Дело № 2а-8044-2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.08.2016 года г.Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.,
при секретаре судебного заседания Курышевой О.В.,
с участием законного представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Местной религиозной организации П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат) к Администрации <адрес> об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Местной религиозной организации П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат), расположенной по адресу: <адрес> на праве безвозмездного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 2286 кв.м., с разрешенным использованием: объекты религиозного назначения (церкви, часовни, мечети, молитвенные дома, П дома служителей религиозного учреждения), расположенный по адресу <адрес>2а, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации №. <дата> был подан в Администрацию <адрес> пакет документов, необходимый для получения градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенный по адресу: <адрес>2а, необходимый для получения разрешения на строительство объекта религиозного значения - храма. Комитетом по архитектуре и градостроительству <адрес> был подготовлен и распоряжением № от 26.07.2016г. утвержден градостроительный план, которым строительство на данном земельном участке не предусмотрено, так как согласно Правил землепользования и застройки <адрес>, он расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й и 2-й пояс). Истец полагает, что техническая ошибка, допущенная при внесении изменений в ПЗЗ <адрес>, из-за которой истцу был выдан градостроительный план, на основании которого осуществлять строительство на данном земельном участке невозможно, является основанием для отказа в строительстве, с чем он категорически не согласен. Свои исковые требования истец аргументирует следующим. Ранее земельный участок с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, принадлежал на праве аренды МУП «Управление «Водоканал» сроком до <дата> С разрешенным видом использования в целях эксплуатации артезианской скважины и организации проезда. Однако вышеуказанная скважина №, еще в 2005 г. была признана непригодной для использования, в связи с высоким содержанием в ней железа и затампонирована специалистами предприятия с участием органов ГЦСЭН, о чем свидетельствует Акт о тампонировании скважины от <дата>, но документы о списании до конца оформлены не были. <дата> МУП «Управление «Водоканал» был подготовлен Акт на списание скважины № подготовлено письмо за № от <дата> в КУИ <адрес> с просьбой списать данный объект и исключить его из реестра муниципальной собственности. <дата> Администрация <адрес> подготовила Постановление № «О списании и исключении из Реестра муниципального имущества <адрес> объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>2а». <дата> Скважина № была снята с кадастрового учета. Право на нее было прекращено. <дата> Между МУП «Управление «Водоканал» и КУИ <адрес> было подписано Соглашение № о расторжении договора аренды № от <дата> находящегося в государственной собственности земельного участка. В этот же день КУИ <адрес> отправило в Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> письмо, исх. №.4.3/3294, с просьбой рассмотреть возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенного по адресу: <адрес>2а, с «для эксплуатации артезианской скважины и организации проезда» на «строительство культового сооружения». На основании Решения городской Думы <адрес>№ от <дата> в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» были внесены изменения, в связи с чем, в соответствии с общероссийским классификатором, разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенный по адресу: <адрес>2а, на публичных слушания был изменен на: «объекты религиозного назначения (церкви, часовни, мечети, молитвенные дома, П дома служителей религиозного учреждения). <дата> вышеуказанный земельный участок был предоставлен в безвозмездное пользование Местной религиозной организации П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат) договором №/б, заключенным на основании постановления Администрации <адрес>№ от <дата> с разрешенным использованием: объекты религиозного назначения (церкви, часовни, мечети, молитвенные дома, П дома служителей религиозного учреждения). Из вышесказанного следует, что при подготовке изменений, вносимых в Правила землепользования и застройки, Комитет по архитектуре и градостроительству, КУИ <адрес>, да и Администрация <адрес> не просто знали о том, что МУП «Управление «Водоканал» проводит ряд мероприятий по аннулированию скважины №, которые включают в себя подготовку документации, необходимой для снятия с баланса предприятия, тампонированию, снятию ее с учета в недропользовании, а сами в них участвовали, а именно: исключали скважину из Реестра муниципальной собственности, снимали скважину с кадастрового учета, расторгали договор аренды с МУП «Управление «Водоканал», изменили разрешенный вид использования на земельный участок дважды на публичных слушаниях и при этом не внесли коррективы в Правила землепользования и застройки, т.е. Администрацией <адрес> была допущена техническая ошибка при внесении изменений в ПЗЗ муниципального образования «<адрес>», а именно: с земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенного по адресу: <адрес>2а, не сняты обременения «Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й и 2-й пояс) в связи с аннулированием скважины №. Административный истец просит суд обязать Администрацию <адрес> внести изменения в градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>2а, утвержденный Распоряжением Администрации <адрес>№ от <дата>, с учетом исключения из него Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й пояс).
Административный истец в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить.
В судебном заседании представители административных ответчиков Администрации г. Таганрога, КУИ г. Таганрога, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, судья находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом судья исходит из следующего:
Местной религиозной организации П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат), расположенной по адресу: <адрес>, пер. Машинный, 3, на праве безвозмездного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 2286 кв. м., с разрешенным использованием: объекты религиозного назначения (церкви, часовни, мечети, молитвенные дома, П дома служителей религиозного учреждения), расположенный по адресу <адрес>2а, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации №.
Как следует из объяснений истца <дата> им был подан в Администрацию <адрес> пакет документов, необходимый для получения градостроительного плана на земельный участок, с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенный по адресу: <адрес>2а, необходимый для получения разрешения на строительство объекта религиозного значения - храма. Комитетом по архитектуре и градостроительству <адрес> был подготовлен и распоряжением № от 26.07.2016г. утвержден градостроительный план, которым строительство на данном земельном участке не предусмотрено, так как согласно Правил землепользования и застройки <адрес>, он расположен в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й и 2-й пояс). Ранее земельный участок с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, принадлежал на праве аренды МУП «Управление «Водоканал» сроком до 22.01.2015 г. С разрешенным видом использования в целях эксплуатации артезианской скважины и организации проезда. Однако, вышеуказанная скважина № 16, еще в 2005 г. была признана непригодной для использования, в связи с высоким содержанием в ней железа и затампонирована специалистами предприятия с участием органов ГЦСЭН, о чем свидетельствует Акт о тампонировании скважины от <дата>, но документы о списании до конца оформлены не были.
<дата> МУП «Управление «Водоканал» был подготовлен Акт на списание скважины № подготовлено письмо за № от <дата> в КУИ <адрес> с просьбой списать данный объект и исключить его из реестра муниципальной собственности. <дата> Администрация <адрес> подготовила Постановление № «О списании и исключении из Реестра муниципального имущества <адрес> объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>2а». <дата> Скважина № была снята с кадастрового учета. Право на нее было прекращено. <дата> Между МУП «Управление «Водоканал» и КУИ <адрес> было подписано Соглашение № о расторжении договора аренды № от <дата> находящегося в государственной собственности земельного участка. В этот же день КУИ <адрес> отправило в Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> письмо, исх. №.4.3/3294, с просьбой рассмотреть возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенного по адресу: <адрес>2а, с «для эксплуатации артезианской скважины и организации проезда» на «строительство культового сооружения». На основании Решения городской Думы <адрес>№ от <дата> в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» были внесены изменения, в связи с чем, в соответствии с общероссийским классификатором, разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенный по адресу: <адрес>2а, на публичных слушания был изменен на: «объекты религиозного назначения (церкви, часовни, мечети, молитвенные дома, П дома служителей религиозного учреждения). <дата> вышеуказанный земельный участок был предоставлен в безвозмездное пользование Местной религиозной организации П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат) договором №/б, заключенным на основании постановления Администрации <адрес>№ от <дата> с разрешенным использованием: объекты религиозного назначения (церкви, часовни, мечети, молитвенные дома, П дома служителей религиозного учреждения).
Из вышесказанного следует, что при подготовке изменений, вносимых в Правила землепользования и застройки, Комитет по архитектуре и градостроительству, КУИ г. Таганрога, да и Администрация г. Таганрога не просто знали о том, что МУП «Управление «Водоканал» проводит ряд мероприятий по аннулированию скважины №16, которые включают в себя подготовку документации, необходимой для снятия с баланса предприятия, тампонированию, снятию ее с учета в недропользовании, а сами в них участвовали, а именно: исключали скважину из Реестра муниципальной собственности, снимали скважину с кадастрового учета, расторгали договор аренды с МУП «Управление «Водоканал», изменили разрешенный вид использования на земельный участок дважды на публичных слушаниях и при этом не внесли коррективы в Правила землепользования и застройки, т.е. Администрацией города Таганрога была допущена техническая ошибка при внесении изменений в ПЗЗ муниципального образования «<адрес>», а именно: с земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенного по адресу: <адрес>2а, не сняты обременения «Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й и 2-й пояс) в связи с аннулированием скважины №.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п. «в» и «к» части 1 ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
В п. 1 ст. 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу п. п. 1 - 4 п. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов! утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно ст. 35 Устава муниципального образования «Город Таганрог», утвержденного Решением Городской думы города Таганрога №318 от 03.07.2011 года к иным полномочиям Городской Думы города Таганрога входят, в том числе утверждение генерального плана города Таганрога, правил землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки.
Пунктом 2 ст. 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Судом установлено, что администрацией г. Таганрога при подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» в новой редакции были соблюдены требования ст.31 ГрК РФ.
Постановлением мэра г. Таганрога №1543 от 20.05.2015 г. была создана комиссия по подготовке проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог».
Местная религиозная организация П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат), как заинтересованное лицо, не могли подать заявку в Комиссию по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», в части земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенного по адресу: <адрес>2а, на предмет снятия обременения «Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й и 2-й пояс), в связи с аннулированием скважины №, находящейся на данном участке, так как не являлась на тот момент арендатором или законным пользователем земельного участка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
На органах местного самоуправления лежит задача проверки соответствия проекта ПЗЗ не только обязательным требованиям технических регламентов и документам территориального планирования, а также фактическому использованию земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них и Администрация <адрес>, как собственник вышеуказанного земельного участка, должна была по своей инициативе внести коррективы в ПЗЗ Муниципальное образование «<адрес>», в части снятия обременений и ограничений в использовании земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005270:2168, расположенного по адресу: <адрес>2а, а именно исключить из них Зону санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 1-го и 2-го поясов.
Администрация <адрес> предоставила земельный участок в безвозмездное пользование, при этом выдала градостроительный план, при котором невозможно использовать по целевому назначению этот земельный участок, т.е. ограничивает право на строительство.
Градостроительный план, как следует из норм Градостроительного кодекса РФ, выдается не на строительный объект, а на земельный участок с целью определения разрешенного и допустимого строительства либо реконструкции на данном земельном участке.
Градостроительный план земельного участка является обязательным основанием для подготовки проектной документации (ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса РФ), выдачи разрешения на строительство (ч.ч.7, 9 ст.51), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.ч.3,6 ст.55), то есть обязательной принадлежностью любого земельного участка - застроенного или предназначенного для строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст. 260 ГК РФ).
Истец не может воспользоваться этим правом из-за технической ошибки, допущенной Администрацией г. Таганрога при внесении изменений в Правила землепользования и застройки, а также выданного им, не соответствующего действительности, градостроительного плана.
В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно ст. 30 ГК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании изученных материалов судья считает, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь главой 22, ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Местной религиозной организации П храма <адрес> Ростовской-на-Дону П Церкви (Московский Патриархат) к Администрации г. Таганрога об оспаривании решения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Таганрога внести изменения в градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденный Распоряжением Администрации <адрес>№ от <дата>, с учетом исключения из него Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (1-й пояс).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Семеняченко А.В.