ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-801/2021 от 30.06.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при помощнике судьи Исаковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, взыскании пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 441 550 руб. 00 коп., взыскании пени в размере 813 руб. 19 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что налоговый агент ООО «Букмекер Паб» представило в инспекцию справку о доходах физического лица ФИО1 по форме 2-НДФЛ за 2019 год от 02.03.2020 № 37167 с суммой дохода по коду «2740» - 1 497 000 руб. 00 коп. и суммой не удержанного налоговым агентом НДФЛ - 522 550 руб. 00 коп. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 26691077 об уплате налогов. В установленный срок, а именно 01.12.2020 налогоплательщиком уплачена задолженность в сумме 81 000 руб. Сумма непогашенной задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 год составляет 441 550 руб. 00 коп., в связи с чем в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, в порядке досудебного урегулирования спора ФИО1 направлено требование от 15.12.2020 № 105060 об уплате задолженности с предложением ее погасить в срок до 12.01.2021. Налогоплательщиком требование об уплате задолженности не исполнено.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, возражений по административному иску не представил.

Судом с учётом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося участника процесса, явка которого обязательной не признавалась.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового Кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличительной особенностью налоговой обязанности является то, что она возникает только в силу закона, а ее исполнение обеспечивается государственным принуждением.

В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Обязанность по уплате НДФЛ возлагается на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, которые получили доход, как в денежной, так и в натуральной форме, также доход в виде материальной выгоды (ст.ст.207, 209 - 210 НК РФ), за исключением доходов, не подлежащих налогообложению (ст.217 НК).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 названной статьи КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Также в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В судебном заседании установлено, что налоговый агент ООО «Букмекер Паб» представило в Межрайонную ИФНС России №10 по Тверской области справку о доходах физического лица ФИО1 за 2019 год с указанием суммы дохода, с которого не удержан налог и суммы неудержанного налога. Согласно представленной справке о доходах от 02.03.2020 № 37167 ФИО1 получен доход от ООО «Букмекер Паб» в сумме 1 497 000 руб. 00 коп., сумма налога составляет 522 550 руб. 00 коп. Налогоплательщиком уплачена задолженность в сумме 81 000 руб. 00 коп. Сумма непогашенной задолженности по налогу на доходы физических лиц составляет 441 550 руб. 00 коп., пени в размере 813 руб. 19 коп.

В силу п.6 ст.228 НК РФ уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят в том числе налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщику 03.10.2020 направлено заказной корреспонденцией налоговое уведомление от 03.08.2020 № 26691077, содержащее в том числе сведения о необходимости уплаты исчисленного НДФЛ за 2019 год в сумме 522 550 руб. 00 коп., что подтверждается копиями налогового уведомления и списка отправленных заказных писем №558195.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку в установленный ст. 228 НК РФ срок налогоплательщиком задолженность по налогу не уплачена, в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ ФИО1 в порядке досудебного урегулирования спора 17.12.2020 направлено требование от 15.12.2020 № 105060 с предложением погасить задолженность по налогу в сумме 441 550 руб., а также уплатить начисленные пени в сумме 813,19 руб. в срок до 12.01.2021.

Указанное требование об уплате налога направлено налогоплательщику заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром отправки заказных писем от 17.12.2020 №02798/Н10-20.

Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.75 НК РФ, пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Как следует из представленного административным истцом расчёта пени по НДФЛ, административному ответчику обоснованно начислены пени за период с 02.12.2020 (следующий за установленным законодательством о налогах и сборах день уплаты налога) по 14.12.2020 (день, предшествующий направлению требования об уплате налога) в сумме 813,19 руб., исходя из суммы неуплаченного налога 441 550 руб. и верно применённой процентной ставки.

Как следует из представленных административным истцом сведений, ФИО1 уплачен налог на доходы физических лиц 01.12.2020 в сумме 81 000 руб.

Таким образом, налогоплательщиком частично исполнено требование об уплате налога. Неисполненными остались требования об уплате НДФЛ в сумме 441 550 руб. и пени в сумме 813,19 руб.

Межрайонная ИФНС России №10 по Тверской области в предусмотренный действующим законодательством шестимесячный срок, а именно 28.01.2021 обратилась к мировому судье судебного участка №83 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ: налога в размере 441 550 руб., пени в размере 813,19 руб., на общую сумму 442 363 руб. 19 коп.

01.02.2021 мировым судьёй по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ, впоследствии отменённый определением мирового судьи от 18.02.2020.

В суд с рассматриваемым административным иском налоговый орган также обратился в пределах предусмотренного законом шестимесячного срока.

Доказательств исполнения административным ответчиком своей обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в полном объёме суду не представлено.

Налоговые органы, как следует из пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Административный ответчик размер задолженности не оспорил, доказательств внесения денежных средств в ином, не заявленном административным истцом размере, не представил.

Учитывая изложенное, ввиду доказанности оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени в указанном административным истцом размере, заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из ч. 2 ст. 61.1 которого следует, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджет муниципального района.

Поскольку административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона, в соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 БК РФ с ответчика ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Тверской области город Тверь подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7623,63 руб., исчисленная исходя из размера удовлетворённых судом требований (442363,19 руб.).

Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, взыскании пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в соответствующий бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 441 550 руб. 00 коп., пени в размере 813 руб. 19 коп.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета муниципального образования Тверской области город Тверь государственную пошлину в размере 7 623 руб. 63 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 июля 2021 года.

Председательствующий Н.В. Булыгина

1версия для печатиДело № 2а-801/2021 ~ М-539/2021 (Решение)