Дело № 2а-803/2017 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2017 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.,
с участием адвоката Ефремова И.Е.,
при секретаре Караваевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Товарищества собственников жилья «Чайка» о признании незаконным предписания Государственного жилищного инспектора Комитета государственного надзора и контроля Ленинградской области от 11.11.2016г.,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Чайка» обратилось в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что в октябре 2016 года Комитет провел внеплановую документарную проверку ТСЖ с целью установления правильности начисления платы собственникам и пользователям жилых помещений за поставленные ресурсы по теплоснабжению.
По результатам проверки был составлен акт, на основании которого заявителю было выдано предписание об устранении выявленных недостатков и предложено произвести перерасчет размера оплаты по отоплению собственникам жилых помещений по формуле 3 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. *, в срок до 11.02.2017г.
Несогласие товарищества с актом проверки и предписанием объясняется тем, что порядок и размер оплаты услуг по отоплению неоднократно рассматривались на общем собрании членов ТСЖ, последнее собрание по данному вопросу было проведено 24.12.2016г. На всех собраниях большинством голосов членов ТСЖ были приняты решения об оплате услуг по отоплению жилых помещений по показаниям индивидуальных счетчиков +ОДН. Предыдущие собрания по указанному вопросу проводились 18.04.2015г. и 10.04.2016г. Из 33-х членов ТСЖ, присутствующих на собрании (68% собственников жилья), за указанное решение проголосовали 23 человека, против – 10 человек.
По мнению административного истца, решения приняты в рамках полномочий, установленных п. 4 ст. 45 ЖК РФ. Решения общих собраний в установленном законом порядке никем не были обжалованы и являются обязательными для собственников помещений в многоквартирном доме, при этом комитет, как указал административный истец, не уполномочен отменять решения общих собраний членов ТСЖ или обжаловать их.
Радиаторные распределители, установленные в доме ТСЖ, предназначены для организации квартирного учета тепла в каждом помещении с разводкой систем отопления, когда через каждую квартиру проходит несколько стояков. Радиаторный распределитель выполняет измерения не абсолютного, а относительного количества тепловой энергии, отдаваемого поверхностью каждого прибора в системе отопления здания. Совокупность показаний распределителей в системе отопления позволяет выделить долю затрат каждой квартиры из общедомовых затрат по показаниям общего счетчика тепловой энергии и произвести расчет затрат потребления каждой квартиры.
Административный истец также указал, что законодательных запретов на применение тепло-распределителей при расчете оплаты услуг по отоплению нет, отсутствие в Постановлении Правительства РФ * формулы расчета стоимости услуг по отоплению, когда не все жилые помещения оборудованы индивидуальными счетчиками и распределителями тепла, не может служить доказательством того, что данный порядок расчета стоимости услуг не применим на практике.
По мнению административного истца, установленная в ТСЖ система оплаты услуг по отоплению не противоречит действующему законодательству и не наносит ущерба пользователям услуг по отоплению, т.к. стоимость услуг рассчитывается по показаниям установленных распределителей тепла с учетом размера занимаемой площади.
По состоянию на 01.02.2017г. распределители тепла установлены в 10 квартирах, общая площадь которых составляет около 400 кв.м., а общая площадь дома 1937,30 кв.м. С заявлениями на установку тепло-распределителей обратились еще 15 квартир, в ближайшее время их заявления будут удовлетворены.
Квартиры оборудованы тепло-распределителями тепла F H K V Data III, данные тепло-распределители позволяют пересчитывать потребленную теплоэнергию в кВтч и Гкал, обнуление и корректировка показаний теплосчетчиков происходит ежегодно.
В связи с изложенными доводами, административный истец просил признать недействующим полностью со дня издания предписание Государственного жилищного инспектора Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Петрова А.А. от 11.11.2016г. *-ЮЗ (нп), как ограничивающее права членов ТСЖ, предусмотренные статьей 139 ЖК РФ, и приостановить его исполнение до принятия решения судом, а также возложить на административного ответчика судебные издержки по оплате юридических услуг.
Представители административного истца адвокат Ефремов И.Е., действующий на основании ордера от 17.04.2017г. и доверенности от 07.03.2017г. сроком на один год, и председатель правления Хайдукова Н.З., действующая на основании протокола от 10.04.2016г., в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске и письменных возражениях.
Представители административного ответчика, Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, *, действующая на основании доверенности от 23.01.2017г. сроком по 31.12.2017г., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, согласно статье 84 КАС РФ, в их совокупности, суд приходит к следующему.
В период с 21.10.2016г. по 18.11.2016г. на основании распоряжения председателя Комитета государственного жилищного надзора и контроля * от 19.10.2016г. *-ЮЗ (нп) в отношении Товарищества собственников жилья «Чайка», расположенного по адресу: *, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения товариществом обязательных требований в сфере управления многоквартирным домом и предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению размера по внесению платы за коммунальные услуги применительно к многоквартирному дому.
В ходе проверочных мероприятий административный орган пришел к выводу о нарушении товариществом пункта 3 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. * (далее – Правила *), поскольку нарушен порядок расчета платы за отопление.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.11.2016г. *-юз (нп).
В названном акте указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: *, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, на момент проведения внеплановой документарной проверки в МКД 48 жилых помещений, из них жилые помещения (квартиры №*, 5, 11, 12, 14, 17, 20, 22, 24, 42) оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Учитывая, что в МКД не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, расчет размера платы за отопления необходимо производить по формуле 3 Приложения 2 к Правилам *.
По результатам проверки Государственным жилищным инспектором Комитета государственного жилищного надзора и контроля ** было выдано предписание от 11.11.2016г. *-юз (нп), которым ТСЖ «Чайка» было обязано в срок до 11.02.2017г. произвести расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям в МКД в соответствии с требованиями пункта 3 Приложения 2 к Правилам * (по формуле *) и произвести собственникам жилых помещений (№*) МКД перерасчет платы за вышеуказанную коммунальную услугу за следующие периоды: март-май 2015г., октябрь 2015г. – апрель 2016г. С данным предписанием председатель правления ТСЖ «Чайка» Хайдукова Н.З. не согласилась, указав, что перерасчет производить не будут.
Не согласившись с принятым предписанием, ТСЖ «Чайка» обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Закона № 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Таким образом, предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания относительно действий, направленных на прекращение и устранение выявленного нарушения, которые необходимо совершить исполнителю.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В проверяемый период действовали Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. * (Правила *).
В соответствии с пунктом 38 Правил * размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил *, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения * к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 3 Приложения * к Правилам * определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле 3.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что ТСЖ «Чайка» нарушило порядок расчета платы за отопление, предусмотренный пунктом 3 Приложения 2 к Правилам *, поскольку не все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Судом установлено, что на общем собрании членов ТСЖ «Чайка» 24.12.2016г. принято решение производить оплату услуг по отоплению жилых помещений, находящихся в собственности членов ТСЖ, по показаниям индивидуальных счетчиков +ОНД, а у кого нет счетчиков – по квадратным метрам жилой площади +ОНД. В материалы дела также представлены решения общего собрания членов товарищества от 22.03.2014г. о начислении платы за отопление по секциям батарей – 28 квартир, по количеству площади – 7 квартир, от 18.04.2015г. об оплате услуг отопления по счетчикам, у кого их нет – согласно занимаемой площади.
Исходя из положений статьи 145 Жилищного кодекса РФ принятие решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания членов ТСЖ не отнесены.
Установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).
Суд, таким образом, установил, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *, размер платы за коммунальные услуги на момент выдачи спорного предписания устанавливался не в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, а общее собрание членов товарищества не было уполномочено менять структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы, в связи с чем, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным и соответствует действующему законодательству.
В этой связи, поскольку условия для признания незаконным акта государственного органа судом не установлены, требования административного истца удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-176 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Товариществу собственников жилья «Чайка» о признании незаконным предписания Государственного жилищного инспектора Комитета государственного надзора и контроля Ленинградской области от 11.11.2016г.– отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 мая 2017 года
Судья Н.Н. Михайлова