Дело № 2а-803/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2021 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Е.В.Халиулиной
при секретаре Малышевой В.Г.
с участием:
представителя административного истца помощника Гайского межрайонного прокурора Горожанова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, размещенной в сети «Интернет»,
установил:
Гайский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением по следующим основаниям. В ходе мониторинга общедоступной сети «Интернет» было выявлено, что в нарушение запрета, установленного действующим законодательством, в свободном доступе размещена информация о возможности покупки военного билета без прохождения военной службы по ссылкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>Просит признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную на названных Интернет-сайтах, что позволит не только привлечь лиц к ответственности за распространение, производство или хранение соответствующего информационного материала, но и изъять и предотвратить распространение материала иным лицам.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель провайдера хостинга сайта Cloudflare, Inc. в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица– Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенного о дне слушания дела надлежащим образом, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве от ДД.ММ.ГГГГ№представитель заинтересованного лица обратил внимание на то, что Интернет-ресурс <данные изъяты> не является адресом, на котором фактически размещена противоправная информация, а является результатом поискового запроса <данные изъяты> по форуму сайта <данные изъяты>. Ограничение доступа к данному ресурсу не приведет к ограничению доступа к Интернет-ресурсам, на которых фактически размещена противоправная информация., в связи с чем ограничение доступа к нему является нецелесообразным.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, влекущей уголовную или административную ответственность.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (пункты 1, 2, 3, 5 ст. 15.1 вышеназванного закона).
Основанием для включения таких сведений в реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5.1.7 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор в сфере информационных технологий создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Согласно п. 34 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495, бланки военных билетов являются документами строгой отчетности. Они должны храниться в опечатанных хранилищах, исключающих доступ в них посторонних лиц и возможность хищения.
За незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность как за преступления, посягающие на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
В судебном заседании установлено, что в свободном доступе сети Интернет имеется информация о возможности покупки военного билета без прохождения военной службы по ссылкам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вход на данные интернет-сайты является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, по ознакомлению с содержанием сайта, по копированию материалов в электронном варианте.
Соответственно, размещенный на страницах указанных сайтов материал направлен на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям, что способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения преступлений и правонарушений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно отзыву Управления Роскомнадзора по <адрес>, Интернет-ресурс <данные изъяты> не является адресом, на котором фактически размещена противоправная информация, а является результатом поискового запроса <данные изъяты> по форуму сайта <данные изъяты>. Ограничение доступа к данному ресурсу не приведет к ограничению доступа к Интернет-ресурсам, на которых фактически размещена противоправная информация., в связи с чем суд считает нецелесообразным признание размещенной на нем информации запрещенной.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 179,180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Гайского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, размещенной в сети «Интернет» - удовлетворить частично.
Признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную на следующих Интернет-ресурсах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении требований о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, содержащейся на Интернет-ресурсе:
<данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.В.Халиулина
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Судья Е.В. Халиулина