ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8046/2017 от 08.02.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-823/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2018 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Бакулиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» от 10.08.2017 года об отказе в постановке ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности на МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» поставить ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Ри В.Е. обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привёл следующие обстоятельства.

20.07.2017 года административный истец подал в администрацию города Южно-Сахалинска заявление о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Ри В.Е. полагает, что он и члены его семьи нуждаются в жилом помещении, поскольку учетная норма площади жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи заявителя меньше 14 кв.м. – нормы, установленной на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с постановлением мэра города Южно-Сахалинска № 215 от 03.07.2015 года. 10.08.2017 года МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» отказало административному истцу в предоставлении муниципальной услуги «Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» по причине намеренного ухудшения гражданином своих жилищных условий при обеспечении его жилым помещением. Ри В.Е. просит суд признать необоснованным и незаконным решение МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» от 10.08.2017 года об отказе в постановке Ри В.Е. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязать МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» поставить Ри В.Е. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Определением суда от 02 ноября 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца привлечены <данные изъяты>, заинтересованным лицом на стороне административного ответчика – администрация города Южно-Сахалинска.

Определением суда от 16 января 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца привлечены <данные изъяты>.

В судебном заседании административный истец Ри В.Е. и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, административный иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям, уточнили круг членов семьи административного истца, в который входят: Ри В.Е., его супруга <данные изъяты> и двое несовершеннолетних детей.

В судебном заседании заинтересованные лица на стороне административного истца <данные изъяты> административный иск поддержали.

В судебном заседании представитель административного ответчика МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» ФИО3, действующая по доверенности, административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Остальные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещались судом в установленном законом порядке.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с согласия участников процесса, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения Ри В.Е., его представителя, мнение заинтересованных лиц, возражения представителя административного ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

В силу положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из содержания приведённых норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём.

Применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее положения подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Из материалов административного дела суд установил, что с 04 июня 2010 года административный истец ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с <данные изъяты>, указанные лица имеют двух несовершеннолетних детей: <данные изъяты>.

Административный истец вместе с членами своей семьи зарегистрирован и фактически проживает по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул.<адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности тестю Ри В.Е. – <данные изъяты>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону.

Жилых помещений в собственности либо социальном найме административный истец и члены его семьи не имеют.

На основании решения Отдела муниципальной социальной политики администрации города Южно-Сахалинска от 12 июля 2017 года административный истец, его супруга, их дети, тесть и тёща признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в городском округе «Город Южно-Сахалинск».

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 30.06.2017 года № 1693-па утвержден Устав МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска».

Согласно пункту 2.3.8. Устава, данное казенное учреждение ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, путем проведения приема и регистрации заявлений граждан о постановке их на учет и прилагаемых к ним документов, консультаций граждан по вопросам принятия на учет, перерегистрации, снятия с учета граждан; проверки полноты и соответствия установленным требованиям представленных документов для принятия решения о постановке граждан на учет.

20 июля 2017 года Ри В.Е. обратился в МКУ «Управление жилищной политики администрации города» с заявлением о постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Рассмотрев заявление гражданина и приложенные к заявлению документы, решением от 10 августа 2017 года административный ответчик отказал в удовлетворении заявления Ри В.Е. по основанию, предусмотренному пунктом 2.8.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приём заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях», утверждённого постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 14.07.2016 года № 2139-па (действовавшего до 28.12.2017 года), согласно которому, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что на основании постановления администрации города Южно-Сахалинска от 04.03.2015 года № 505-па, в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», гражданам Ри В.Е. и <данные изъяты> предоставлено жилое помещение – квартира <адрес> в г.Южно-Сахалинске, площадью 53,0 квадратных метров; с <данные изъяты> заключён договор социального найма жилого помещения от 16 сентября 2015 года, Ри В.Е. указан в качестве члена семьи, вселяющегося в это помещение.

Как пояснили в судебном заседании административный истец и заинтересованное лицо <данные изъяты>, в данную квартиру Ри В.Е. не вселялся, в ней никогда не проживал, поскольку жил все это время со своей семьёй.

Между тем, действия Ри В.Е., связанные со снятием в регистрационного учёта по месту нахождения предоставленного ему с матерью жилого помещения и регистрация в ином жилом помещении (в квартире тестя) расценены административным ответчиком как намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что оспариваемое решение муниципального казенного учреждения является неправомерным, нарушающим право административного истца и членов его семьи на жилое помещение.

Так, согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьёй понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство, о чем говорится в статье 1 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.

Таким образом, исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Ограничения в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учёте, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.

По мнению суда, снятие с регистрационного учёта Ри В.Е. из жилого помещения, расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, ул.<адрес>, вселение в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности тестю административного истца и регистрация по месту фактического проживания, обусловлены реализацией административным истцом неотъемлемого права на совместное проживание со своей семьёй, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитание детей. Суд считает, что обстоятельства спорного случая свидетельствуют о вынужденном ухудшении административным истцом своих жилищных условий, а не о намеренном, как ошибочно оценил их административный ответчик.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» от 10.08.2017 года об отказе в постановке ФИО1 и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Возложить на МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» обязанность поставить ФИО1 и членов его семьи – <данные изъяты> на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Взыскать с МКУ «Управление жилищной политики города Южно-Сахалинска» в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Перченко Н.Л.