административное дело №2а-801/2022
УИД 09RS0007-01-2021-001159-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2022 г. ст. Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Петяшина А.А.,
при секретаре судебного заседания Згонниковой Л.В.,
с участием:
помощника прокурора Зеленчукского района КЧР Хачирова И.В.,
представителя ответчика - администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Управления образования администрации Зеленчукского муниципального района Добровольской Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зеленчукского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст.Зеленчукская», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь», администрации Зеленчукского муниципального района КЧР об обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» <адрес>», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь», администрации Зеленчукского муниципального района КЧР, которые судом были объединены в одно производство, об обязании совершить действия по оснащению образовательных учреждений системой видеонаблюдения, сотрудниками частных охранных организаций, вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, оборудовать помещениями для охраны и видеонаблюдения, системой оповещения работников и учащихся организаций, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснащению системой оповещения и управления эвакуацией работников и обучающихся, оснащению системой металлоискателя до ДД.ММ.ГГГГ, так же просит обязать администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР оказать финансирование за счет бюджета органа местного самоуправления для исполнения решения суда.
В порядке ст.39 ГПК РФ прокурором Зеленчукского района КЧР были уточнены исковые требования, из которых следует, что прокурор Зеленчукского района в интересах неопределенного круга лиц заявляет исковые требования к МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст.Зеленчукская», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь», просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» ст. Зеленчукской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта и территории образовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать системой контроля и управления доступом. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 ст. Зеленчукской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта и территории образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Обязать Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1 ст. Сторожевой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта и территории образовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать объект и территорию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить стационарным или ручным металлоискателем, оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», оборудовать объект и территорию системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, которой обеспечивается непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Маруха» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта и территории образовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать объект и территорию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить объект системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта и территории образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оборудовать объект и территорию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить стационарным или ручным металлоискателем, оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», оборудовать объект и территорию образовательной организации системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, которой обеспечивается непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Обязать Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объекта и территории образовательной организации, расположенных по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МКОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь», расположенного по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснастить стационарным или ручным металлоискателем, оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, которой обеспечивается непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).Обязать Администрацию Зеленчукского муниципального района обеспечить финансирование выполнения указанных мероприятий МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» <адрес>», МБДОУ «Детский сад № 2 ст. Зеленчукская», МКОУ «ООШ № 1 ст. Сторожевой», МКОУ «СОШ № 1 ст. Кардоникской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Маруха», МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», МКОУ «СОШ с. Архыз», МКОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь» для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом прокурор ссылается на то, что на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой Зеленчукского района проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных организаций в Зеленчукского муниципального района, а также обеспечения безопасности обучающихся и работников учреждений. Ссылается на п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребёнка», одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 20.11.1989, ст.ст. 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», ст. 28, 41 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»; ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что имеются нарушения п.п. 24, 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, объекты не оснащены стационарным или ручным металлоискателем; не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечена охрана объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудованы помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны, войск национальной гвардии Российской федерации); отсутствуют системы видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Нарушения требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, способствуют несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Нарушения не были устранены и после внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района соответствующего представления.
Учредителем и собственником имущества образовательных организации – ответчиков по делу является администрация Зеленчукского муниципального района. Указывает, что образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их обучающихся и сотрудников учреждения. Обеспечение исполнения мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, является обязательным, выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Исполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. Обязанность по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств образовательного учреждения возлагается на администрацию района как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма. Со ссылкой на ч. 2 ст. 206 ГПК РФ просил установить срок исполнения решения в части финансирования до ДД.ММ.ГГГГ, в части проведения мероприятий антитеррористической защищенности образовательного учреждения до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Зеленчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу № по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст.Зеленчукская», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь», администрации Зеленчукского муниципального района КЧР об обязании совершения определенных действий, по заявлению администрации Зеленчукского муниципального района отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Делу присвоен №.
Определением Зеленчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу № г. прекращено, осуществлен переход рассмотрения дела в порядке Кодекса административного производства РФ.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Прокурора Зеленчукского района уточнил исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ и в окончательном варианте, уменьшив объем требований, просил:
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой», расположенные по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных. служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Школа № 1 ст. Кардоникской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», расположенные по адресу: <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», расположенные по адресу: <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь», расположенные по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МДБОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», расположенные по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
В обоснование уточненных административных исковых требований указал, что по результатам надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой Зеленчукского района в 2021 году в МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад № 2 ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», МБОУ «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» установлены факты непринятия мер по приведению антитеррористической защищенности в соответствие с предъявляемыми постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту - ПП РФ № 1006) требованиям.
В целях приведения антитеррористической защищенности перечисленных образовательных организаций в соответствие с предъявляемыми требованиями прокурор района обратился в Зеленчукский районный суд с исковым заявлением об обязании МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад № 2 ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», МБОУ «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» и администрации Зеленчукского муниципального района КЧР совершить определенные действия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций.
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)» в Постановление Правительства № 1006 внесены изменения, в соответствии с которыми образовательные организации Зеленчукского района, охваченные исковым заявлением прокурора Зеленчукского района по предъявляемым характеристикам отнесены к объектам (территориям) четвертой категории опасности.
Согласно пп. «д» п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, необходимо оборудовать объекты (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и оснащать объекты (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в системами обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112м и поддерживать их в исправном состоянии.
Данное требование закона применимы как объектам третьей категории опасности, так и для объектов четвертой категории опасности антитеррористической защищенности.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовательными организациями МБОУ «Общая общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» и МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной» требование закона не исполнено, а в остальной части требований административного искового заявления основания обращения в суд отпали.
Так же отпали причины, послужившие основанием для обращения в суд к администрации Зеленчукского муниципального района, МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад № 2 ст. Зеленчукской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» ст. Зеленчукской».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Зеленчукского района Хачиров И.В. поддержал уточненные административные исковые требования по изложенным в уточненном заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Зеленчукского муниципального района и третьего лица Управления образования администрации Зеленчукского муниципального района Добровольская Н.А. уточненные исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.
Представители административных ответчиков МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст.Зеленчукская», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской», МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь», в суд не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении без их участия.
Представитель третьего лица Финансового управления администрации Зеленчукского района, в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В материалах дела имеется письменная позиция представителя, из которой следует, что Формирование проекта местного бюджета Зеленчукского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов подготовлен с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета Зеленчукского муниципального района от 24.04.2014 № 307«Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Зеленчукском муниципальном районе» - это преимущественное право администраций муниципальных образований, непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований, следовательно, формирование проекта бюджета Зеленчукского муниципального района осуществляет финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района. Денежные средства выделяются из бюджета в соответствии с нормативными документами и в пределах доходов бюджета, при этом обеспечивается выплата заработной платы работникам для всех муниципальных учреждений, независимо от типа (казенный, бюджетный) в соответствии с «дорожной картой», согласно Указу Главы Карачаево-Черкесской Республики в рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации (Указ от 7 мая 2018 года N 204), с учетом доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, оплата коммунальных услуг, социальные выплаты, питание и т.д. Основные параметры бюджета Зеленчукского муниципального района определились по доходам и расходам на 2021 год в сумме 1141135,2 тыс. руб., в том числе за счет собственных полномочий в сумме 280539,9тыс.руб. из них налоговые и неналоговые доходы-208311,2 тыс.руб., дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджета -72228,7тыс.руб. (сведения по запланированному бюджету за счет собственных средств на 2021 год прилагается). Формирование расходов бюджета Зеленчукского муниципального района на 2021 год проводилось в условиях сохранения недостатка ресурсов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы с учетом необходимости решения важнейших социальных и экономических задач и обеспечения обязательств Зеленчукского муниципального района и выполнения поручения от 15.02.2021г № 149-08/4 «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики», заключенное Министерством финансов Карачаево-Черкесской республики и администрацией Зеленчукского муниципального района, получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Согласно п 2.1.4 Соглашения Зеленчукский муниципальный район обязан обеспечить выплату заработной платы, уплату взносов по обязательному социальному страхованию, оплату коммунальных услуг, обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и т.д.(соглашение прилагается). При формировании бюджета Зеленчукского муниципального района на 2021 год в расходной части бюджета были предусмотрены средства по подпрограмме № 7 «Комплексная безопасность образовательных учреждений» муниципальной программы «Развитие образования в Зеленчукском муниципальном районе» по обеспечению антитеррористической и противопожарной безопасности в сумме 2349,9 тыс.руб. (противопожарная безопасность, тревожная кнопка, сигнализация, видеонаблюдение и другие мероприятия), на 2022 год-2250,6тыс.руб., на 2023 год 2 250,6 тыс.руб. Что касается дополнительных денежных средств на решение вопроса по оснащению учреждений образования Зеленчукского муниципального района средствами антитеррористической оснащенности и оплаты охраны учреждений сотрудниками подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ в сумме 58864,8 тыс.руб. не планировалась, так как данная сумма на реализацию этих мероприятий неподъемная для бюджета Зеленчукского муниципального района из -за отсутствия доходных источников бюджета. Администрация Зеленчукскского муниципального района обращалась с письмами в Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, в прокуратуру Зеленчукского района об оказании помощи выше указанной суммы на выполнение всех мероприятий.
Представитель третьего лица Совета Зеленчукского муниципального района в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представители третьего лица Министерства образования и науки КЧР, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, о причинах уважительности неявки суду не сообщил.
Из письменных возражений начальника Управления образования Администрации Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО6, имеющихся в материалах дела, следует, что Управление образование администрации Зеленчукского муниципального района финансирует подведомственные учреждения согласно поданных кассовых планов по утвержденной смете расходов в рамках Муниципальной программы «Развитие образования в Зеленчукском муниципальном районе», утвержденной постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от 30.11.2020 №1004 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Зеленчукском муниципальном районе»» подпрограмма 7 «Комплексная безопасность образовательных учреждений», в которой предусмотрены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования, системы видеонаблюдения и другие расходы, по которым предусматривались бюджетные ассигнования в пределах доходных источников бюджета. Объем бюджетных ассигнований на 2022 год на финансовое обеспечение реализации вышеназванной программы утвержден решением Совета Зеленчукского муниципального района от 27.12.2021 № 129 «О бюджете Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» по целевым статьям расходов бюджета, внесены соответствующие изменения в программу постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от 17.02.2022 № 111 «О внесении изменений в постановление администрации Зеленчукского муниципального района от 30.11.2020 №1004 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Зеленчукском муниципальном районе»». При формировании бюджета Зеленчукского муниципального района на 2022 год в расходной части предусмотрены средства по подпрограмме 7 «Комплексная безопасность образовательных учреждений» в сумме 4708,8 тыс. руб. (тревожная кнопка, сигнализация и другие мероприятия). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ профинансировано на данные мероприятия по обеспечению безопасности учреждений образования в сумме 4654,5 тыс.руб. Объем средств, предусмотренный муниципальной программой, является недостаточным для выполнения постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Расчет необходимых средств на мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений Зеленчукского муниципального района был направлен в Финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района для формирования проекта бюджета на 2022 год и составлял 58864,8 тыс.руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ потребность средств на указанные мероприятия составила 60413,0 тыс.руб., которая не является окончательной и подлежит корректировке на очередную дату в связи с отсутствием гарантированных цен на услуги и товары поставщиков.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребёнка», одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 20.11.1989 государства-участники, в том числе Российская Федерация, обязуются обеспечить ребёнку защиту и заботу, необходимую для его благополучия.
Согласно ст. 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под зашитой государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 и ч. 7 этой же статьи Закона образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании - охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. $
Статьей 2 Закона о противодействии терроризму к основным принципампротиводействия терроризму относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта. Согласно требованиям Закона все объекты, попадающие под действие данного Федерального закона, должны иметь на своих объектах разработанный паспорт антитеррористической защищенности (ч. 6 ст. 1 Закона о противодействии терроризму).
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии со ст. 3 и ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические и физические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Указанные выше понятия раскрыты в ст. 3 Закона о противодействии терроризму.
При этом, ст. 5 Закона о противодействии терроризму определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство РФ возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В целях реализации положений Закона о противодействии терроризму принято Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных; а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения администрации Зеленчукского муниципального района.
В соответствии с ч. 6 ст. 28, ч.ч. 1 и 2 ст. 41 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их обучающихся и сотрудников учреждения. Обеспечение исполнения мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006, является обязательным, выполнение указанных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. Исполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в редакции от 05 марта 2022г. в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в редакции от 05 марта 2022г. к объектам (территории) третьей категории опасности относятся: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек.
К объектам (территории) четвертой категории опасности относятся: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.
Согласно п. 24 вышеназванного постановления Правительства РФ в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п. 25 вышеназванного постановления Правительства РФ в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (п. 32 Требований).
Постановлением администрации Зеленчукского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. об изменении типа существующих муниципальных казенных учреждений Зеленчукского муниципального района на муниципальные бюджетные учреждения, изменены и утверждены существующие муниципальные казенные общеобразовательные учреждения Зеленчукского муниципального района на муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, сохранив их основные цели деятельности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст.Зеленчукская», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской»,МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» установлена четвертая категория опасности объекта ( территории) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 в редакции от 05 марта 2022г.
Согласно справки Зеленчукского межрайонного отдела вневедомственной охраны - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КЧР» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБОУ «ООШ № 1 ст. Сторожевой», расположенная по адресу: <адрес> ; МБОУ «СОШ № 1 ст. Кардоникской», расположенная по адресу: <адрес> ; МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», расположенный по адресу: <адрес> ; МБОУ «СОШ с. Архыз», расположенный по адресу: <адрес> ; МБОУ «COШ а. Кызыл-Октябрь», расположенный по адресу: <адрес>, объект четвертой категории опасности, не оборудована: системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на объекте (п.24. д. Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 (с изменениями и дополнениями от 05 марта 2022 г.); Системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", объект не оборудован (п.24. д. Постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 (с изменениями и дополнениями от 05 марта 2022 г.).
В ходе прокурорской проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений в Зеленчукском муниципальном районе были установлены допущенные образовательными учреждениями нарушения, что не оспаривается административными ответчиками.
Согласно Уставам МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» ст.Зеленчукская», МБДОУ «Детский сад №2 ст.Зеленчукская», МКОУ «Основная общеобразовательная школа №1 ст.Сторожевой», МКОУ «СОШ №1 ст.Кардоникской»,МБДОУ «Детский сад «Теремок» с.Маруха», МБДОУ «Детский сод «Рябинушка» ст.Исправной», МКОУ «СОШ с.Архыз», МКОУ «СОШ а.Кызыл-Октябрь» учредителем и собственником имущества образовательных учреждений является Зеленчукский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя образовательных учреждений от имени Зеленчукского муниципального района исполняет администрация Зеленчукского муниципального район. Учреждения являются юридическими лицами. К компетенции Управления образования относится, в том числе контроль за использованием бюджетных средств, утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности. Учреждение имеет право осуществлять иную приносящую доход деятельность.
Согласно общедоступных сведений с сайта ФНС России все ответчики являются самостоятельными юридическими лицами, прошли государственную регистрацию.
Оценив выше исследованные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела и признает уточненный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям. При этом суд исходит из того, что ответчики – образовательные учреждения являются юридическими лицами и самостоятельно отвечают по своим обязательствам, факт наличия нарушений требований к антитеррористической защищенности в зданиях школ и детского сада, на которые ссылается прокурор, ими признано как до подачи исков, о чем свидетельствуют их письма, так и не отрицалось в ходе судебного разбирательства. Нарушения требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, действительно может способствовать несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что не соответствует целям антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
И учитывая то, что требования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации…», обязательны к исполнению, иск прокурором к образовательным учреждениям заявлен обоснованно.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд полагает возможным установить для ответчиков - образовательных учреждений срок исполнения решения суда до 01.05.2022г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц, уточненные в порядке ст.46 КАС РФ,- удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Общая общеобразовательная школа № 1 ст. Сторожевой», расположенные по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных. служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Школа № 1 ст. Кардоникской» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Кардоникской», расположенные по адресу: <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Архыз», расположенные по адресу: <адрес> системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБОУ «Средняя общеобразовательная школа а. Кызыл-Октябрь», расположенные по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать объект и территорию МДБОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», расположенные по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить объект и территорию МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» ст. Исправной», расположенные по адресу: <адрес>, системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2022 года.
Судья Зеленчукского районного суда А.А. Петяшин