Мотивированное решение составлено 17.06.2022 г. Дело № 2а-801/2022
УИД 76RS0021-01-2022-000955-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2022 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Бодрова Д. М.,
при секретаре Караваевой А. В.,
с участием прокурора Матвеичевой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области к ФИО2 о временном помещении в Центр содержания иностранных граждан УМВД России по Ярославской области,
у с т а н о в и л:
УМВД России по Ярославской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданина Республики <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по ЯО сроком на 3 месяца. Срок необходим для получения паспорта и выезда за пределы Российской Федерации. В соответствии со ст. 188, 269 КАС РФ решение просит обратить к немедленному исполнению.
В обоснование административного иска указано, что гражданин Республики <адрес> ФИО2 был осужден за совершение тяжкого преступления, отбывал наказание в ФКУ «исправительная колония № 1» Управления ФСИН России по Ярославской области, освобожден по отбытии срока наказания 17 июня 2022 года.
30.03.2022 года ФСИН России в отношении ФИО2 вынесено распоряжение № 2333-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
04.05.2022 года УМВД России по Ярославской области в отношении него вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.
В личном деле гражданина Республики <адрес> ФИО2 документ, действительный для пересечения границы, отсутствует. В наличии имеется паспорт гражданина Республики <адрес> с истекшим сроком действия.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что точные сроки получения свидетельства на возвращение в настоящее время неизвестны.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что с 2008 года проживает на территории РФ вместе с родителями, его близкие родственники имеют гражданство РФ, в Республике <адрес> близких родственников не имеет. Ранее он имел регистрацию на территории РФ и вид на жительство, срок действия которых истек в связи с отбытием им наказания в местах лишения свободы. В настоящее время жилое помещение ему готова предоставить его бабушка.
Представитель административного ответчика, действующий на основании ордера адвокат Дружинин Д. А. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что ФИО2 имеет устойчивые социальные связи в России, где он учился, проживал вместе со своими родственниками. Также пояснил, что ранее было обжаловано распоряжение УФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) ФИО2 на территории РФ, однако, жалоба была оставлена судом без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст.10 Закона).
Согласно ст. 1 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством республики <адрес> о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан республики <адрес>» от 30.11.2000 года граждане государства одной Стороны независимо от места проживания могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, по перечням согласно приложениям № 1 и 2 к настоящему Соглашению. Согласно Приложению №2 установлен перечень документов граждан, удостоверяющих их личность и подтверждающих гражданство их владельцев на территории РФ: дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт гражданина Республики <адрес> (для выезда за границу); паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее); свидетельство на возвращение в Республику <адрес> (только для возвращения в Республику <адрес>).
В соответствии с абз.1 п.9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии с п. 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 указанного закона, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу ч.5,6 ст. 32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание в специальных учреждениях лиц до исполнения решения о депортации осуществляется только на основании решения суда.
Согласно абз. 4,5 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15.08.1996 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст. 27), провозглашает защиту государством семьи (ч.1 ст. 38).
При этом данные права в силу ч.3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Распоряжением Федеральной службой исполнения наказаний от 30.03.2022 № 2333-рн пребывание (проживание) гражданина Республики <адрес> ФИО2 на территории РФ признано нежелательным сроком на 8 лет.
04 мая 2022 года решением УМВД России по Ярославской области гражданин Республики <адрес> ФИО2 подлежит депортации за пределы Российской Федерации после отбытия наказания, назначенного судом.
На момент рассмотрения дела решение не обжаловано. Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что возможность обжалования указанного решения административным ответчиком не исчерпана, поскольку оно получено 17.06.2022 года.
ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в Респ. <адрес>, с 18.05.2018 года по 17.06.2022 года находился в местах лишения свободы на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. гражданства Российской Федерации не имеет, является гражданином Республики <адрес>, ранее имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Срок действия вида на жительство в России у него истец 03.06.2021 г., ранее обучался в общеобразовательных учреждениях в <адрес>. Гражданка РФ ФИО1 выразила нотариально заверенное согласие на регистрацию ФИО2 в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>. Близкие родственники ФИО2 также имеют гражданство РФ.
ФИО2 был осужден приговором суда за совершение преступления, относящегося к категории тяжких, 17 июня 2022 года он освободился из мест лишения свободы, его проживание, пребывание в Российской Федерации в установленном законом порядке признано нежелательным, вынесено решение о его депортации.
Оценив представленные доказательства, учитывая, что ФИО2 имеет фактическое место жительства на территории РФ, где проживают его близкие родственники, что он не реализовал свое право на обжалование решения о депортации, суд приходит к выводу, что помещение его в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Ярославской области не будет отвечать требованиям законности и целесообразности. Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 268, 269 КАС РФ,
р е ш и л:
Административные исковые требования Управления Министерства внутренних дел России по Ярославской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Д. М. Бодров