ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-804/19КОПИ от 28.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-804/2019 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» января 2019 года г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Вольской А.Е.,

с участием прокурора Мерзлякова А.А.,

административного истца Михалева С.В.,

представителя административного истца Муриной Н.В.,

представителя заинтересованного лица – Курьяновой Н.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Михалев С.В. к Администрации города Перми, о признании нормативного правового акта - постановления № 210 от 22.03.2017 г. «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» не действующим в части отсутствия маршрута сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок» и возложении обязанности включить муниципальный маршрут регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам, сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок»,

у с т а н о в и л :

Индивидуальный предприниматель Михалев С.В. обратился в суд с административным иском к администрации г. Перми о признании постановления «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» от 22.03.2017 г. № 210 не действующим в части признать не действующим в части отсутствия маршрута сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок» и возложении обязанности включить муниципальный маршрут регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам, сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок», в перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми и параметры обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, утвержденного постановлением № 210 от 22.03.2017 г.

Требования мотивированы тем, что административный истец является перевозчиком, осуществляющим перевозки пассажиров по маршруту 10Т сообщением «Микрорайон железнодорожный – Центральный рынок». Постановлением администрации города Перми «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» от 22.03.2017 г. № 210, признано утратившим силу постановление администрации города Перми от 04.07.2006 г. № 1148 «Об утверждении Единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми», которое содержало обслуживаемый им маршрут № 10Т сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок». В оспариваемом постановлении указанный маршрут отсутствует. постановления № 210 от 22.03.2017 г. Не включение маршрута № 10Т сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок» в постановление № 210, приводит к нарушению прав и законных интересов административного истца, который лишается права продолжить свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Административный истец, его представитель в судебном заседании на доводах и основаниях, изложенных в административном исковом заявлении, уточненном исковом заявлении настаивали в полном объеме.

Административный ответчик о месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, своего представителя в суд не направил.

Представитель заинтересованного лица – Курьяновой Н.В. с заявленными требованиями выразила несогласие.

Выслушав стороны, заключение прокурора о том, что требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, материалы дела № 2а-5318/2017, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 года № 220-ФЗ), настоящий федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с частями 1,2, 3 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Частью 4 ст.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, предусмотрено, что подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.

В соответствии с подпунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки осуществляются по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Подпунктами 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, определено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиками.

В силу п.27 ч.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ об организации перевозок в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня его официального опубликования осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 названного Закона.

Таким образом, как следует из буквального толкования частей 1 и 2 статьи 39 Закона об организации перевозок, для сохранения действующей на момент вступления в силу названного Закона маршрутной сети, включая обслуживающих ее перевозчиков, последние обязаны в срок до 13.08.2015 направить уполномоченному органу сведения об обслуживаемых ими маршрутах в объеме, необходимом для формирования нового реестра, а уполномоченный орган - в срок до 10.01.2016 - проверить представленные сведения, принять решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующий реестр.

Следовательно, предусмотренные частью 1 статьи 39 Закона об организации перевозок сроки установлены в целях выявления тех из осуществлявших регулярные перевозки в соответствии с ранее действовавшим порядком перевозчиков, которые желают продолжать осуществление этой деятельности в соответствии с условиями Закона об организации перевозок. Для этого такие перевозчики должны были в установленный указанной нормой срок направить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона об организации перевозок.

В случае, когда такие сведения о маршрутах, включенных в реестр маршрутов регулярных перевозок до дня официального опубликования Закона об организации перевозок, перевозчиками не были представлены, либо были представлены с нарушением требований части 1 статьи 39 Закона об организации перевозок, уполномоченный орган в целях обеспечения бесперебойного осуществления перевозок, по смыслу главы 3 Закона об организации перевозок обязан провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, совпадавшему с маршрутом, по которому ранее осуществлял перевозку такой перевозчик. Следовательно, только по истечении установленного статьей 39 Закона об организации перевозок сроков на представление перевозчиком сведений и их проверку уполномоченным органом, последний вправе считать, что никто из перевозчиков, осуществлявших на момент официального опубликования названного Закона регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам, не изъявил желания продолжать осуществление перевозок по таким маршрутам, и приступить к выбору соответствующих перевозчиков на конкурсной основе. Переходный характер положений главы 8 Закона об организации перевозок, в том числе положений статьи 39, не допускает одновременное осуществление уполномоченным органом в отношении одного и того же маршрута процедуры конкурсного отбора перевозчиков и процедуры переоформления в соответствии с требованиями Закона об организации перевозок прав перевозчиков, осуществлявших регулярные перевозки по такому маршруту на момент официального опубликования Закона об организации перевозок.

В силу части 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.

Таким образом, уполномоченный орган вправе принимать решение об отмене маршрута только после истечения срока действия прежних карт маршрута, выданных на основании части 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года в целях проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, допускается продление срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт маршрута регулярных перевозок с сохранением на этот срок права юридического лица, индивидуального предпринимателя осуществлять регулярные перевозки по маршруту регулярных перевозок в соответствии с заключенным с ними договором, выданными им разрешением, паспортом маршрута регулярных перевозок или в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом не более чем на девяносто дней.

В силу ч.1 ст.18 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года, изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года).

В соответствии с положениями ст.1 Закона Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ («Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края», транспортное обслуживание населения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Пермского края и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ («Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края», органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с положениями ст. 2 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», город Пермь является муниципальным образованием - Пермским городским округом, в границах которого осуществляется местное самоуправление. Наименования Пермский городской округ и город Пермь равнозначны.

В соответствии с положениями п. 21, ч.1 ст. 49 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе, организует на территории города Перми транспортное обслуживание населения города Перми.

В соответствии с положениями ст. 57 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», глава города Перми в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законодательством Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления администрации города Перми по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законодательством Пермского края, а также распоряжения администрации города Перми по вопросам организации работы администрации города.

В соответствии с положениями ст. 59 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) или в срок, предусмотренный в самом правовом акте, но не ранее дня официального опубликования (обнародования), если в соответствии с законодательством не установлен иной срок их вступления в силу.

Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня подписания или в срок, предусмотренный в самом правовом акте, но не ранее дня подписания, если в соответствии с законодательством не установлен иной срок их вступления в силу.

Официальными источниками опубликования (обнародования) правовых актов города Перми являются: учрежденное органами местного самоуправления печатное средство массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», официальный сайт муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию) в официальном источнике не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством или настоящим Уставом не установлен иной срок.

Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первая публикация в официальном источнике опубликования (обнародования).

В соответствии с требованиями Постановления Администрации г. Перми от 25.05.2012 № 235 «О порядке подготовки правовых актов в администрации города Перми», постановления и распоряжения администрации города Перми должны:

соответствовать действующему законодательству, нормативным актам органов государственной власти, ранее принятым правовым актам органов местного самоуправления города Перми (если проектом правового акта администрации города Перми не предусматривается их отмена или изменение);

предусматривать порядок вступления в силу;

предусматривать порядок опубликования (при необходимости);

определять лиц по контролю исполнения постановлений и распоряжений администрации города Перми.

В соответствии с требованиями ч. 4. ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Постановлением Администрации г. Перми от 28.11.2016 № 1057 утвержден Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми.

В соответствии с указанным Порядком, целями подготовки документа планирования являются:

обеспечение потребностей населения города Перми в регулярных перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми;

повышение качества предоставления транспортных услуг населению города Перми;

обеспечение информационной доступности о мероприятиях по развитию регулярных перевозок города Перми.

Документ планирования включает следующие разделы:

раздел 1 «Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми» (далее - раздел 1);

раздел 2 «Параметры обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми» (далее - раздел 2);

раздел 3 «Мероприятия по развитию регулярных перевозок» (далее - раздел 3);

раздел 4 «Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, используемой в регулярных перевозках» (далее - раздел 4);

раздел 5 «График заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в городе Перми» (далее - раздел 5);

раздел 6 «График проведения открытых конкурсов на право осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам» (далее - раздел 6).

Раздел 1 документа планирования должен содержать информацию о перечне муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - муниципальные маршруты), по которым осуществляется или планируется организация регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - перечень муниципальных маршрутов).

Внесение изменений в документ планирования осуществляется на основании результатов мониторинга за реализацией документа планирования и при установлении, изменении или отмене муниципального маршрута, осуществляемых в соответствии с порядком установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми.

Организатор регулярных перевозок осуществляет работу по подготовке проекта постановления администрации города Перми о внесении изменений в документ планирования.

В соответствии с положениями пятого раздела Постановления Администрации г. Перми от 05.09.2011 № 461 «Об утверждении Порядка открытия, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок города Перми», решение о закрытии маршрутов регулярных перевозок принимает организатор пассажирских перевозок.

Основаниями для закрытия маршрутов регулярных перевозок являются:

закрытие движения или изменение организации движения на отдельных участках дорожной сети на постоянной основе;

выявление нарушений требований к техническому состоянию объектов транспортной инфраструктуры.

Закрытие маршрутов регулярных перевозок по указанным в пункте 5.2 настоящего Порядка основаниям осуществляется организатором пассажирских перевозок на основании заключений уполномоченных контрольно-надзорных органов о невозможности дальнейшего обслуживания маршрутов регулярных перевозок.

Информация о закрытии маршрутов регулярных перевозок доводится организатором пассажирских перевозок до сведения населения не позднее чем за 10 календарных дней через средства массовой информации и путем размещения объявлений в транспортных средствах, осуществляющих движение по маршруту.

В соответствии с требованиями 3.1 Решения Пермской городской Думы от 24.05.2016 № 96 «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми», администрации города Перми рекомендовано в срок до 01.01.2018 утвердить порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми;

В соответствии с положениями ст.12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что административный истец на основании договора, заключенного с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми, на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми № 107-2011-т от 08.11.2011 г. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми № 10Т «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок», по тарифам, утвержденным решением Пермского городской Думы.

01.07.2015 г. к вышеуказанному договору № 107-2011-т от 08.11.2011 г. заключено дополнительное соглашение № 1, в соответствии с которым п.9.2 изложен в следующей редакции:

срок осуществления перевозок Перевозчиком по настоящему договору составляет с 09 ноября 2011 г. (включительно) для дня начала исполнения обязательств перевозчиком в рамках договора, заключенного по результатам конкурса, но не далее 31 декабря 2015 г. (включительно).

25.01.2016 г. на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Транспорт» создана рубрика с названием «Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок» и в соответствии с требованиями ч.2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещен реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в котором под порядковым номером указан автобусный маршрут 10т сообщением «Микрорайон Железнодорожный - Центральный Рынок», перевозчиком указан ИП Михалев С.В.

22.02.2017 г., после процедуры публичных консультаций организованных на официальном сайте, Администрацией г. Перми принято постановление № 210 от 22.03.2017 г. «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми».

Указанное постановление в соответствии с требованиями ст. 59 Решения Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми», 22.03.2017 опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также 28.03.2017 в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь».

Таким образом, с учетом положений вышеуказанного законодательства, судом установлено, что администрация города Перми, является компетентным органом на принятие постановления об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, принятого по правовому регулированию вопросов организации транспортного обслуживания населения на территории своего муниципального образования, оспариваемое постановление органа местного самоуправления является нормативным правовым актом, и опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов в установленный срок.

В соответствии с абз.2 п. 2 указанного постановления, признано утратившим силу постановление администрации города Перми от 4 июля 2006 г. № 1148 «Об утверждении Единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми», который предусматривал наличие маршрута 10т сообщением микрорайон «Железнодорожный - Центральный Рынок».

Из пояснений административного истца следует, что ему карта маршрута, в соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона № 220-ФЗ не выдавалась, другими участниками доказательств иного суду не представлено.

Административным ответчиком и заинтересованным лицом, суду достоверных доказательств, соблюдения процедуры отмены (закрытия) муниципального маршрута 10т сообщением микрорайон «Железнодорожный - Центральный Рынок» с учетом положений ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не представлено.

Признание утратившим силу постановления администрации города Перми от 4 июля 2006 г. № 1148 «Об утверждении Единой сети маршрутов регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Перми», с бесспорностью не свидетельствует об отмене муниципального маршрута 10т сообщением микрорайон «Железнодорожный - Центральный Рынок».

При указанных обстоятельствах само по себе не включение органом местного самоуправления спорного маршрута в документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, не может рассматриваться в качестве надлежащего способа отмены данного маршрута.

Таким образом, административный истец в нарушение требований статей 18 и 39 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года административный истец не был предупрежден об изменении вида регулярных перевозок за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.

Фактически доводы Департамента дорог и транспорта сводятся к тому, что процедура оспариваемого нормативно-правого акта была соблюдена, административный истец пропустил, установленный законом 3-х месячный срок обжалования, административный истец после принятии Федерального закона №22-ФЗ, в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона не направил в уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршруте регулярных перевозок «микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что не предоставление им в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона в адрес Департамента сведений о данном маршруте не имеет значения для рассматриваемого дела, поскольку данный маршрут был включен в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, размещенный 25.01.2016 г., в соответствии с требованиями ч.2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на официальном сайте муниципального образования Город Пермь, содержащий сведения об автобусном маршруте 10т сообщением микрорайон «Железнодорожный - Центральный Рынок», с указанием перевозчика ИП Михалев С.В.

Срок предусмотренный ст.219 КАС РФ не подлежит применению к рассматриваемому делу, поскольку данный срок подлежит применению к правоотношениям, возникающим из рассмотрения споров, указанных в главе 22 КАС РФ, в то время как рассматриваемый спор к делам данной категории не относится.

Соблюдение процедуры принятии оспариваемого НПА не свидетельствует о том, что данный НПА не нарушает права административного истца, поскольку 23.08.2017 г. административному истцу было отказано в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 10т сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок».

Таким образом, отсутствие маршрута сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок» в постановлении Администрации г. Перми № 210 от 22.03.2017 г. «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» нарушает право административного истца на осуществление пассажирских перевозок по указанному маршруту.

Оценивая указанные доводы, проанализировав приведенные выше нормы законодательства, суд полагает, что требования административного истца о признании не действующим постановления Администрации г. Перми № 210 от 22.03.2017 г. «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» в части отсутствия маршрута сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок» со дня принятия судом решения, подлежат удовлетворению как противоречащие федеральному законодательству.

В силу ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений ст.215 КАС РФ суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в части требования о возложении обязанности включить муниципальный маршрут регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам, сообщением «микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок», в перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми и параметры обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Перми документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми, утвержденного постановлением № 210 от 22.03.2017 г., поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 215 КАС РФ суд,

р е ш и л :

Административный иск индивидуального предпринимателя Михалева С.В. удовлетворить частично.

Постановление Администрации г. Перми № 210 от 22.03.2017 г. «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам города Перми» признать не действующим в части отсутствия маршрута сообщением «Микрорайон Железнодорожный – Центральный рынок» со дня принятия судом решения, в удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать администрацию г.Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в силу, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись С.И. Плешивцев

Копия верна:

Судья