ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-803/2022 от 07.04.2022 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-803/2022

УИД 75RS0023-01-2022-000995-33

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

07 апреля 2022 года г.Чита

Черновский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи А.В.Петрова,

при секретаре И.А.Лебедевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Читинской таможни к Ивановой А.Ю. о взыскании утилизационного сбора, пени за просрочку его уплаты,

УСТАНОВИЛ:

Читинская таможня обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к Ивановой А.Ю. о взыскании утилизационного сбора в размере 480 200 руб., пени в размере 48 148,05 руб., ссылаясь на следующее:

Отделом таможенного контроля после выпуска товаров Читинской таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении Ивановой А.Ю. по соблюдению требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов.

По результатам камеральной таможенной проверки установлены факты несоблюдения Ивановой А.Ю. законодательства Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в части невыполнении обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства при его ввозе в Российскую Федерацию (транспортное средство MITSUBISHI OUTLANDER, государственный регистрационный знак , номер кузова , номер двигателя ).

В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что товар, являющийся объектом таможенного контроля – (транспортное средство MITSUBISHI OUTLANDER, гос. номер , номер кузова <адрес>, номер двигателя ) ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического Союза с нарушением норм таможенного законодательства, незаконно, под видом отдельных компонентов, и использовались Ивановой А.Ю. на территории Российской Федерации как полнокомплектное транспортное средство:

- номер двигателя транспортного средства MITSUBISHI OUTLANDER, ДД.ММ.ГГГГ г. с государственным номером Республики Армения , соответствует номеру двигателя, задекларированного в ДТ ;

- кузов легкового автомобиля б/у MITSUBISHI OUTLANDER, маркировка № , соответствует кузову легкового автомобиля, задекларированного в ДТ .

23.09.2021 по адресу регистрации Ивановой А.Ю. было направлено уведомление об уплате утилизационного сбора. Данный документ вручен адресату лично 08.10.2021, что подтверждается росписью в уведомлении о вручении. До настоящего времени сбор не уплачен.

Участвующий в деле представитель Читинской таможни Шешуков А.Б. заявленные уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил аналогичное вышеизложенному.

Административный ответчик Иванова А.Ю. в ходе судебного разбирательства требования административного истца – Читинской таможни признала.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 4 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утилизационный сбор – это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 26 декабря 2013 г. N 1291 утвердило Правила, устанавливающие порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора (пункт 1 Правил).

Осуществляя экономическое регулирование в области обращения с отходами, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает уплату утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1 статьи 24.1).

Согласно пункту 5 статьи 24.1 названного Федерального закона при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза в отношении товаров предусматривает применение таможенных процедур. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, согласно статье 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предусматривает ее применение в отношении иностранных товаров, в соответствии с указанной процедурой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено данным Кодексом.

Федеральный закон "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) как документ, идентифицирующий транспортное средство (пункт 1 части 1 статьи 14).

Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, установлено, что под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6).

Как следует из материалов дела транспортное средство марки MITSUBISHI OUTLANDER, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, следует классифицировать в товарной субпозиции 8703239087 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Согласно товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, в неё включаются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

Согласно информации, размещенной в сети Интернет (сайты avto-russia.ru, avto-bel.org) транспортное средство марки MITSUBISHI OUTLANDER 2,4, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, соответствует следующим техническим характеристикам: тип кузова – универсал (5 мест).

С учетом вышеизложенного, транспортное средство марки MITSUBISHI OUTLANDER 2,4, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, относится к категории M1 и у Ивановой А.Ю., как у лица, которое приобрело данное транспортное средство и использовало его на территории РФ, возникает обязанность уплаты утилизационного сбора.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Иванова А.Ю. обязанность по уплате утилизационного сбора не исполнила, в связи с чем таможенным органом на сумму сбора начислены пени.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

При проверке расчетов суд нарушений не установил, доказательств полной либо частичной оплаты суммы задолженности в материалах дела не имеется, расчет заявленных исковых требований административным ответчиком не оспорен, своего расчета Ивановой А.Ю. не предоставлялось.

На основании изложенного, а также учитывая, что согласно представленным материалам дела, взыскиваемые суммы задолженности и пени не уплачены, исковые требования таможенного органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Читинской таможни удовлетворить.

Взыскать с Ивановой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в пользу Читинской таможни, с зачислением в соответствующий бюджет, задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 480 200 руб., а также пени за его просрочку за период с 30.03.2021 по 07.04.2022 в сумме 48 148,05 руб.

Взыскать с Ивановой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 8 483,48 руб. в доход местного бюджета.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 апреля 2022 года.

Судья А.В.Петров