, Благотворительный фонд имени Шершнева Д.Н. с даты постановки на налоговый учет по месту нахождения не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность и не имеет банковских счетов, то есть фактически не осуществляет деятельность, просили рассмотреть возможность ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" установлено, что в случаенеоднократного предупреждения в письменной форме благотворительной организации она может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

До настоящего времени административный ответчик обязанность по предоставлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области сведений, предусмотренных п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 19 Федерального закона 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", не исполнил.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Благотворительным фондом имени Шершнева Д.Н. допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации Благотворительного фонда имени Шершнева Д.Н. и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный фонд имени Шершнева Д.Н., зарегистрированный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 25.07.2018 за основным государственным регистрационным номером <***>, с исключением сведений об указанном фонде из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 16.11.2021

Судья Дмитриева Т.В.